Данные с ККТ в режиме реального времени: новый законопроект
Н.А. Петрова,
эксперт журнала "Налоговая проверка"
Журнал "Налоговая проверка", N 2, март-апрель 2016 г., с. 11-21.
9 января 2016 года Правительством РФ в Государственную думу был внесен законопроект N 968690-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации". До 16 февраля 2016 года принимались отзывы, предложения и замечания, рассмотрение законопроекта было намечено на февраль 2016 года.
Мы изучили новые законодательные инициативы и готовы поделиться ими с нашими читателями.
Предпосылки внесения изменения в Закон N 54-ФЗ
Внести изменения в Закон N 54-ФЗ*(1) планировалось еще в 2012 году (п. 61 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2012 год, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2011 N 2425-р). Затем в последующие годы Минфин и ФНС совместно с другими ведомствами хотели оптимизировать государственное регулирование в сфере применения контрольно-кассовой техники (ККТ), а также усовершенствовать порядок применения ККТ.
При этом даже был проведен эксперимент по применению ККТ в режиме online. Напомним, что в период с 1 августа 2014 года до 1 февраля 2015 года*(2) пилотный проект по применению ККТ с передачей данных в налоговый орган осуществлялся в следующих регионах: Республике Татарстан, Калужской, Московской областях и г. Москве. Участие в нем было добровольным, и финансировалось все за счет бюджетных средств. В эксперименте приняло участие более 1 000 налогоплательщиков*(3), за шесть месяцев проведения эксперимента было подключено более 4 000 единиц ККТ, пробито более 17 млн. кассовых чеков на сумму более 13 млрд. руб.
В целом эксперимент был признан успешным: были подтверждены возможность технической реализации новой технологии и ее работоспособность.
Предполагалось, что выработанные, в том числе на основании результатов проведенного эксперимента, рекомендации лягут в основу законопроекта, который вносит изменения в Закон N 54-ФЗ, и поправки вступят в силу с 1 января 2016 года. Но на практике все затянулось, в результате с 1 января 2016 года новшества не "заработали".
Передача данных с ККТ в налоговый орган
Для того чтобы заработал новый механизм передачи данных с ККТ в налоговый орган в режиме реального времени, необходимо принять ряд существенных поправок в Закон N 54-ФЗ, который остается основным законом, регулирующим правила применения ККТ.
Контроль и надзор за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований Закона N 54-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов по-прежнему будет осуществлять налоговая служба.
Налоговые органы будут вправе проводить проверки, запрашивать соответствующие документы, иметь доступ к сведениям о расчетах, к ККТ, получать беспрепятственный дистанционный доступ к фискальным данным, содержащимся в базе данных операторов фискальных данных (ОФД), проводить проверку правильности учета наличных денежных средств при применении ККТ и фактического наличия БСО.
При реализации своих прав налоговики будут взаимодействовать с органами внутренних дел РФ и органами ФСБ.
Организации и предприниматели, применяющие ККТ, обязаны выполнять требования, установленные Законом N 54-ФЗ, в том числе осуществлять регистрацию ККТ, применять исправную ККТ, заключать договор с ОФД.
Новые понятия
Вводится ряд новых понятий, например, таких как:
- оператор фискальных данных (ОФД) - это юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, находящееся на территории РФ, получившее в соответствии с данным федеральным законом и принятыми согласно ему нормативными правовыми актами разрешение на обработку фискальных данных;
- пользователь - лицо, применяющее ККТ при осуществлении расчетов с покупателем (клиентом);
- фискальный накопитель (ФН) - шифровальные (криптографические) средства защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, содержащие ключ фискального признака, обеспечивающие запись фискальных данных, перечень которых установлен данным федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, в некорректируемом виде, их энергонезависимое долговременное хранение, формирование фискального признака, аутентификацию электронных документов, направляемых в ККТ ОФД, а также шифрование фискальных данных (если это необходимо пользователю) в целях обеспечения конфиденциальности информации, передаваемой ОФД.
Сфера применения ККТ
По общему правилу ККТ применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ. В частности, организации и предприниматели, оказывающие услуги, перечень которых будет утвержден Правительством РФ, могут не применять ККТ при условии выдачи БСО, выполненного вручную на бумажном носителе. Также без применения ККТ смогут работать организации и предприниматели, осуществляющие отдельные виды деятельности, например продажу газет и журналов, ценных бумаг, проездных документов и др. Аналогичный перечень установлен действующей редакцией п. 3 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.
Исключение сделано и для организаций и предпринимателей, являющихся плательщиками ЕНВД, а также для организаций и предпринимателей, работающих в отдаленных или труднодоступных местностях, указанных в специальном утвержденном перечне: они могут не применять ККТ при условии выдачи документа, подтверждающего факт осуществления расчета.
Остаются льготы по применению ККТ и для аптечных организаций, находящихся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленных подразделений медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность.
Проблемы, которые могут возникнуть при передаче информации через Интернет, планируется решать следующим образом: в отдаленных от сетей связи местностях, определенных в соответствии с установленными критериями и указанных в утвержденном перечне, организации и предприниматели могут применять ККТ без передачи фискальных данных в налоговые органы в электронной форме через ОФД. В этом случае электронный чек покупателю не выдается, вместо него будет выдаваться чек на бумажном носителе.
Механизм работы ККТ с передачей информации в режиме реального времени
Принцип работы новой ККТ следующий. При осуществлении расчетов организации и предприниматели обязаны сформировать в момент расчета кассовый чек в электронной форме и направить фискальные данные, содержащиеся в кассовом чеке, в налоговые органы через ОФД. Одновременно передать покупателю кассовый чек в электронной форме в установленном порядке, по требованию покупателя или при отсутствии у него возможности получения кассового чека в электронной форме отпечатать его на бумажном носителе. При этом предусмотрена возможность передачи кассового чека покупателю через ОФД.
Реестры ККТ и ФН
Государственный реестр ККТ, который сегодня ведет ФНС, отменяется. Вместо него федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору за применением ККТ (скорее всего, это будет ФНС), будет вести реестры контрольно-кассовой техники и фискальных накопителей.
Основной смысл этих реестров будет заключаться в том, что изготовители ККТ и ФН будут представлять сведения о каждом изготовленном ими экземпляре ККТ или ФН. При регистрации (перерегистрации) ККТ будет проверяться указанная информация в данных реестрах.
Реестры будут общедоступны: посмотреть их можно будет на официальном сайте ФНС.
Оператор фискальных данных
Правительством РФ будут установлены специальные требования к ОФД: это будут как технические требования, так и организационные - ОФД должен будет иметь разрешение на обработку фискальных данных.
Пользователи - организация или предприниматель, применяющие ККТ, будут обязаны заключить договор с ОФД на обработку фискальных данных. Отказ ОФД от заключения договора на обработку фискальных данных при наличии технических возможностей по обработке не допускается.
Требования к ККТ и ФН
Требования к ККТ, порядок и условия регистрации, перерегистрации и снятия с регистрационного учета ККТ в налоговых органах, а также порядок и условия ее применения будут определены Правительством РФ. В аналогичном порядке будут установлены требования к ФН.
В законопроекте сказано: налоговые органы снимают с регистрационного учета ККТ, в ФН которой истек срок действия ключа фискального признака, в одностороннем порядке без заявления пользователя о снятии такой ККТ с регистрационного учета. При этом информация о фискальном накопителе исключается из реестра фискальных накопителей.
Запрещаются какие-либо действия с ФН: уничтожение, удаление, блокирование, модификация (корректировка), обезличивание сведений о расчетах и фискальных данных, записанных в ФН и направленных через ОФД в адрес налоговых органов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим федеральным законом, а также разработка соответствующих программных средств.
Планируемые поправки в КоАП РФ
По мнению разработчиков рассматриваемого законопроекта, действующие в настоящее время размеры административных штрафов не стимулируют к выполнению установленных требований обязательности применения ККТ из-за несопоставимости размеров штрафов с размерами получаемых от хозяйственной деятельности доходов.
Напомним, что сегодня за неприменение ККТ максимальная сумма штрафа для юридических лиц составляет 40 000 руб. (п. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).
Предлагается, во-первых, увеличить срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о применении ККТ с двух месяцев до одного года. Это позволит контролерам в лице налоговых органов привлекать к ответственности большее количество нарушителей.
Во-вторых, планируется дифференцировать ответственность в зависимости от вида совершенного правонарушения.
В-третьих, если сегодня сумма штрафа не зависит от суммы платежа (суммы расчета, осуществленного с использованием наличных и (или) электронных средств платежа), который совершен с нарушениями действующего законодательства, то в дальнейшем предлагается установить такую зависимость: сумма штрафа будет кратной сумме платежа, совершенного с нарушением законодательства о ККТ.
Кроме этого, введена административная ответственность для ОФД.
В итоге предлагается установить следующие меры административной ответственности за нарушения порядка работы с ККТ.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности | Мера ответственности | |
Неприменение ККТ в установленных федеральными законами случаях | ||
Гражданин | От 3/4 до одного размера суммы платежа без применения ККТ, но не менее... | 1500 руб. |
Должностное лицо | 10 000 руб. | |
Юридическое лицо | 30 000 руб. | |
Применение ККТ, не соответствующей установленным требованиям, а равно применение ККТ с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения | ||
Гражданин | Предупреждение или административный штраф в размере... | 1500 руб. |
Должностное лицо | 2 000 руб. | |
Юридическое лицо | 7 000 руб. | |
Ненаправление организацией или предпринимателем при применении ККТ покупателю (клиенту) кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме | ||
Должностное лицо | Предупреждение или административный штраф в размере... | 2 000 руб. |
Юридическое лицо | 10 000 руб. | |
Нарушение ОФД законодательства о применении ККТ при осуществлении расчетов с использованием наличных и (или) электронных средств платежа | ||
Должностное лицо | От 40 000 до 50 000 руб. | |
Юридическое лицо | От 500 000 до 1 000 000 руб. |
Переходные положения
Широкомасштабные изменения, вносимые в Закон N 54-ФЗ, требуют определенной подготовительной работы, для которой нужно время. И в данном случае усилия должны приложить как организации и предприниматели, которые будут обязаны применять новый вид ККТ, так и все задействованные в этом процессе лица, в том числе контролирующие органы. Кроме того, нужно подготовить необходимую нормативно-правовую базу.
Заметим: приведенные ниже сроки установлены исходя из даты вступления в силу изменений в Закон N 54-ФЗ - с 1 января 2016 года. Указанная дата уже пропущена, и когда именно законопроект примет форму закона, можно только догадываться. Соответственно, окончательные сроки вступления в силу новых норм также могут быть сдвинуты на более позднее время. В данном случае важно, что переходный период в принципе предусмотрен, то есть у организаций и предпринимателей будет определенный промежуток времени, чтобы подготовиться к новым правилам работы.
Действия, осуществляемые в соответствии с Законом N 54-ФЗ | Период действия |
При осуществлении расчетов пользователь в момент расчета обязан отпечатать и передать кассовый чек (БСО) на бумажном носителе покупателю, сформировать кассовый чек (БСО) в электронной форме и направить его в налоговые органы через ОФД | С 1 апреля 2016 года до 1 января 2018 года |
Положения об обязательном заключении договора с ОФД и о передаче фискальных данных в налоговые органы через ОФД применяются организациями и предпринимателями в добровольном порядке | С 1 апреля 2016 года до 1 февраля 2017 года |
По требованию покупателя пользователи дополнительно к кассовому чеку (БСО), отпечатанному на бумажном носителе с применением ККТ, обязаны обеспечить передачу покупателю кассового чека в электронной форме или идентифицирующих такой документ признаков и информации об адресе информационного ресурса в Интернете, по которому такой документ может быть получен, при условии предоставления покупателем адреса электронной почты (абонентского номера), на который информация должна быть передана | С 1 февраля 2017 года до 1 января 2018 года |
Формирование кассового чека (БСО) в электронном виде и передача его ОФД, а также передача данных покупателю (п. 3 и 4 ст. 1.2) | Вступают в силу с 1 января 2018 года |
Печать кассового чека (БСО) на бумажном носителе по требованию покупателя (п. 5 ст. 1.2) | Утрачивает силу с 1 января 2018 года |
Регистрация, перерегистрация, снятие с регистрационного учета ККТ в налоговых органах и ее применение осуществляются в порядке, действовавшем до принятия рассматриваемых изменений | С 1 января 2016 года до 1 апреля 2016 года |
Регистрация, перерегистрация, снятие с регистрационного учета ККТ в налоговых органах и ее применение могут осуществляться в порядке, действовавшем до принятия рассматриваемых изменений | С 1 апреля 2016 года до 1 февраля 2017 года |
Регистрация и перерегистрация ККТ, которая не обеспечивает передачу ОФД каждого кассового чека (БСО) в электронной форме, содержащего фискальный признак, не допускаются, за исключением отдаленных местностей, указанных в утвержденном перечне | С 1 февраля 2017 года |
Пользователи, обратившиеся с заявлением о регистрации (перерегистрации) ККТ в налоговые органы, обязаны заключить договор с ОФД и осуществлять передачу фискальных данных в налоговые органы в электронной форме через ОФД, за исключением отдаленных местностей, указанных в утвержденном перечне | С 1 февраля 2017 года |
Пользователи применяют в обязательном порядке положения Закона N 54-ФЗ, за исключением предпринимателей, применяющих ПСНО, и пользователей, у которых обязанность применения ККТ возникла после принятия рассматриваемых изменений (см. ниже) | С 1 июля 2017 года |
ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 1 февраля 2017 года, может применяться и сниматься с регистрационного учета в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ до рассматриваемых изменений и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами | До 1 июля 2017 года |
Предприниматели, применяющие ПСНО, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)) в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ, без учета рассматриваемых изменений | До 1 июля 2018 года |
Организации и предприниматели, оказывающие услуги (выполняющие работы) населению, а также организации и предприниматели, у которых обязанность применения ККТ возникла в связи с принятием рассматриваемых изменений, вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих БСО в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ, до дня вступления в силу рассматриваемых новшеств | До 1 июля 2018 года |
Особый порядок применения ККТ для отдельных групп налогоплательщиков, в том числе с использованием устройств на мобильных телефонах (смартфонах, планшетах), может определяться Правительством РФ | До 1 января 2017 года |
Таким образом, предусматривается поэтапный переход на применение ККТ, передающей информацию о расчетах, осуществленных с использованием наличных и электронных средств платежа через ОФД в адрес налоговых органов в электронном виде:
- для вновь регистрируемой ККТ - с 1 февраля 2017 года;
- для применяемой в настоящее время ККТ - с 1 июля 2017 года;
- печать кассового чека на бумажном носителе будет прекращена - с 1 января 2018 года;
- все положения закона вступят в силу 1 июля 2018 года.
Принятие рассматриваемого законопроекта потребует как внесения изменений в действующие нормативно-правовые акты, так и принятия новых. Например, потребуется внести изменения в постановления Правительства РФ N 470 *(4) и N 359 *(5).
Ряд документов должен быть принят для полноценной работы нового механизма, например:
- перечень услуг, при оказании которых организации и предприниматели могут не применять ККТ при условии выдачи БСО на бумажном носителе;
- порядок изготовления, выдачи, учета, хранения и уничтожения БСО;
- перечень товаров, при торговле которыми организации и предприниматели не вправе производить расчеты без применения ККТ;
- требования к ОФД;
- др.
Ответственными за принятие необходимой нормативной базы будут различные министерства и ведомства, такие как Минфин и ФНС, Минэкономразвития, Минкомсвязь, Минпромторг и ФСБ.
Для разработки документов им будет дано четыре месяца после принятия предлагаемого проекта федерального закона.
* * *
В Государственную думу внесен законопроект, который вводит новый механизм передачи информации с ККТ в налоговый орган через ОФД в режиме реального времени. Разработчики рассматриваемых новшеств считают, что реализация этого правового механизма позволит:
- снизить административную и финансовую нагрузку на налогоплательщиков за счет упрощения предоставления государственной услуги по регистрации (перерегистрации) ККТ;
- исключить необоснованные проверки с выходом на место установки ККТ;
- сократить ежегодные издержки налогоплательщиков, связанные с использованием ККТ;
- сократить объем теневого оборота наличных денежных средств;
- увеличить налоговые поступления в бюджет.
При этом переход на применение ККТ с функцией передачи информации создаст условия для повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг, упростится возможность реализации права на удовлетворение своих требований в соответствии с законодательством о защите прав потребителей, в том числе за счет перехода на электронный чек.
В целях обеспечения эффективного функционирования новой системы администрирования ККТ предусматривается внесение изменений в КоАП РФ в части повышения ответственности за неприменение ККТ при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг посредством установления штрафа в размере, кратном размеру суммы денежных средств, полученных за период неприменения такой ККТ.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
*(2) Эксперимент проводился в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 14.07.2014 N 657 "О проведении в 2014-2015 годах эксперимента по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в целях совершенствования порядка ее регистрации и применения".
*(3) Информация представлена на официальном сайте налоговой службы.
*(4) Постановление Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 "Об утверждении Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями".
*(5) Постановление Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"