Организация пользуется услугами охранного агентства. По условиям договора оно ежемесячно выставляет счет на оплату услуг, стоимость которых подтверждается актом приема-передачи оказанных услуг. С 2016 года агентство перестало заверять акт печатью. Подтверждает ли такой первичный документ налоговые расходы организации?
А.А. Преображенская,
эксперт журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
Журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 3, март 2016 г., с. 92-93.
Да, подтверждает.
Обоснование. В силу положений ст. 252 и 313 НК РФ для отнесения сумм осуществленных организацией расходов в уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль эти расходы следует подтвердить первичными документами, оформленными по правилам, которые предусмотрены Законом о бухгалтерском учете.
Согласно ст. 9 данного закона на каждый факт хозяйственной жизни должен быть составлен первичный учетный документ. С 2013 года формы этих документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. При этом форма первичного учетного документа должна содержать следующие обязательные реквизиты:
- название документа и дату его составления;
- наименование организации, оформившей документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- подпись (с расшифровкой ФИО) и наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление.
Оттиск печати организации среди обязательных реквизитов "первички" не выделен. В связи с этим ФНС (см. Письмо от 13.01.2016 N СД-4-3/105@) пришла к выводу, что при надлежащем заполнении в первичном учетном документе всех обязательных реквизитов отсутствие оттиска печати (печатей) организации (организаций) не является основанием для отказа в признании соответствующих затрат в составе расходов по налогу на прибыль.
Минфин в Письме от 06.08.2015 N 03-01-10/45390 высказал аналогичную точку зрения: печать не является обязательным реквизитом первичного учетного документа. Однако если данный реквизит предусмотрен формой первичного документа, которую утвердил для использования в бухгалтерском и соответственно в налоговом учете руководитель экономического субъекта, такая "первичка" должна быть заверена не только подписью должностных лиц организации, но и ее печатью.
В то же время отсутствие печати*(1) на первичном документе (если этот реквизит входит в число предусмотренных для него реквизитов) не является существенной ошибкой в оформлении документа, поскольку не препятствует идентификации покупателя или продавца товаров (работ, услуг). Поэтому налоговый орган не вправе отказать организации в принятии соответствующих расходов в уменьшение налоговой базы по прибыли (см. Письмо ФНС России от 12.02.2015 N ГД-4-3/2104@).
1 марта 2016 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) В 2015 году вступил в силу Федеральный закон от 06.04.2015 N 82-ФЗ, согласно которому организации вправе, но не обязаны иметь круглую печать.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"