В собственности физического лица находится земельный участок с жилым домом, расположенный в жилищно-дачном поселке (Московская область). Целевое назначение использования земли - жилищно-дачное строительство, категория земли не определена. Земельный участок на публичной кадастровой карте расположен в кадастровом квартале с категорией земель "земли населенных пунктов". В этом же кадастровом квартале имеются соседние участки, также имеющие категорию земли "земли населенных пунктов".
При проведении процедуры межевания выяснилось, что в выписке из кадастрового паспорта указана категория земли "земли сельскохозяйственного назначения", установленная постановлением администрации в марте 2014 года. Посёлок существует с 1956 года, а участок приобретен в феврале 2014 года как участок без определения категории земли. Предстоит обратиться в суд с иском об изменении категории земли на категорию "земли поселений".
Какова судебная практика по данному вопросу?
Одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по их целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, далее - ЗК РФ). Перечень категорий, на которые подразделяются земли в Российской Федерации по целевому назначению, приведен в п. 1 ст. 7 ЗК РФ. В указанный перечень включены в том числе земли населенных пунктов и земли сельскохозяйственного назначения, то есть земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (ч. 1 ст. 77 ЗК РФ).
Заметим, что земли сельскохозяйственного назначения, в силу ч. 1 ст. 78 ЗК РФ, могут использоваться исключительно для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства). Указанной нормой не предусмотрена возможность использования указанных земель для жилищно-дачного строительства.
В соответствии с п. 2 ст. 8 ЗК РФ категория земель указывается в:
1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов РФ и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;
2) договорах, предметом которых являются земельные участки;
3) государственном кадастре недвижимости;
4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно подп. 4 п. 1 ст. 8 ЗК РФ перевод земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ*(1). Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном ст. 84 ЗК РФ и Градостроительным кодексом РФ.
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон N 172-ФЗ).
В силу положений статьями 2, 3 Закона N 172-ФЗ вопрос о переводе земель сельскохозяйственного назначения, не находящихся в собственности РФ, в другую категорию рассматривается органом государственной власти субъекта РФ.
Статьей 4 Закона N 172-ФЗ установлен общий перечень оснований отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, который является закрытым. Согласно упомянутой норме перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Следует отметить, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, поименованных в ч. 1 ст. 7 Закона N 172-ФЗ. Например, перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию производится в случае установления или изменения черты населенных пунктов (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона N 172-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 172-ФЗ установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую считается состоявшимся с даты осуществления государственного кадастрового учета земельных участков в связи с изменением их категории. При этом переоформление правоустанавливающих документов на земельные участки, в отношении которых приняты акты о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, не требуется (части 3, 4 ст. 5 Закона N 172-ФЗ).
Применительно к Московской области отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к категориям, перевод их из одной категории в другую установлены ст. 5 Закона Московской области от 7 июня 1996 г. N 23/96-ОЗ "О регулировании земельных отношений в Московской области" (далее - Закон N 23/96-ОЗ).
В силу ч. 4 ст. 5 Закона N 23/96-ОЗ решение о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую принимается Правительством Московской области или соответствующим органом местного самоуправления на основании ходатайства гражданина или юридического лица и документов, предусмотренных частями 5, 6 ст. 5 Закона N 23/96-ОЗ. Ходатайство подается на имя Губернатора Московской области или главы соответствующего муниципального образования Московской области*(2).
Нарушение установленного ЗК РФ, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (п. 3 ст. 8 ЗК РФ).
В связи с изложенным рекомендуем ознакомиться со следующей судебной практикой: постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2014 г. N 19АП-7439/12; Бюллетенем судебной практики Московского областного суда за третий квартал 2013 года, утвержденным президиумом Московского областного суда, разделом "Судебная практика Московского областного суда по административным делам споры, возникающие из публично-правовых отношений"; постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 января 2014 г. N 13АП-27709/13; постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 24 июня 2015 г. N Ф10-1830/15 по делу N А09-7251/2014; постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 12 марта 2015 г. N Ф10-79/15 по делу N А23-470/2014; решением Серпуховского городского суда Московской области от 8 октября 2012 г. по делу N 2-2650/2012; апелляционным определением СК по административным делам Новосибирского областного суда от 16 июня 2015 г. по делу N 33-5175/2015; решением Мытищинского городского суда Московской области от 17 апреля 2012 г. по делу N 2-1872/12.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Ответ прошел контроль качества
11 марта 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите также подп. 10 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
*(2) Смотрите также Временный порядок направления на согласование в Министерство имущественных отношений Московской области проектов решений органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области о переводе земель, находящихся в частной собственности, в случаях, установленных действующим законодательством, из одной категории в другую, утвержденный распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 8 июля 2015 г. N 12ВР-1073.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.