Обзор разъяснений Минфина России и ФНС России за декабрь 2015 г. - январь 2016 г.
Л. Чистякова,
эксперт по налогообложению и бухгалтерскому учету,
аттестованный налоговый консультант по налогам и сборам
Журнал "Налоговый вестник", N 2, февраль 2016 г., с. 25-35.
В данном номере журнала мы продолжим изучать выводы Минфина России и ФНС России по вопросам применения налогового законодательства. Также отметим, что представители этих ведомств некоторые из своих писем посвятили грядущим изменениям в налоговом законодательстве.
Общие вопросы первой части НК РФ
О грядущих изменениях в допмероприятиях налогового контроля
В письме Минфина России от 07.12.2015 N 03-02-07/1/71389 обращено внимание на то, что в ближайшем будущем стоит ожидать внесения некоторых изменений в часть первую НК РФ.
Эти изменения связаны с внесением в Государственную думу проекта Федерального закона N 688389-6 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации, направленных на совершенствование налогового администрирования".
Государственной Думой вышеуказанный проект федерального закона "О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части совершенствования налогового администрирования", внесенный Правительством Российской Федерации, уже был принят в первом чтении.
Данным законопроектом предусматривается урегулировать порядок и сроки ознакомления лиц, в отношении которых проводились дополнительные мероприятия налогового контроля, с материалами по результатам этих мероприятий и подготовки возражений по ним.
В настоящее время п. 2 ст. 101 НК РФ устанавливает обязанность налогового органа только ознакомить лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), с материалами налоговой проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Это должно быть осуществлено в срок не позднее двух дней до дня рассмотрения материалов налоговой проверки в случае подачи этим лицом (его представителем) заявления об ознакомлении с материалами дела.
Планируется урегулировать момент начала и окончания дополнительных мероприятий налогового контроля. Так, начало и окончание дополнительных мероприятий налогового контроля должно будет фиксироваться в справке о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля.
Указанная справка с приложением материалов, полученных в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, в течение пяти дней со дня их окончания должна быть вручена лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, или его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате ее получения указанным лицом (его представителем). При этом документы, полученные от проверяемого лица, к указанной справке не будут прилагаться.
В случае если полученные от проверяемого лица документы содержат не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие налоговую, банковскую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц либо персональные данные физических лиц, к справке о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля должны быть приложены заверенные налоговым органом выписки из указанных документов, не содержащие соответствующую тайну третьих лиц.
В случае если лицо, в отношении которого проведена проверка (его представитель), уклоняется от получения справки о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля, этот факт должен быть отражен в справке. В таком случае справка направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (ее обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления указанной справки по почте заказным письмом датой вручения этой справки будет считаться 6-й день со дня отправки заказного письма.
Лицо, в отношении которого проведена налоговая проверка (его представитель), в течение десяти дней со дня получения справки о проведенных дополнительных мероприятиях налогового контроля с приложением материалов таких мероприятий будет вправе:
а) представить по ним письменные возражения;
б) а также приложить к письменным возражениям или передать в налоговый орган документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
По истечении указанного срока материалы налоговой проверки, в том числе материалы дополнительных мероприятий налогового контроля, будут рассматриваться в порядке, установленном ст. 101 НК РФ.
О представлении документов в xml-формате и в виде сканированных копий
ФНС России в письмах от 04.12.2015 N ЕД-16-2/304, от 09.12.2015 N ЕД-4-2/21577 обратила внимание, что представление документов в электронном виде является наиболее предпочтительным для налоговых органов.
Более того, возможность получения истребованных документов по контрольным мероприятиям в виде сканированных копий (электронных копий документов) является одним из основных направлений совершенствования процедуры истребования документов.
В случае если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным ФНС России форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) (ст.ст. 93, 93.1 НК РФ).
Возможность представления документов в xml-формате установлена для следующих документов:
а) счет-фактура, в том числе корректировочный;
б) журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур;
в) книга покупок и книга продаж, в том числе дополнительные листы к ним;
г) товарная накладная (ТОРГ-12);
д) акт приемки-сдачи работ (услуг).
Форматы документов, применяемых для целей исчисления НДС, утверждены приказом ФНС России от 04.03.2015 N ММВ-7-6/93@. А форматы товарной накладной (ТОРГ-12) и акта приемки-сдачи работ (услуг) рекомендованы к применению приказом ФНС России от 21.03.2012 N ММВ-7-6/172@.
Приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@ "Об утверждении формата описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" утвержден формат описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по ТКС, который включает и форматы документов, указанных в описи и представленных в виде скан-образов.
Возможность представления документов в виде сканированных копий установлена для следующих документов:
а) договор (соглашение, контракт), в том числе дополнения (изменения);
б) спецификация (калькуляция, расчет) цены (стоимости);
в) акт приемки-сдачи работ (услуг);
г) счет-фактура, в том числе корректировочный;
д) товарно-транспортная накладная;
е) товарная накладная (ТОРГ-12);
ж) грузовая таможенная декларация/транзитная декларация, в том числе добавочные листы к ним.
Приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@ "Об утверждении формата описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" утвержден формат описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по ТКС, который включает и форматы документов, указанных в описи и представленных в виде скан-образов.
В настоящее время в целях расширения перечня документов, которые налогоплательщики смогут передавать в налоговые органы в сканированном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, а также упрощения действующего порядка обмена указанными документами ФНС России проводится работа по снятию ограничений на представление налогоплательщиками документов в виде электронных (сканированных) копий бумажных документов.
В частности, инициировано внесение изменений в НК РФ в рамках дорожной карты по совершенствованию налогового администрирования, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 N 162-р (п. 8 р. 2), предусматривая прямое указание возможности представления сканированных документов.
В настоящее время проект закона уже внесен Правительством Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Также ФНС России проводится работа по расширению документов, возможных к представлению в xml-формате, в том числе с учетом мнения представителей бизнеса.
Во исполнение п. 7 раздела 4 Плана мероприятий ("дорожной карты") "Совершенствование налогового администрирования", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 N 162-р, ФНС России проводит последовательную работу по стимулированию перехода организаций на электронный документооборот в соответствии с Планом мероприятий ФНС России по стимулированию перехода на электронный документооборот, утвержденным распоряжением ФНС России от 30.06.2014 N 99@ (далее - План).
Пунктом 2 Плана предусмотрена разработка следующих форматов первичных учетных документов:
а) документа о передаче товара (товарной накладной), содержащего реквизиты, аналогичные установленным ранее в унифицированной форме (в рекомендованном ранее формате ТОРГ-12), с учетом предложений налогоплательщиков;
б) документа о приемке-передаче работ, услуг, содержащего установленные Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - закон N 402-ФЗ) реквизиты (в рекомендованном ранее формате акта приемки-передачи работ, услуг) с учетом предложений налогоплательщиков;
в) документа о передаче товаров (работ, услуг, имущественных прав) (корректировочного документа), который может использоваться как:
- счет-фактура (корректировочный счет-фактура), выставляемый продавцам при исполнении обязанности, предусмотренной пунктом 1 статьи 169 Кодекса, и который является подтверждением права на применение налоговых вычетов по НДС;
- счет-фактура (корректировочный счет-фактура) с расширенным набором реквизитов, позволяющих применять электронный документ как основание для применения вычетов по НДС и как первичный учетный документ, соответствующий требованиям Закона N 402-ФЗ для целей бухгалтерского учета;
- первичный учетный документ для оформления факта хозяйственной жизни в виде передачи товаров (работ, услуг, имущественных прав) в соответствии с требованиями Закона N 402-ФЗ (с набором реквизитов, удовлетворяющих требованиям к показателям первичного учетного документа);
г) документа о расхождениях в товаре при его приемке;
д) договора, учитывающего особенности оформления различных видов договоров.
В настоящее время разработанные проекты приказов "Об утверждении документа о передаче результатов работ (об оказании услуг) и "Об утверждении формата документа о передаче товаров при торговых операциях" находятся на согласовании в Минфине России.
Указанный выше перечень документов, по которым разрабатываются форматы, представляет собой документы, оформляющие операции передачи товаров, работ, услуг, имущественных прав от одного хозяйствующего субъекта другому хозяйствующему субъекту. Фактически этих документов достаточно для всех случаев передачи между хозяйствующими субъектами любых видов ценностей.
Утверждение форматов этих документов даст возможность налогоплательщикам передавать их в налоговые органы по телекоммуникационным каналам связи в унифицированно-структурированном виде в соответствии со ст.ст. 93 и 93.1 НК РФ или представлять данные документы одновременно с налоговой декларацией (расчетом) в электронной форме в соответствии со ст. 80 НК РФ.
Какие документы могут истребоваться ИФНС в рамках ст. 93 НК РФ
Ответ на этот вопрос был дан ФНС России в письме от 02.11.2015 N ЕД-4-2/19099@.
Налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ).
Сотрудник налоговой инспекции, проводящий налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов (п. 1 ст. 93 НК РФ).
При этом указанной статьей не конкретизированы документы, которые вправе истребовать налоговые органы.
ФНС России в письме от 02.11.2015 N ЕД-4-2/19099@ полагает, что к таким документам относятся документы, содержащие информацию для целей налогового контроля, касающуюся деятельности проверяемого налогоплательщика.
Если в ходе проверки возникает вопрос о том, имеется ли целесообразность истребования конкретного документа, содержащего сведения, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика и его изучения в ходе налоговой проверки, то такой вопрос входит в компетенцию правоприменительного органа, в данном случае определяется Межрегиональной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам самостоятельно.
При этом ФНС России обратила внимание, что НК РФ не предусматривает основания для оставления налогоплательщиком требования налогового органа о представлении документов без исполнения.
Как представляются истребуемые ИФНС в рамках ст. 93 НК РФ документы
Некоторые вопросы представления истребуемых налоговой инспекцией документов согласно ст. 93 НК РФ разъяснила ФНС России в письме от 04.12.2015 N ЕД-16-2/304.
Так, п. 5 ст. 93 НК РФ установлено, что в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица.
Как указала ФНС России, п. 5 ст. 93 НК РФ не подлежит расширительному толкованию и не распространяется на случаи представления налогоплательщиком документов вне рамок проведения налоговой проверки.
Таким образом, действующим законодательством о налогах и сборах не установлено ограничение на повторное истребование у проверяемого лица документов, ранее представленных в налоговые органы в рамках запроса по конкретной сделке вне рамок проведения налоговых проверок.
В соответствии с п. 5 ст. 93 НК РФ в течение двух дней со дня получения от налогоплательщика уведомления о невозможности представления в указанные сроки документов по требованию налогового органа руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
Из вышеизложенного следует, что налоговым органам предоставлено право продлить срок представления документов или отказать в этом.
При этом обязанность налогового органа объяснять или аргументировать свое решение об отказе в продлении срока представления документов законодательством о налогах и сборах не установлена.
Вместе с тем при принятии решения об отказе в продлении срока представления документов руководитель (заместитель руководителя) налогового органа учитывает указанные налогоплательщиком причины, по которым документы не могут быть представлены в установленные сроки, объем истребуемых документов, а также другие имеющие значение обстоятельства.
Обязанность направления копии указанного решения налогоплательщику установлена подп. 9 п. 1 ст. 32 НК РФ.
Как представляются истребуемые ИФНС в рамках ст. 93.1 НК РФ документы
Статья 93.1 НК РФ предусматривает право налоговых органов истребовать документы (информацию) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информацию о конкретных сделках. Она устанавливает следующие случаи истребования у налогоплательщика, в отношении которого не проводится выездная либо камеральная проверка, документов либо информации:
1) истребование у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), этих документов (информации) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ);
2) истребование информации относительно конкретной сделки у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке, в случае если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения таких документов (информации) (п. 2 ст. 93.1 НК РФ).
В письме от 18.12.2015 N 03-02-08/74563 Минфин РФ указал, что НК РФ не устанавливает ограничений по количеству требований о представлении документов (информации), которые могут быть направлены налоговым органом в соответствии со ст. 93.1 НК РФ.
В случае если истребуемые документы не могут быть представлены лицом, у которого они истребуются в установленный срок, это лицо вправе обратиться в налоговый орган с ходатайством о продлении срока представления документов.
Пунктом 5 ст. 93.1 НК РФ предоставлено налоговому органу право продлевать срок представления истребуемых документов (информации). При этом не установлено ограничение по сроку продления представления истребуемых документов.
Налог на прибыль
Плату "Платону" можно учесть в расходах
На это указал Минфин РФ в своем письме от 28.12.2015 N 03-03-06/1/76740.
Движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами (п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
В период с 15 ноября 2015 года по 29 февраля 2016 года плата должна рассчитываться исходя из фактического пробега таких транспортных средств по тарифу 1,5293 руб./км.
В дальнейшем (с 1 марта 2016 года по 31 декабря 2018 года) тариф будет увеличен до 3,06 руб./км (разъяснение Росавтодора "По обоснованию тарифа и порядку передвижения по платным дорогам для пользователей системы взимания платы "Платон").
Указанный тариф складывается исходя из компенсации стоимости ущерба, наносимого такими автомобилями федеральным трассам (то есть затрат на их капитальный ремонт, ремонт и содержание), и затрат на эксплуатацию системы "Платон" за вычетом предполагаемой величины акцизов с "12-тонников".
С 15 ноября 2015 года действие системы взимания платы с автомобилей массой более 12 тонн (система "Платон") распространяется по всей протяженности федеральных дорог России (за исключением платных трасс).
Вышеуказанные правила не применяются к платным автомобильным дорогам, платным участкам автомобильных дорог (п. 5 ст. 31.1 Закона N 257-ФЗ).
Кроме того, транспортные средства, принадлежащие иностранным перевозчикам и имеющие разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, в целях исключения дублирования платежей с 15 ноября 2015 г. освобождаются от сбора, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 1007 "О сборе за проезд автотранспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, по автомобильным дорогам Российской Федерации".
Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплачивается:
а) собственниками (владельцами) транспортных средств;
б) или водителями (в отношении транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам) в том случае, если такая плата не внесена собственниками соответствующих транспортных средств.
Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, зачисляется в федеральный бюджет.
Денежные средства, внесенные владельцем транспортного средства в качестве платы на основании произведенных с использованием системы взимания платы расчетов, перечисляет в доход федерального бюджета оператор (п. 6 Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 N 504). Оператором является или индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, на которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке возложены полномочия по обеспечению функционирования системы взимания платы.
В соответствии с п. 6 вышеуказанных Правил оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства должен вести персонифицированную запись владельца транспортного средства, содержащую определенную информацию, в частности маршрут, пройденный транспортным средством, с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства, операции по перечислению оператором в доход федерального бюджета денежных средств. Таким образом, вышеуказанные расходы могут быть учтены, по мнению Минфина РФ, при налогообложении прибыли в составе прочих расходов на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
При этом подтверждающим документом в отношении таких расходов будет служить отчет оператора, в котором указан маршрут транспортного средства с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства и первичные учетные документы, составленные самим налогоплательщиком, подтверждающие использование данного транспортного средства на соответствующем маршруте.
Обратите внимание! Движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, влечет наложение административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 12.21.3 КоАП РФ эта мера административной ответственности применяется к:
а) водителям транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам;
б) и к собственникам (владельцам) транспортных средств (за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам).
Учет вознаграждения за предоставление независимой гарантии
О том, как учитываются организацией доходы от операций по предоставлению независимой гарантии, высказался Минфин РФ в письме от 18.12.2015 N 03-03-06/2/74488.
Независимая гарантия - это один из способов обеспечения исполнения обязательств (п. 1 ст. 329 ГК РФ).
Независимые гарантии могут выдаваться банками или иными кредитными организациями (банковские гарантии), а также другими коммерческими организациями. К обязательствам лиц, не указанных в абз. 1 п. 3 ст. 368 ГК РФ и выдавших независимую гарантию, применяются правила о договоре поручительства (ст. 368 ГК РФ).
По независимой гарантии гарант принимает на себя по просьбе другого лица (принципала) обязательство уплатить указанному им третьему лицу (бенефициару) определенную денежную сумму в соответствии с условиями данного гарантом обязательства независимо от действительности обеспечиваемого такой гарантией обязательства (ст. 368 ГК РФ).
Следовательно, в силу общей правовой природы независимой гарантии и поручительства, по мнению Минфина РФ в письме от 18.12.2015 N 03-03-06/2/74488, при решении вопроса об отнесении доходов по операциям предоставления независимой гарантии в виде вознаграждения за выдачу независимой гарантии в целях налогообложения прибыли гарант может руководствоваться теми же подходами, что и при квалификации доходов в виде вознаграждения за предоставление поручительства.
Поскольку согласно ст. 249 НК РФ доходы, полученные организацией за предоставление независимой гарантии на возмездной основе, являются выручкой от реализации услуг, доходы, полученные организацией за такие услуги, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Для доходов от реализации, по общему правилу, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемая в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.
Независимая гарантия, как правило, предоставляется на несколько отчетных (налоговых) периодов. Поэтому, по мнению Минфина РФ, доходы от операций по ее предоставлению необходимо учитывать равномерно в течение срока действия такой гарантии (оказания услуги) независимо от фактического поступления денежных средств.
При этом в том случае, когда конечная стоимость услуги за предоставление независимой гарантии на момент подписания договора об оказании такой услуги не может быть определена (условиями договора предусмотрен пересчет (возврат) суммы вознаграждения), суммы полученного вознаграждения необходимо рассматривать в качестве аванса.
В этом случае, учитывая положения ст. 271 НК РФ, доходы будут признаваться исходя из фактически определенного дохода по результатам отчетного (налогового) периода по мере признания дохода от реализации (оказания) услуги.
Как определить срок полезного использования ОС
Вопросу о том, каким образом определяется для целей налога на прибыль срок полезного использования ОС, в рассматриваемый период Минфин России посвятил сразу несколько писем: от 02.12.2015 N 03-03-06/1/70399, от 02.12.2015 N 03-03-06/1/70402, N 03-03-06/1/70404, от 08.12.2015 N 03-03-06/1/71691.
Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.
Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена постановлением Правительством Российской Федерации от 01.01.2002 N 1 и разработана на базе Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94.
Приказом Росстандарта от 10.11.2015 N 1746-ст внесены изменения в приказ Росстандарта от 12.12.2014 N 2018-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008)", согласно которым с 01.01.2017 Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94 отменяется и одновременно вводится в действие Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008). Поэтому в настоящее время ведется работа по внесению изменений в классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, в связи с введением в действие с 01.01.2017 Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008).
Для тех же видов основных средств, которые не указаны в амортизационных группах, применяется правило, указанное в п. 6 ст. 258 НК РФ, согласно которому срок полезного использования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническими условиями или рекомендациями изготовителей.
С какого момента банк может простить долги гражданина-банкрота
Напомним, что с 1 октября 2015 года появилась возможность признавать банкротами граждан. Это стало возможным в связи с введением в действие новых положений Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).
По общему правилу, с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей.
С даты введения реструктуризации долгов гражданина его задолженность перед кредитором - кредитной организацией признается безнадежной задолженностью (п. 6 ст. 213.11 Закона N 127-ФЗ).
Пунктом 6 ст. 213.27 Закона N 127-ФЗ установлено, что требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества гражданина, считаются погашенными.
Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (п. 2 ст. 266 НК РФ).
Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:
а) невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
б) у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
Учитывая вышеизложенное, Минфин России в письмах от 03.12.2015 N 03-03-06/2/70595, от 02.12.2015 N 03-03-06/2/70102, от 02.12.2015 N 03-03-06/2/70119 пришел к выводу, что долги физических лиц перед банками-кредиторами признаются безнадежными для целей налогообложения с даты, когда такие долги, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества гражданина, признаются погашенными.
НДФЛ
"Прощенные" долги гражданина-банкрота пока еще НДФЛ не облагаются
К такому выводу пришел Минфин России в письмах от 22.12.2015 N 03-04-06/75147, от 16.12.2015 N 03-04-06/73660.
С даты введения реструктуризации долгов гражданина его задолженность перед кредитором - кредитной организацией признается безнадежной задолженностью (п. 6 ст. 213.11 Закона N 127-ФЗ).
При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ (п. 1 ст. 210 НК РФ).
Статьей 41 НК РФ установлено, что доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в отношении налога на доходы физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ.
Статьей 2 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах" п. 1 ст. 223 НК РФ дополнен подп. 5, в соответствии с которым дата фактического получения дохода определяется, в частности, как день списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации. Эти изменения вступили в силу с 1 января 2016 г.
Специальных норм, касающихся обложения НДФЛ доходов граждан, полученных в результате списания задолженности, признанной безнадежной к взысканию в связи с проведением процедуры реструктуризации долгов, применяемой в деле о банкротстве гражданина, НК РФ не содержит. На это обратил внимание Минфин России в письмах от 22.12.2015 N 03-04-06/75147, от 16.12.2015 N 03-04-06/73660.
Но вместе с тем порядок налогообложения доходов физических лиц, полученных в рамках проведения процедур, применяемых в установленном порядке в деле о банкротстве гражданина, в настоящее время прорабатывается.
Новая ответственность для налоговых агентов по НДФЛ
В письме от 18.12.2015 N БС-4-11/22203@ "О достоверности данных в сведениях по форме 2-НДФЛ" ФНС России напомнила, что Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах" часть первая НК РФ была дополнена ст. 126.1.
На этот факт ФНС РФ обратила свое внимание и в письме от 17.12.2015 N БС-4-11/22148@ "О направлении информационного письма".
Статья 126.1 НК РФ установила новую меру налоговой ответственности для работодателей - налоговых агентов.
Так, введен штраф в размере 500 рублей за представление документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе сведений по форме 2-НДФЛ). Штраф взыскивается за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения.
Положения ст. 126.1 НК РФ применяются с 1 января 2016 года.
Однако работодатель - налоговый агент может быть освобожден от уплаты вышеуказанного штрафа, в случае если он самостоятельно выявил ошибки. Но для этого работодатель должен представить налоговому органу уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений.
При выявлении фактов представления документов, содержащих недостоверные сведения (в том числе персональные данные физических лиц), производство по делу о вышеуказанном налоговом правонарушении будет осуществляться в порядке, установленном ст. 101.4 НК РФ.
Напомним, что сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации за этот налоговый период налогов по форме 2-НДФЛ работодатели должны представлять ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, в налоговый орган по месту своего учета.
Рекомендована форма заявления для получения вычета на обучение и лечение
С 1 января 2016 года вступили в силу изменения в НК РФ, согласно которым можно получить социальный налоговый вычет на обучение или лечение до окончания налогового периода при обращении работника с письменным заявлением к работодателю.
Вычет предоставляется при условии подтверждения права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, выданного налоговым органом.
Форма этого уведомления о подтверждении права налогоплательщика на социальные налоговые вычеты была утверждена приказом ФНС России от 27.10.2015 N ММВ-7-11/473@.
Теперь ФНС России в своем письме от 07.12.2015 N ЗН-4-11/21381@ "О рекомендуемой форме заявления" представила рекомендуемую форму заявления о подтверждении права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, предусмотренных подп. 2 и 3 п. 1 ст. 219 НК РФ.
Данную форму работник должен направить в налоговый орган, указав при этом, у какого работодателя планируется получение им налогового вычета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1