Комментарий к постановлению Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.12.2015 N А27-8643/2015
А.В. Сусанов,
эксперт журнала "Оплата труда:
акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", N 3, март 2016 г., с. 68-72.
В прошлом номере журнала мы публиковали Письмо ФСС РФ от 16.11.2015 N 02-09-14/15-19990, в котором рассмотрен вопрос о расчете пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании положения ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ*(1).
В комментируемом же Постановлении АС ЗСО от 16.12.2015 N А27-8643/2015 рассмотрен спор о применении районных коэффициентов при исчислении больничных пособий на основании положения ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ. Заметим: такой спор возникает, когда исчисленный с учетом районного коэффициента средний заработок больше МРОТ без коэффициента, но меньше МРОТ, умноженного на этот коэффициент.
Сотрудниками ФСС была проведена проверка правильности расходов организации-страхователя на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
По результатам проверки ФСС отказал организации в возмещении выплаченного страхового обеспечения, посчитав неправомерным при расчете пособий по временной нетрудоспособности применять районный коэффициент не к исчисленному размеру пособия, а к МРОТ при исчислении среднего заработка.
Не согласившись с решением ФСС, организация обратилась в суд. Суды трех инстанций посчитали подход сотрудников ФСС при рассмотрении данного вопроса неправомерным.
Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 315 ТК РФ).
В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения должны быть установлены Правительством РФ. Однако такого нормативно-правового акта в настоящее время не принято.
Президиум ВС РФ 26.02.2014 в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, указал, что районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате работников являются элементами заработной платы, выплачивать которую в полном размере в силу ст. 22 ТК РФ - прямая обязанность работодателя.
В силу положений ст. 10, 11 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.
Обратите внимание! Районный коэффициент и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях подлежат начислению на заработную плату работника, установленную в размере не ниже предусмотренного законом МРОТ (Обзор судебной практики ВС РФ за III квартал 2013 года, утвержденный Президиумом ВС РФ 05.02.2014, Определение ВС РФ от 30.08.2013 N 93-КГПР13-2).
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы в ФСС в соответствии с Федеральным законом N 212-ФЗ*(2).
Поскольку страховые взносы на основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ начисляются на всю сумму заработной платы работника, рассчитанную с учетом районного коэффициента, расчет среднего заработка производится исходя из заработной платы работника с учетом этого коэффициента.
Частью 1.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, п. 11(1) Положения N 375*(3) установлено, что если застрахованное лицо за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы у других страхователей, не имело заработка, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. Такой же порядок применяется в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц окажется ниже МРОТ.
Абзацем 3 п. 11(1) Положения N 375 закреплено, что в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из тарифной ставки установленного ему разряда, должностного оклада или денежного содержания (вознаграждения), размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов.
Обратим внимание на ч. 6 ст. 7 Федерального закона N 255-ФЗ: застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц МРОТ, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, - в размере, не превышающем МРОТ с учетом этих коэффициентов. Аналогичные разъяснения приведены в Письме ФСС РФ от 01.06.2007 N 02-13/07-4836.
Иными словами, можно сделать вывод, что максимальная сумма пособия в местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, определяется с учетом этих коэффициентов и МРОТ корректируется также на сумму этих коэффициентов.
Полагаем, что спор возник именно из-за разницы в трактовках абз. 3 п. 11(1) Положения N 375. Кроме того, из Письма ФСС РФ от 11.03.2011 N 14-03-18/05-2129 косвенно следует: в случае расчета пособий в соответствии с ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона N 255-ФЗ, п. 11(1) Положения N 375 сначала необходимо рассчитать средний дневной заработок по общим правилам, а затем исчислить его размер исходя из МРОТ и из полученных величин для дальнейшего расчета выбрать наибольшую. При этом районный коэффициент применяется уже к исчисленному размеру пособия (МРОТ на районный коэффициент не корректируется). Аналогичный вывод приведен в Постановлении ФАС СЗО от 13.03.2013 N А05-11661/2012.
В то же время ВАС в Определении от 26.05.2014 N ВАС-5881/14 указал, что районный коэффициент является выплатой компенсационного характера за работу в особых климатических условиях, следовательно, районный коэффициент подлежит применению на первом этапе исчисления пособия - исчисления среднего дневного заработка - как из фактического отработанного времени, так и из МРОТ. То есть фактически средний заработок работника за расчетный период нужно сравнивать с МРОТ, увеличенным на районный коэффициент, а затем из полученных двух величин для расчета пособия необходимо выбрать большую.
Также в Постановлении ФАС УО от 19.08.2013 N Ф09-7942/13 суд счел правильным расчет пособия страхователем исходя из МРОТ с учетом районного коэффициента, поскольку средний дневной заработок работника согласно произведенному расчету организации превышает среднедневной заработок, рассчитанный исходя из МРОТ, установленный федеральным законом на день наступления страхового случая.
Таким образом, несмотря на имеющуюся судебную практику, подтверждающую, что коэффициент нужно учесть в каждом из показателей при сравнении средних дневных заработков для расчета пособий, поскольку только тогда можно провести их корректное сопоставление, организациям все же следует учесть, что правильность расчета, возможно, придется отстаивать в суде.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(3) Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 N 375.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"