Комментарий к письму Федеральной налоговой службы от 13.01.2016 N СД-4-3/105@
О.П. Гришина,
редактор журнала "Акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Акты и комментарии для бухгалтера", N 3, март 2016 г., с. 29-31.
Проставление оттиска круглой печати на документах (в том числе первичных) в настоящее время является скорее обычаем делового оборота, нежели обязанностью. Во многих нормативных актах теперь содержится формулировка о том, что печать ставится при ее наличии, а в основных законах, регламентирующих деятельность коммерческих организаций, - законах N 208-ФЗ*(1) и 14-ФЗ*(2) в нормах, которые ранее вменяли обществам обязанность иметь круглую печать, сейчас говорится лишь о праве обществ иметь и использовать ее в документообороте*(3). При этом применять печать или нет, организация решает самостоятельно. В случае положительного решения сведения о наличии печати должны быть отражены в уставе организации (п. 7 ст. 2 Закона N 208-ФЗ, п. 5 ст. 2 Закона N 14-ФЗ).
Действительно, с появлением современных и высокотехнологических средств защиты подлинности документов, а также подписей лиц на них (в частности, электронных подписей, бланков документов с голографическими знаками) использование круглой печати в указанных целях постепенно утрачивает свою актуальность.
Что касается первичных учетных документов, используемых экономическими субъектами для отражения в учете каждого факта хозяйственной жизни, то проставление на них оттиска печати не является обязательным. Перечень обязательных реквизитов первичного документа определен в п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ*(4), это:
- наименование документа;
- дата составления документа;
- наименование организации, от имени которой составлен документ;
- содержание хозяйственной операции;
- измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
- наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
- личные подписи указанных лиц.
Как видим, оттиск печати не входит в число обязательных реквизитов первичного учетного документа (см. также Письмо Минфина России от 06.08.2015 N 03-01-10/45390).
Между тем организации наравне с самостоятельно разработанными бланками первичных документов вправе использовать унифицированные формы. А большинство таких форм содержат пометку "М. П.". Кроме того, по-прежнему остаются обязательными к применению некоторые унифицированные формы первичных учетных документов. Например, журнал кассира-операциониста (форма КМ-4), утвержденный Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132, который также предусматривает наличие печати. Возникает резонный вопрос: как в данном случае увязывается право организации отказаться от использования в работе печати с обязанностью надлежаще оформлять вышеупомянутые документы?
По мнению некоторых экспертов (с которыми согласен и автор комментария), организация, которая приняла решение отказаться от использования печати (внесла соответствующие изменения в устав), вправе оформить первичный документ без проставления на нем печати даже при наличии в нем пометки "М. П.". Ведь обязанность использовать (или, напротив, не использовать) печать определена положениями федеральных законов - N 208-ФЗ и N 14-ФЗ. Тогда как требования по оформлению унифицированных и обязательных форм документов установлены положениями подзаконных актов, имеющих меньшую юридическую силу.
Отказ от печати не должен повлечь за собой и негативных последствий в налоговом учете. Известно, что расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, должны быть подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ (ст. 252 НК РФ). При этом ст. 313 НК РФ установлено, что подтверждением данных налогового учета являются, в частности, первичные учетные документы (включая справку бухгалтера).
Таким образом, при надлежащем заполнении в первичном учетном документе всех обязательных реквизитов, предусмотренных п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ, отсутствие оттиска печати (печатей) организации (организаций) не может служить основанием для отказа в признании соответствующих затрат в составе расходов при исчислении налога на прибыль. Именно к такому выводу пришли специалисты ФНС в Письме от 13.01.2016 N СД-4-3/105.
В завершение добавим, что не нужна печать и для оформления отчетности по налогам и сборам (разумеется, в том случае, если организация реализовала право на отказ от нее). В некоторые формы и порядки их заполнения соответствующие изменения уже внесены, например в:
- форму РСВ-1 ПФР и порядок ее заполнения (Постановление Правления ПФ РФ от 04.06.2015 N 194п);
- форму РВ-3 и порядок ее заполнения (Постановление Правления ПФ РФ от 04.06.2015 N 269п);
- форму 4-ФСС (Приказ ФСС России от 20.07.2015 N 304).
В формах налоговой отчетности, применяемых в декларационной кампании 2015 года, оговорки "при ее наличии" касательно печати не содержится. Но, несмотря на это обстоятельство, у организаций не должно возникнуть проблем с представлением отчетности без заверения печатью. Как отмечено в Письме ФНС России от 05.08.2015 N БС-4-17/13706@, документы, представляемые (направляемые) в налоговые органы, принимаются вне зависимости от наличия (отсутствия) печати в них. Минфин также считает, что налоговые органы не могут требовать от организации, отказавшейся от использования печати, проставления ее на налоговых декларациях (расчетах) (см. Письмо от 06.08.2015 N 03-01-10/45390).
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
*(2) Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
*(3) Указанные изменения внесены в нормативные акты Федеральным законом от 06.04.2015 N 82-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязательности печати хозяйственных обществ". Изменения действуют с 7 апреля 2015 года.
*(4) Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"