Особенности заключения договора перевозки груза железнодорожным транспортом
А.В. Самигулина,
к.ю.н., доцент, доцент кафедры предпринимательское
и корпоративное право ФГОБУ ВПО Финансового
университет при Правительстве Российской Федерации
и кафедры гражданское право ГОУ ВПО Российская
таможенная академия
Журнал "Право и экономика", N 2, февраль 2016 г., с. 40-44.
Перевозкой считается такое перемещение грузов, пассажиров и багажа, которое осуществляется в соответствии с положениями гл. 40 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (в ред. от 13.07.2015 г., далее - ГК РФ*(1)), то есть с обязательным заключением договора перевозки и соблюдением всех правил, установленных на том виде транспорта, на котором осуществляется эта перевозка. Перевозка является одним из видов гражданско-правовых обязательств (или договоров)*(2).
Договор на перевозку грузов железнодорожным транспортом может заключаться на основании: заявок (заказов) и договоров об организации перевозок*(3). Законодатель относит принятую заявку (заказ) к категории "иных договоров" - п. 1 ст. 794 ГК РФ. Выполнение действий, связанных с организацией перевозок грузов, невозможно без предварительного их согласования с перевозчиками, грузоотправителями, владельцами инфраструктур*(4).
Следует отметить, что ГК РФ обеспечивает только базовую унификацию правового регулирования в сфере перевозок. Положения гл. 40 ГК РФ в большинстве случаев содержат отсылочные нормы к транспортным уставам и кодексам, отражающим специфику отдельных договоров в сфере транспортной деятельности*(5).
Грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов - ст. 11 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (в ред. от 06.04.2015 г., далее - УЖТ*(6)). Форма заявки на перевозку грузов является единой для всех участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте*(7).
В заявке указывается точное количество необходимых вагонов и тонн, железнодорожные станции назначения и другие сведения. Датой представления заявки на перевозку грузов перевозчику является дата ее получения перевозчиком. Перевозчик обязан рассмотреть поступившую заявку на перевозку грузов в течение двух дней. В заявке грузоотправитель указывает срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней. При этом заявки представляются не менее чем за десять дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении. Для перевозок грузов в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении и в смешанном сообщении заявки представляются не менее чем за пятнадцать дней до начала перевозок.
Таким образом, заявка грузоотправителя является документом, регулирующим организацию перевозки грузов. Источником обязательств по подаче подвижного состава (вагонов, контейнеров) и предъявлению грузов при систематической перевозке грузов на железнодорожном транспорте может также являться договор об организации перевозок и заявка или же принятая перевозчиком заявка грузоотправителя при разовой перевозке.
Как отмечает В.М. Новиков, в условиях развития экономики страны и обновления гражданского законодательства основания возникновения транспортных обязательств претерпели значительные изменения. Из их круга изъято одно из них - план перевозки грузов. Законодательство больше не применяет термина "план перевозки". Однако элемент планирования перевозок грузов общественным транспортом все же присутствует*(8).
Согласно ст. 10 УЖТ грузополучатели и грузоотправители при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок, в которых определяются: объем перевозок грузов, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также иные условия организации перевозок*(9).
Согласно договорам об организации перевозок перевозчики обязуются в установленные сроки принимать грузы в обусловленном объеме, а грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозки.
Как отмечает В.А. Егиазаров: "Основная цель подобных договоров на железнодорожном транспорте - урегулировать в ходе исполнения перевозочного процесса такие взаимоотношения сторон, которые не получили достаточного нормативного разрешения, а также способствовали бы выполнению перевозочного процесса на данный период. Благодаря заключенному долгосрочному договору об организации перевозок, обеспечивается четкая координация всех участников транспортировочного процесса - грузоотправителя, перевозчика, грузополучателя. Стороны, заключившие долгосрочный договор об организации перевозок грузов, согласились в будущем заключать договоры перевозки на предусмотренных им условиях. Этот договор не заменяет договор перевозки конкретного груза..."*(10).
В.В. Витрянский указывает, что фактически договору об организации перевозок отводится роль соглашения о дополнительных услугах, оказываемых грузоотправителю (грузополучателю) железной дорогой, которые подлежат оплате по договорному тарифу*(11).
В договоре об организации перевозок грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке. Из данного договора возникает обязанность перевозчика принимать, а грузовладельца - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме (ст. 798 ГК РФ). Данный договор не является договором перевозки конкретного груза, так как область применения его ограничена отношениями, складывающимися между перевозчиком и грузовладельцем при систематических перевозках грузов, которые носят долгосрочный характер.
В юридической литературе неоднозначно трактуется правовая природа договора об организации перевозок. Одни ученые, например В.В. Витрянский*(12) и А.Н. Гуев*(13), рассматривают договор об организации перевозок как разновидность договора перевозки. Другие ученые, например, М.К. Александров-Дольник и Ф.М. Лучанский*(14), не относят данные договоры к разновидности договоров перевозки.
На наш взгляд, позиция М.К. Александрова-Дольника и Ф.М. Лучанского является более правильной. Как отмечает В.П. Дуюн, "нельзя отождествлять годовой договор на перевозку грузов с договором перевозки, поскольку права и обязанности сторон по этим договорам не совпадают"*(15).
Необходимо отметить, что судебной практикой данные договоры не относятся к разновидности договора перевозки*(16).
Одни цивилисты относят данные договоры к категории "организационных предпосылок". Например, В.Т. Смирнов отмечает: "По своей природе он не является договором перевозки, носит консенсуальный, взаимный характер и направлен на обеспечение планомерных отправок грузов... Существенными условиями договора считаются объемы и сроки предоставления транспортных средств и предъявления грузов к перевозке, порядок расчетов сторон"*(17).
Другие российские ученые, например А.Н. Гуев*(18), придерживаются концепции, согласно которой эти договоры являются предварительными договорами.
С указанной позицией не согласен В.В. Витрянский, он придает договорам об организации перевозок значение самостоятельной гражданско-правовой сделки*(19).
По нашему мнению, необходимо согласиться с точкой зрения А.П. Сергеева, что суть договора об организации перевозок грузов заключается в том, чтобы связать стороны будущих перевозок общим обязательством. В данном договоре могут быть определены формы конкретизации обязанностей по предъявлению груза и подаче транспортных средств, порядок расчетов и др. Договор об организации перевозок грузов является основанием для заключения договора на перевозку грузов*(20).
Следует отметить, что договор об организации перевозок по своей юридической природе является: взаимным; консенсуальным, т.к. считается заключенным в момент заключения сторонами соглашения по всем существенным условиям договора; письменным, т.к. заключается путем подписания сторонами одного документа; добровольным; длящимся; неимущественным и безвозмездным.
Договор железнодорожной перевозки грузов является одним из элементов сложного юридического состава, лежащего в основе обязательства железнодорожной перевозки грузов. Другими элементами данного состава являются достигнутое перевозчиком и грузоотправителем соглашение о подаче перевозчиком транспортных средств и предъявлению грузоотправителем грузов к перевозке, а в соответствующих случаях и договор об организации перевозок.
Содержание договора перевозки излагается в накладной. Накладная после оформления принимает форму и силу договора перевозки грузов. Отправитель заполняет накладную в соответствии с принятой формой и, вместе с соответствующим грузом, передает ее перевозчику.
При отправлении грузов с железнодорожного пути не общего пользования, не принадлежащего грузоотправителю, транспортная накладная представляется перевозчику грузоотправителем после ее согласования с владельцем указанного железнодорожного пути (ст. 25 УЖТ).
Необходимо отметить, что основными документами, подтверждающими заключение договора перевозки груза, являются: транспортная железнодорожная накладная и выданная на её основании железнодорожная квитанция*(21).
Накладная является основным документом, на основании которого устанавливаются:
- взаимные обязательства железной дороги и грузоотправителя по перевозке,
- ответственность за несохранность груза,
- права грузополучателя,
- права на предъявление претензий и судебных исков,
- правильность применения тарифов,
- точность и полнота расчетов за перевозку и т.д.
Грузоотправитель несет имущественную ответственность за достоверность сведений, внесенных в накладную, а также за последствия, возникшие вследствие внесения недостоверных, неточных или неполных сведений, указанных грузоотправителем в накладной. Данное подтверждается материалами судебной практики*(22).
Что касается платежей, подлежащих уплате по договору перевозки грузов железнодорожным транспортом, целесообразно, по нашему мнению, в ст. 2 УЖТ установить, что под платой за перевозку грузов понимается цена их перевозки, расчет которой осуществляется по правилам применения тарифов.
Перевозчик, подтверждая прием груза к перевозке, ставит в накладной календарный штемпель. Накладная выдается грузополучателю на станции назначения вместе с грузом. Железнодорожный перевозчик имеет право выборочно проверять достоверность сведений, указанных грузоотправителем в накладной.
Перевозчик на основании накладной после приема груза к перевозке от грузоотправителя составляет:
- дорожную ведомость,
- корешок дорожной ведомости и квитанцию о приеме груза к перевозке.
Документы содержат все данные о: грузе, грузоотправителе, грузополучателе, станциях отправления и назначения, о вагоне и уплаченных грузоотправителем провозных платежах при отправлении.
Следует отметить, что дорожная ведомость вместе с накладной сопровождает груз до станции назначения и является документом, по которому учитывается перевозочная работа, распределяются провозные платежи между железными дорогами, и оформляется выдача груза грузополучателю. Квитанция о приеме груза к перевозке выдается грузоотправителю. Корешок дорожной ведомости хранится на железнодорожной станции отправления и является документом, подтверждающим прием груза к перевозке и взимание провозных платежей для железной дороги отправления, а также одним из документов, на основании которого учитывается погрузка грузов.
Приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 39 "Об утверждении правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом" (в ред. от 03.10.2011 г., далее - Правила заполнения перевозочных документов на перевозку грузов)*(23) предусматривает порядок заполнения перевозочных документов, в зависимости от вида отправок (например, перевозки грузов повагонными и мелкими отправками оформляются транспортной железнодорожной накладной формы ГУ-27 и др.) Бланки перевозочных документов заполняются машинописным, в том числе компьютерным, способом и вручную чернильными (шариковыми) ручками. Отдельные сведения указываются в виде штемпелей. Подчистки и помарки в перевозочных документах не допускаются. При необходимости изменения сведений, внесенных грузоотправителем в перевозочный документ, грузоотправитель заполняет новый бланк такого документа.
За искажение сведений в транспортной железнодорожной накладной грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки, независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.
Следует отметить, что масса груза и количество мест, а также провозная плата указываются в накладной по каждому вагону в соответствующих графах, а общее количество мест, масса всего отправляемого груза и общая сумма провозных платежей - на лицевой стороне накладной.
В соответствии с Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов накладная и три экземпляра дополнительного листа предъявляются грузоотправителем на станцию отправления. Станцией во все экземпляры дополнительного листа вносится номер накладной. Первый и второй экземпляры дополнительного листа прикладываются станцией отправления соответственно к накладной и к корешку дорожной ведомости, а третий экземпляр такого листа вместе с квитанцией о приеме груза возвращается грузоотправителю.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. Принят Государственной Думой от 21 октября 1994 г. N 51-ФЗ // Российская газета. - 1994. - N 238-239.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. Принят Государственной Думой от 22 декабря 1995 г. N 14-ФЗ // Российская газета. - 1996. - N 23-27.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 3. Принят Государственной Думой от 1 ноября 2001 г. N 146-ФЗ // Российская газета. - 2001. - N 233.
4. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" // СЗ РФ. - 2003. - N 2. - Ст. 170.
5. Приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18 июня 2003 г. N 39 "Об утверждении правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом" // Российская газета. - N 37. - 2004.
6. Приказ МПС РФ от 16.06.2003 г. N 21 "Об утверждении правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом" // Российская газета (специальный выпуск). - 2003.- N 119/2.
7. Решение Арбитражного суда Московской области от 04.10.2013 г. по делу N А41К1-1437/13 // www.lawmix.ru/moscow-sydu/136235.
8. Определение Верховного Суда РФ от 01.07.2015 г. N 72-АПГ15-5.
9. Обобщение судебно-арбитражной практики рассмотрения споров, возникающих по договору перевозки // Сборник постановлений пленума ВАС РФ. - 2011. - N 13.
10. Александров-Дольник М.К., Лучанский Ф.М. Грузовые перевозки разными видами транспорта. - М.: Юридическая литература, 1971. - 116 с.
11. Вайпан В.А. Правовое регулирование транспортной деятельности // Право и экономика. - 2012. - N 6. - С. 20, 33.
12. Вайпан А.В., С.Р. Гладких, А.П. Любимов и др. Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации: под ред. В.А. Вайпана, 5 изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2007. - 232 с.
13. Витрянский В.В. Договор перевозки. - М.: Статут, 2003. - 526 с.
14. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части второй ГК РФ. - М.: Инфра-М, 2005. - 670 с.
15. Дуюн В.П. Договор на организацию железнодорожных перевозок грузов. - Минск: Образование, 1970. - 200 с.
16. Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. - 8-е изд., доп. и перераб. - М.: Юстицинформ, 2015. - 736 с.
17. Морозов С.Ю. К вопросу о правовой природе договора об организации перевозок // Транспортное право. - 2015. - N 3. - С. 17.
18. Новиков В.М. Транспортное право (железнодорожный транспорт). - М.: УМЦ ЖДТ, 2010. - 358 с.
19. Сергеев А.П. Гражданское право. - М.: РГ-Пресс, 2011. - 864 с.
20. Смирнов В.Т., Яковлева В.Ф. Правовые проблемы перевозки и материально-технического снабжения. - Ленинград: Изд. ЛГУ, 1978. - 221 с.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Российская газета. - N 23. - 06.02.1996, N 24 - 07.02.1996, N 25 - 08.02.1996, N 27 - 10.02.1996.
*(2) Вайпан В.А. Правовое регулирование транспортной деятельности // Право и экономика. - 2012. - N 6. - С. 20.
*(3) Сергеев А.П. Гражданское право. - М.: РГ-Пресс, 2011. - С. - 523.
*(4) Морозов С.Ю. К вопросу о правовой природе договора об организации перевозок // Транспортное право. - 2015. - N 3.- С. 17.
*(5) Вайпан В.А. Правовое регулирование транспортной деятельности // Право и экономика. - 2012. - N 6. - С. 33.
*(6) C3 РФ. - 2003. - N 2. - Ст. 170.
*(7) Приказ МПС РФ от 16.06.2003 г. N 21 "Об утверждении правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом" (в ред. от 03.10.2011 г.) // Российская газета (специальный выпуск). - 2003. - N 119/2.
*(8) Новиков В.М. Транспортное право (железнодорожный транспорт). - М.: УМЦЖДТ, 2010. - С. 38.
*(9) Вайпан А.В., С.Р. Гладких, А.П. Любимов и др. Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации: под ред. В.А. Вайпана, 5 изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2007. - С. 124.
*(10) Егиазаров В.А. Транспортное право: Учебник. - 8-е изд., доп. и перераб. - М.: Юстицинформ, 2015. - С. 31.
*(11) Витрянский В.В. Договор перевозки. - М.: Статут, 2003. - С. 67.
*(12) Витрянский В.В. Договор перевозки. - М.: Статут, 2003. - С. 68.
*(13) Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части второй ГК РФ. - М.: Инфра-М, 2005. - С. 563.
*(14) Александров-Дольник M.K., Лучанский Ф.М. Грузовые перевозки разными видами транспорта. - M.: Юридическая литература, 1971. - С. 95.
*(15) Дуюн В.П. Договор на организацию железнодорожных перевозок грузов. - Минск.: Образование, 1970. С.73.
*(16) Обобщение судебно-арбитражной практики рассмотрения споров, возникающих по договору перевозки // Сборник постановлений пленума ВАС РФ. - 2011. - N 13.
*(17) Смирнов В.Т., Яковлева В.Ф. Правовые проблемы перевозки и материально-технического снабжения.- Ленинград: Изд. ЛГУ, 1978. - С. 75.
*(18) Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части второй ГК РФ. - M.: Инфра-М, 2005. - С. 563.
*(19) Витрянский В.В. Договор перевозки. - M: Статут, 2003. - С. 26.
*(20) Сергеев А.П. Гражданское право. - M.: РГ-Пресс, 2011. - С. 514.
*(21) Вайпан А.В., С.Р. Гладких, А.П. Любимов и др. Комментарий к Уставу железнодорожного транспорта Российской Федерации: под ред. В.А. Вайпана, 5 изд., перераб. и доп. - M.: Юстицинформ, 2007. - С. 126.
*(22) Решение Арбитражного суда Московской области от 04.10.2013 г. по делу N А41К1-1437/13 // www.lawmix.ru/moscow-sydu/136235; Определение Верховного Суда РФ от 01.07.2015 г. N 72-АПГ15-5. Российская газета. - N 37. - 2004.
*(23) Российская газета. - N 37. - 2004.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Самигулина А.В. Особенности заключения договора перевозки груза железнодорожным транспортом
Samigulina A.V. Conclusion of contract of transportation of cargo by rail
Железнодорожный транспорт является на сегодняшний день неотъемлемой частью современной экономики. Такая его роль объясняет существующую закономерность, а именно: чем лучше транспортная система, тем больше будут развиты торговля, производство, обмен, а следовательно, общество и государство в целом. Сама возможность нашего государства быть членом открытого экономического пространства со свободным движением товаров и услуг зависит от качества и количества перевозок грузов железнодорожным транспортом. Именно поэтому развитие перевозки грузов железнодорожным транспортом является для России стратегически важным.
Railway transportation is an integral part of modern economy today. This role explains existing law, namely: better transport system, trade, manufacture, exchange, and consequently, the society and the state as a whole will be more developed. The opportunity of our state to be a member of the open economic space with free movement of goods and services depends on quality and quantity of transportation of cargoes by rail. For this reason development of transportation of cargoes by railway transportation is strategically important for Russia.
Ключевые слова: перевозка, железнодорожный транспорт, заявка, договор об организации перевозок, договор перевозки груза.
Keywords: transportation, railway transportation, application, contract about organizations of transportation, contract of transportation of cargo.
Особенности заключения договора перевозки груза железнодорожным транспортом
Автор
Самигулина Алла Викторовна - к.ю.н., доцент, доцент кафедры предпринимательское и корпоративное право ФГОБУ ВПО Финансового университет при Правительстве Российской Федерации и кафедры гражданское право ГОУ ВПО Российская таможенная академия.
Родилась 11 марта 1984 г. в городе Люберцы.
Имеет высшее юридическое и высшее педагогическое образование. В 2006 г. окончила Всероссийскую государственную налоговую академию Министерства финансов Российской Федерации.
Специализируется в области предпринимательского права, ценных бумаг в России и за рубежом, гражданского права, международного права, правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц, рейдерства в России и за рубежом.
Автор более 80 трудов (монографий, учебных пособий, рабочих и учебных программ, статей), в том числе:
Главы 2 монографии "Правовое регулирование отдельных видов предпринимательской деятельности" // М.: Перо, 2014. С. 22-92;
Главы 2 учебника "Предпринимательское право. Правовое регулирование отдельных видов предпринимательской деятельности. (Бакалавр, Магистр)" под редакцией д.ю.н., проф. Г.Ф. Ручкиной. Академический курс. // М.: ЮРАЙТ, 2014. С. 39-83;
Учебно-методических указаний по самостоятельной работе студентов и проведению практических занятий по направлению подготовки 030501.65 "Юриспруденция" // М., 2014, РТА;
Учебно-методического комплекса (для подготовки бакалавров и магистров в соответствии с ФГОС ВПОновного поколения) "Актуальные проблемы гражданского законодательства" // М., 2011, МГУТУ им К.Г. Разумовского;
и многих других
Журнал "Право и экономика", 2016, N 2