Условия контракта на выполнение подрядных работ
П.В. Кириллов,
кандидат юридических наук
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 11, ноябрь 2015 г., с. 90-98.
В рамках указанной в заголовке настоящей статьи темы предлагается рассмотреть условия контракта (договора строительного подряда) для правоохранительных органов, которые прямо или косвенно названы в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Итак, условиями контракта, которые прямо или косвенно названы в ГК РФ, являются: предмет, срок выполнения (окончания) работ, цена подлежащей выполнению работы или способ ее определения, размер и порядок финансирования и оплаты работ, способ обеспечения исполнения обязательств. На наличие данных условий ничего не влияет, в том числе и сумма контракта*(1).
Остановимся более подробно на предмете контракта. Отсутствие его в договоре однозначно влечет его незаключенность. Практика показывает, что правильное и точное определение предмета контракта позволяет сторонам сформировать другие условия (например, предмет контракта позволяет заказчику правильно определить основные технические параметры закупки, что, в свою очередь, влияет на корректирование проектной технической документации).
Возникающие в практике споры, в том числе и судебные, о предмете контракта во многом обусловлены недостаточно разработанными положениями о нем в науке гражданского права. В юридической литературе к определению предмета существуют различные подходы. Однако ряд ученых существующие подходы оценивают критично*(2). По их мнению, большинство подходов недостаточно корректны, поскольку ученые рассматривают данный вопрос фрагментарно либо не преследуют цели решения каких-либо практических задач.
В контракте интересы сторон направлены на выполнение подрядных работ в целях достижения определенного результата, которым является строительство (реконструкция), монтаж оборудования или ремонт (капитальный, текущий) здания, в том числе выполнение пусконаладочных и иных видов строительных работ, выполнение которых неразрывно связано с объектом строительства*(3).
Прежде всего, предмет контракта нужно оценивать через те виды строительных работ, которые должен выполнить подрядчик. Виды работ, которые подрядчик выполняет по контракту, могут быть согласованы в самом тексте контракта или в технической документации и смете. Отсутствие таковых не является нарушением и не влечет признания контракта незаключенным.
Подрядчик заинтересован в выполнении строительных работ и сдаче результата, поскольку получает за это денежное вознаграждение, заказчик заинтересован в результате работ, так как обеспечивает федеральные нужды за счет объекта строительства.
Таким образом, в контракте предмет состоит из определенных действий. Однако в предмет контракта входят не все действия, составляющие предмет обязательств, а лишь направленные на определенные вещи (объекты строительства). Строительные работы нацелены на действия по созданию объекта строительства. Эти объекты называют объектами контракта (договора) или объектами правовой деятельности. К сожалению, на практике понятие "объект" довольно часто просто подменяют предметом контракта, что приводит к судебным спорам*(4). Давая же характеристику объекта строительства, заказчик должен указывать, в каких целях он собирается использовать этот объект. Данное положение в контракте имеет существенное значение при разрешении споров о качестве работ и дальнейшей эксплуатации объекта.
По сути, контракт нацелен на определенный результат, который также входит в предмет, поскольку именно за счет него обеспечиваются нужды заказчика. Если созданный объект строительства надлежащего качества, то он должен совпадать с результатом. Напомним, что в связи с изменениями ст. 128 ГК РФ условие о результате работ определено в качестве объекта гражданского права вместо самих работ.
Таким образом, в предмет контракта входят действия, объект, на который они направлены, и результат, характеризующий качество объекта. Исходя из арбитражной практики*(5), предмет контракта должен формулироваться как обязательства подрядчика выполнить определенный перечень и виды строительных работ в согласованном сторонами объеме и при соблюдении установленных показателей качества в целях достижения определенного результата работ, обладающего соответствующим функциональным назначением.
Вместе с тем, анализ судебных споров*(6) позволяет сделать вывод о том, что статья контракта, посвященная предмету, должна включать:
- наименование работ (вид или перечень монтажных, пусконаладочных и иных работ, неразрывно связанных со строящимся объектом, которые обязан осуществить подрядчик);
- содержание и объем работ;
- наименование объекта строительства;
- назначение объекта;
- месторасположение объекта;
- характеристику проектной документации (кем и когда утвержден или будет утвержден проект);
- результат, характеризующий качество объекта.
Пример формулировки предмета
По настоящему Контракту подрядчик обязуется выполнить на земельном участке, расположенном в ____ (поселок, станция, город, и т.п.), кадастровый номер _________, работы по строительству и вводу в эксплуатацию Объекта _____ (наименование Объекта) на основании проектной и рабочей документаций, прошедших в установленном порядке государственную экспертизу (положительное заключение государственной экспертизы N ___ от ____), (или на основании сметы), с учетом необходимых зданий и сооружений, вспомогательного плана и инженерных коммуникаций, оборудования, а также передать результат выполненных работ заказчику, а заказчик в свою очередь обязуется принять их результат и оплатить обусловленную цену на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом*(7).
Срок выполнения (окончания) работ. Контракт направлен на выполнение строительных работ к определенному времени. Неисполнение подрядчиком обязательства по выполнению работ в установленные сроки, как правило, приводит не только к убыткам, но и к утрате интереса заказчика к предмету договора. В этой связи условие о начальном и конечном сроке выполнения работ является одним из важных условий контракта*(8). При этом следует помнить ст. 190 ГК РФ, в которой установленный сделкой срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить. Поэтому в договоре предпочтительнее согласовать сроки выполнения (окончания) работ путем указания на календарные даты.
В практике правоохранительных органов допускаются следующие типичные ошибки при определении сроков выполнения работ: начало выполнения работ ставится в зависимость от получения разрешения на строительство, авансового платежа, согласования проектно-сметной документации, передачи строительной площадки; сроки прописываются не в договоре, а в иных документах; сроки выполнения работ определяются путем указания только календарных месяцев; в контракте используются нечеткие формулировки начала и окончания работ (например: "срок начала работ определяется моментом подписания договора", "не позднее 5 дней с даты подписания договора").
В связи с изложенным суды признавали такие контракты незаключенными*(9). Между тем судебной практикой было отмечено, что срок может определяться указанием лишь на такое событие, которое не зависит от воли и действий сторон. Рекомендуется установить сроки и порядок оплаты аванса, не связывая их с началом работ, готовить подтверждающие документы до начала торгов, а в случае затягивания их выдачи или оформления переносить сроки определения подрядчика.
Впоследствии суды уточнили свою позицию*(10). Так, если начальный момент периода выполнения подрядчиком работ определен указанием на действия заказчика или иных лиц, в том числе на момент уплаты аванса, то предполагается, что такие действия будут совершены в срок, предусмотренный договором, а при его отсутствии - в разумный срок. Следовательно, в таком случае нет неопределенности в сроках производства работ, т.е. если действия сторон (например, перечисление аванса) совершены в разумный срок, то договор подряда признается заключенным.
Как правило, конечный срок работ определяется датой подписания сторонами акта сдачи-приемки работ с указанием на то, что контракт действует до полного выполнения работ.
Рекомендуется в контракте указывать промежуточные сроки выполнения работ - сроки завершения отдельных этапов работы. Как правило, стороны согласовывают промежуточные сроки выполнения работ путем подписания графика производства работ. Промежуточные сроки выполнения работ очень важны для заказчика не только при строительстве крупных объектов, так как график производства работ позволяет отслеживать ход выполнения работ и планировать выполнение иных строительных работ, но и при расчете неустойки.
Заказчикам рекомендуется при указании сроков выполнения (окончания) работ использовать четкие, недвусмысленные формулировки, не ставить срок в зависимость от действий третьих лиц и событий, не обладающих признаком неизбежности наступления, а также указывать сроки непосредственно в самом договоре.
Вопрос продления сроков окончания выполнения строительных работ в случае природной катастрофы, технической необходимости остановки строительства и других явлений и событий, оказывающих непосредственное влияние на своевременное исполнение подрядчиком предусмотренных контрактом сроков, остается открытым. Рекомендуется при заключении дополнительного соглашения, обосновывающего указанные обстоятельства, учитывать, что приемка выполненных работ в период срока продления производится с применением индексов сметной стоимости, установленных на первоначальную дату окончания действия контракта.
Мнение Минэкономразвития России (письмо от 22 января 2015 г. N Д28и-118) о недопустимости включения в контракт положения о том, что условия контракта распространяют свое действие на отношения сторон, возникшие до его заключения, спорно. На практике договоры на технологическое присоединение, авторский надзор могут заключаться позже основного контракта, при этом исполнитель по этим договорам может приступить к исполнению определенных обязательств. Задержка в заключении контрактов чаще всего связана с деятельностью заказчика, направленной на снижение начальной цены договора. При этом фактически выполненная часть обязательств всегда входит в цену договора. Их непризнание приведет к вынесению неблагоприятного судебного решения для заказчика.
Пример формулировки сроков
Общая продолжительность работ по строительству, выполнение которых необходимо для ввода Объекта в эксплуатацию, составляет _36_ месяцев.
Датой начала работ по Контракту является дата, наступающая на следующий день за днем заключения контракта. Датой окончания работ является дата, наступающая через _36_ месяцев с даты, определяемой как дата начала работ.
Дата окончания работ является исходной для определения имущественных санкций в случаях нарушения сроков строительства.
Работы по настоящему Контракту должны производиться в соответствии с графиком производства работ, в том числе в соответствии с разбивкой выполнения работ по этапам*(11).
Цена подлежащей выполнению работы или способ ее определения. Ни один контракт не может обойтись без условия о цене. Цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Установленная в контракте стоимость подрядных работ является обязательством заказчика по оплате контракта в установленном размере при надлежащем его исполнении. Заказчик оплачивает контракт по его цене вне зависимости от системы налогообложения, применяемой подрядчиком (исполнителем)*(12). Однако сложившаяся судебная практика показывает, что заказчик может оплачивать подрядные работы за вычетом НДС тем подрядчикам (исполнителям), которые не являются плательщиками НДС*(13). Судами в качестве обоснования указывается, что подрядчик (исполнитель) не должен компенсировать свои расходы на уплату НДС в бюджет за счет заказчика, в связи с чем, претендуя на возмещение стоимости работ с учетом НДС, получает неосновательное обогащение при отсутствии к этому законных оснований.
Если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Согласно чч. 9, 9.1 ст. 22 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ)*(14) цена контракта, как правило, определяется и формируется проектно-сметным методом, в том числе и на текущий ремонт. Заказчик также вправе использовать метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Вопрос о порядке изменения цены при изменении строительного объема остается до конца не раскрытым*(15), хотя Минэкономразвития России предположило возможность указания в контракте права заказчика на перераспределение стоимости отдельных статей сметного расчета и корректировку стоимости отдельных конструктивных элементов при расчете за выполненные работы в пределах установленной при определении подрядчика цены контракта*(16). Изменение строительного объема следует обязательно оформлять дополнительным соглашением, тем более при его увеличении, иначе у заказчика не возникнет право оплаты данных увеличений*(17).
Пример формулировки цены
Стоимость работ и затрат по выполнению всего комплекса работ по настоящему Контракту определена на весь срок выполнения таких работ и является твердой (максимальной), в соответствии с Протоколом стоимости строительства, являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта, составляет _ рублей, в том числе НДС 18% - ___ рублей.
В стоимость работ и затрат по выполнению всего комплекса работ по настоящему Контракту включены стоимость всех затрат Подрядчика, необходимых для выполнения работ и своевременного ввода Объекта в эксплуатацию, а также иные затраты Подрядчика, необходимые для надлежащего исполнения обязательств по настоящему Контракту (перечисляются), в том числе все иные работы и затраты, прямо не предусмотренные, но необходимые для исполнения Подрядчиком всех обязательств по Контракту, в том числе работы и затраты, не учтенные проектной и рабочей документациями.
Подрядчик не имеет замечаний по цене Контракта и срокам выполнения работ по Контракту. Цена Контракта определена с учетом прогнозного уровня инфляции на весь период выполнения работ по настоящему Контракту и является максимальной на весь период действия настоящего Контракта, за исключением случаев, установленных действующим законодательством*(18).
Размер и порядок финансирования и оплаты работ должны быть четко сформулированы в контракте. Например, формулировки "Заказчик вправе предоставить Подрядчику авансирование работ в размере не более 30% от планируемой стоимости работ на соответствующий финансовый год", "Заказчик вправе производить Подрядчику авансовые платежи в установленном законодательством Российской Федерации размере" или "оплата Заказчиком производится Подрядчику в течение двух рабочих дней после поступления средств на расчетный счет заказчика" или "Заказчик перечисляет на расчетный счет Подрядчика в течение финансового года аванс в размере 30% стоимости работ, предусмотренных лимитом, по мере поступления средств из бюджета" таким требованиям не отвечают*(19).
Антимонопольные органы рекомендуют срок оплаты определить календарной датой, чтобы он соответствовал требованиями ст. 190 ГК РФ (более подробно см. выше). При этом, по их мнению, необходимо исключать неопределенность в сроках и в размерах, а также возможность вмешательства заказчика в хозяйственную деятельность подрядчика. При установлении авансовых платежей необходимо помнить, что исходя из ст.ст. 711, 719 ГК РФ и условий конкретных контрактов в случае невыплаты заказчиком предусмотренного договором аванса подрядчик может быть наделен правом не приступать к выполнению работ до момента уплаты аванса, а в случае выполнения работ без получения аванса - требовать оплаты стоимости выполненных работ. При этом арбитражная практика показывает, что суды всегда рассматривают вопрос фактического исполнения подрядчиком своих обязательств по проведению строительных работ. Подрядчик, не получивший в установленный срок аванс, имеет право отложить выполнение работ. Поэтому целесообразнее установить двухэтапный порядок оплаты аванса. На первом этапе в возможно кратчайшие сроки заказчик обязан перечислить часть определенного аванса, оставшуюся часть - в установленные сроки (2-3 месяца) при условии отсутствия у подрядчика отставаний от графика производства работ, что должно подтверждаться формами КС-2, КС-3.
Необходимо отметить, что заказчик вправе предусмотреть авансовые платежи*(20):
1) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства государственной собственности России, если иное не установлено законодательством:
- на сумму, не превышающую 600 млн. руб., - до 30% суммы контракта, но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год;
- на сумму, превышающую 600 млн. руб., - до 30% суммы контракта, но не более лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год, с последующим авансированием выполняемых работ после подтверждения выполнения предусмотренных контрактом работ в объеме произведенного авансового платежа (с ограничением общей суммы авансирования не более 70% суммы контракта);
2) на текущий ремонт зданий и сооружений (за исключением контрактов, условиями которых предусматривается обязательство по выполнению работ (оказанию услуг), их этапов продолжительностью не более одного месяца после оплаты контракта, этапа его исполнения) - до 30% суммы контракта, но не более 30% лимитов бюджетных обязательств, доведенных на соответствующий финансовый год, если иное не установлено федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, после подтверждения выполнения работ (оказания услуг), предусмотренных указанными контрактами (их этапами), в объеме произведенных платежей;
Также для выполнения работ по текущему ремонту возможно установить авансовые платежи в размере от 30% до 80% суммы контракта при включении в контракт условия о перечислении таких платежей на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Банка России для учета операций со средствами юридических лиц. На наш взгляд, экономическая целесообразность в обеспечении государственных нужд по выполнению текущего ремонта будет небольшая.
В соответствии со ст. 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой (сводным сметным расчетом стоимости строительства (ремонта), который формируется на основании Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004). При этом сводный сметный расчет стоимости строительства должен пройти государственную экспертизу и быть утвержден в установленном порядке. На основании сводного сметного расчета стоимости строительства (ремонта) устанавливается твердая контрактная цена. Основанием для возникновения обязательства заказчика по оплате выполненных работ является сдача результата работ заказчику по формам КС-2, КС-3.
Заказчик обязан полностью оплатить работу после окончательной сдачи результатов работы без удержания заказчиком определенного процента от стоимости работ*(21). Документом, подтверждающим полную окончательную сдачу, может быть форма КС-14, что, на наш взгляд, снизит риск несвоевременного устранения подрядчиком недостатков, выявленных в ходе приема работ.
Не рекомендуется привязывать оплату работ к отдельным этапам, так как в случае гибели или повреждения строящегося (ремонтируемого) объекта все риски будет нести заказчик*(22).
Федеральным законом "О приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации" от 8 марта 2015 г. N 25-ФЗ устанавливается особый порядок оплаты контрактов с 2015 г. Так, заказчик не может расторгнуть по своей инициативе контракт в связи с недоведением лимитов бюджетных обязательств на 2016 и 2017 гг.
При этом в контракт рекомендуется включать*(23) отлагательное условие об оплате (п. 1 ст. 157 ГК РФ). Такое условие некоторые заказчики правоохранительной системы применяли и ранее, ежегодно оформляя его в виде дополнительного соглашения в I квартале. В соответствии с ним:
- начиная с 2016 г. подрядчик исполняет свои обязательства, оплата которых будет производиться в 2016 г. и в последующие годы, только после получения от заказчика уведомления о доведении (утверждении) заказчику объема прав на принятие и (или) исполнение обязательств, позволяющего в соответствующем году оплатить контракт без изменения его условий;
- заказчик уведомляет подрядчика о доведении (утверждении) объема прав на принятие и (или) исполнение обязательств не позднее трех рабочих дней со дня наступления указанного условия путем направления письменного уведомления.
При этом обязанность заказчика, вытекающая из п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, обеспечить согласование новых условий контрактов об обеспечении согласования новых условий контрактов, как и право подрядчика расторгнуть контракт, остались неизменными.
Пример формулировки порядка расчетов
Оплата выполненных Подрядчиком строительно-монтажных работ производится Заказчиком ежемесячно в течение 20 (двадцати) банковских дней после предоставления Заказчику оформленных Подрядчиком актов по форме КС-2, КС-3, отчетов об использовании переданных денежных средств, оригиналов счета и счета-фактуры. Указанные документы предоставляются подрядчиком не позднее 25-го (двадцать пятого) числа каждого месяца.
В случае неполучения Заказчиком каких-либо из перечисленных в настоящем разделе Контракта документов или представления документов, оформленных с нарушением законодательства Российской Федерации и установленных Контрактом требований, выполненные работы Подрядчику не оплачиваются до устранения данных нарушений. При этом срок обязательства Заказчика по совершению платежа приостанавливается до устранения данных нарушений.
Заказчик через 30 дней со дня заключения Контракта производит Подрядчику авансовый платеж в размере 30% от цены Контракта, но не более лимита бюджетных обязательств, доведенных заказчику на текущий финансовый год*(24).
Способ обеспечения исполнения обязательств. Само признание обеспечительных мер существенным условием контракта является, на наш взгляд, спорным, поскольку согласно ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ заказчик имеет право не устанавливать обеспечительные меры (например, в виде банковской гарантии или внесения денежных средств).
Кроме того, такой вид обеспечения исполнения контракта, как банковская гарантия, несмотря на ее зависимость от контракта, является отдельным договором, имеющим свои существенные условия*(25), а условие о неустойке, направленное на выплату определенной денежной суммы в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства по контракту, является условием, порождающим отдельное охранительное обязательство. Поэтому способ обеспечения исполнения обязательств по своей правовой природе не может являться существенным условием, в том числе контракта или какого-либо другого договора подряда. Полагаем, что если, по мнению законодателя, способ обеспечения должен быть установлен обязательно, то это следует реализовывать иными правовыми средствами (например, как это уже реализовано в отношении уплаты неустоек (штрафов, пеней) в положениях чч. 4-9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Практика показывает, что основным видом обеспечения исполнения контракта является банковская гарантия. Заказчик может не устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта при заключении с подрядчиком контракта на выполнение следующих подрядных работ: на сумму до 100 тыс. руб.; до 400 тыс. руб. отдельными заказчиками (например, музеями, архивами, государственными образовательными организациями); при подключении (присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения; при ремонте специализированных нежилых помещений (ч. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
Заказчику при рассмотрении банковской гарантии, поступившей от участника закупки, рекомендуется:
- проверить, включен ли банк, выдавший банковскую гарантию, в перечень банков, отвечающих установленным требованиям для ее принятия (URL: http://www.minfin.ru/ru/perfomance/tax_relations/policy/bankwarranty/);
- обратиться к реестру банковских гарантий с запросом о наличии в нем поступившей от участника закупки банковской гарантии (URL: http://zakupki.gov.ru/epz/bankguarantee/quicksearch/search.html) либо в территориальный орган Федерального казначейства по месту нахождения заказчика (в отношении закрытых способов определения подрядчика);
- рассмотреть соответствие банковской гарантии требованиям Закона N 44-ФЗ*(26).
Обращаем внимание на то, что, исходя из сложившейся судебной практики, в контракте следует предусмотреть обязанность подрядчика предоставить новое обеспечение исполнения контракта в случае отзыва лицензии у банка, выдавшего банковскую гарантию*(27).
Указанная нами ранее проблема уменьшения или замены подрядчиком обеспечения исполнения контракта до сих пор законодательно не решена*(28). Хотя механизм расчета размера выполненных обязательств, на размер которых может быть уменьшено обеспечение исполнения обязательств, уже предложен Минфином России (проект федерального закона проходит согласование). Так, в контракт, предусматривающий отдельные этапы исполнения, планируется включать условие об обязанности заказчика производить перерасчет размера обеспечения исполнения контракта. При перерасчете заказчик должен будет исходить из суммы оплаты, произведенной при приемке результатов работ по отдельному этапу. При этом положительным является то, что перерасчет размера обеспечения не может быть производен до завершения расчетов по авансу.
Надеемся, что рассмотренные в настоящей статье условия контракта на выполнение подрядных работ и предложенные практические рекомендации по их формулированию помогут специалистам в сфере закупок разработать эффективный типовой контракт на выполнение подрядных работ.
------------------------------------------------------------------------
*(1) См. подробнее определение ВАС России от 31 октября 2011 г. N ВАС-14272/11.
*(2) См. подробнее: Кириллова А.А. Понятие и предмет договора строительного подряда // Бухучет в строительных организациях. 2011. N 1; Курбатов А. Существенные условия и незаключенность договоров: проблемы теории и практики // Хозяйство и право. 2012. N 6 и др.
*(3) См. подробнее Градостроительный кодекс Российской Федерации.
*(4) См. например, определение Верховного Суда Российской Федерации от 3 февраля 2015 г. N 52-КГ14-1.
*(5) Информационное письмо от 24 января 2000 г. N 51. Пп. 4, 5, 8-11.
*(6) См. подробнее: постановление ФАС Волго-Вятского округа от 4 июня 2014 г. по делу N А28-8384/2013; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12 февраля 2014 г. по делу N А70-2858/2013; постановление ФАС Московского округа от 11 февраля 2013 г. по делу N А40-84397/12-85-200; определения ВАС России от 5 августа 2011 г. N ВАС-100009/11, от 21 июня 2010 г. N ВАС-6393/10 и др.
*(7) Рекомендуется дополнительно учесть следующие положения: "1. Описание объекта закупки, минимальные, максимальные значения показателей (значения показателей, которые не могут быть изменены) применяемые к материалам, используемым при строительстве объекта; указаны в проектной документации, передаваемой Подрядчику. 2. Подрядчик обязуется выполнить на свой риск все работы по строительству Объекта, в соответствии с проектной и рабочей документацией, в объеме, указанном в этих документах, при этом включая с согласия Заказчика возможные работы, не учтенные в данных документах, но необходимые для полного сооружения Объекта и безопасной его эксплуатации. 3. Строительно-монтажные и иные виды работ должны быть выполнены так, чтобы при обычных условиях использования их результат был безопасен для жизни и здоровья конечного потребителя такого результата, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу конечного потребителя. Выполненные работы на Объекте должны соответствовать установленным законодательством Российской Федерации (или в установленном им порядке) обязательным требованиям".
*(8) Информационное письмо Президиума ВАС России от 25 ноября 2008 г. N 127. П. 6.
*(9) Информационное письмо Президиума ВАС России от 11 января 2002 г. N 66. П. 4; определения ВАС России от 9 декабря 2010 г. N ВАС-15929/10, от 7 июня 2010 г. N ВАС-7051/10; постановление ФАС Волго-Вятского округа от 3 июня 2010 г. по делу N А43-22527/2009; постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 11 февраля 2010 г. N А32-2460/2009.
*(10) Постановление ВАС России от 18 мая 2010 г. N 1404/10; информационное письмо Президиума ВАС России от 25 февраля 2014 г. N 165. П. 6; постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 марта 2010 г. N А58-1431/09.
*(11) Рекомендуется дополнительно учесть следующие положения: "1. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращение неисполненных обязательств Сторон по Контракту, в том числе гарантийных обязательств Подрядчика. Датой выполнения всех обязательств Подрядчика по Контракту является дата окончания гарантийных обязательств. 2. Факт окончания выполнения подрядчиком работ на Объекте, с которым связано предъявление Заказчиком имущественных санкций за нарушение срока окончания работ, подтверждается подписанным Сторонами актом сдачи-приемки Объекта. При этом день подписания Сторонами данного акта является исходным днем для определения даты окончания просрочки исполнения обязательства, связанной с окончанием выполнения строительно-монтажных работ на Объекте. 3. В случае если в процессе выполнения работ возникнет необходимость внести отдельные изменения в График производства работ, которые могут повлиять на увеличение сроков выполнения отдельных видов работ (этапов работ), но не на продолжительность строительства Объекта в целом, такие изменения производятся по согласованию Сторон и оформляются дополнительным соглашением. 4. В случае принятия уполномоченным органом государственной власти решения об изменении объемов финансирования строительства Объекта Стороны согласовывают новые сроки выполнения работ и, при необходимости, другие условия выполнения работ по контракту".
*(12) См. подробнее письмо Минфина России от 29 августа 2014 г. N 02-02-09/43300 (Акты и комментарии для бухгалтера. 2014. N 20).
*(13) См., например: постановление Президиума ВАС России от 26 июня 2012 г. N 1784/12; постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 августа 2014 г. N Ф01-1714/14.
*(14) По состоянию на 1 апреля 2015 г.
*(15) См. подробнее: Кириллов П.В. Порядок заключения и исполнения контракта на выполнение подрядных работ // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 4.
*(16) Письмо Минэкономразвития России от 22 января 2015 г. N Д28и-101.
*(17) См., например: Решения арбитражных судов по делам N А53-26415/14, А41-83279/14 и др.
*(18) Рекомендуется дополнительно учесть следующие положения: "1. Заказчик обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование строительства Объекта в соответствии с условиями, установленными настоящим Контрактом. Объемы работ, выполненные Подрядчиком по контракту, оплачиваются за счет средств федерального бюджета только в пределах годового лимита финансирования в соответствии с утвержденным титульным списком капитального строительства. 2. Если в процессе выполнения работ по Контракту фактические затраты Подрядчика окажутся выше затрат, предусмотренных Контрактом, Генеральный подрядчик не имеет права требовать от Заказчика каких-либо доплат или пересмотра цены настоящего Контракта. 3. В случае уменьшения ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств Стороны должны обеспечить согласование условий по цене Контракта и (или) объему выполняемых работ. В этом случае Подрядчик вправе потребовать от Заказчика возмещения только фактически понесенного ущерба, непосредственно обусловленного изменением условий Контракта".
*(19) См. подробнее: решение ФАС России от 31 марта 2014 г. N К-526/14; письмо Казначейства России от 19 мая 2015 г. N 07-04-05/09-319; решение ФАС России от 28 января 2015 г. по делу N К-67/15.
*(20) Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563. п. 29, 29 (1); письмо Минфина России N 02-01-09/5578 и Казначейства России N 07-04-05/05-91 от 10 февраля 2015 г.
*(21) Информационное письмо от 24 января 2000 г. N 51. П. 2, 8; постановление Президиума ВАС России от 23 июля 2013 г. N 4030/13.
*(22) См. подробнее информационное письмо от 24 января 2000 г. N 51. П. 18.
*(23) Письмо Минфина России от 25 марта 2015 г. N 02-02-04/16546.
*(24) Рекомендуется дополнительно учесть следующие положения: "1. Оплата по контракту осуществляется за счет средств федерального бюджета по безналичному расчету в рублях (с оформлением платежных поручений) путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика, указанный в Контракте. Обязательства Заказчика по оплате считаются исполненными с момента списания денежных средств с лицевого счета Заказчика в адрес Подрядчика в сумме, определяемой на основании положений Контракта. 2. Обязательным условием для получения аванса Подрядчиком является предоставление обеспечения исполнения Контракта. Общая сумма авансирования по Контракту не может превышать размер обеспечения исполнения Контракта. 3. Прием работ в счет погашения аванса производится только за фактически выполненные работы, включенные в смету на строительство Объекта. 4. В случае расторжения Контракта устанавливаются порядок, сроки возврата аванса 5. Порядок оплаты за временные здания и сооружения".
*(25) Часть 1 ст. 45 Закона N 44-ФЗ.
*(26) С 1 июня 2015 г. требования к оформлению независимой гарантии, которые установлены пп. 3, 4 ст. 368 ГК РФ, распространяются и на банковские гарантии. В такой гарантии, в частности, должны быть указаны дата ее выдачи, принципал, бенефициар, гарант, обстоятельства, при наступлении которых следует выплатить сумму гарантии.
*(27) См., например: постановления ФАС Московского округа от 25 декабря 2012 г. по делу N А40-13301/12; определение ВАС России от 14 июня 2013 г. N ВАС-4130/13 по делу N А40-13301/12-117-124; письмо Минэкономразвития России от 26 января 2015 г. N Д28и-128 и др.
*(28) См. подробнее: Кириллов П.В. Указ. соч.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кириллов П.В. Условия контракта на выполнение подрядных работ
Kirillov A.V. Terms of the contract for performance of contractual work
П.В. Кириллов - кандидат юридических наук
A.V. Kirillov - PhD
Рассмотрены условия контракта (договора строительного подряда) для правоохранительных органов, которые прямо или косвенно названы в Гражданском кодексе Российской Федерации.
The conditions of the contract (construction contract) for law enforcement officials who are directly or indirectly mentioned in the Civil Code of the Russian Federation.
Ключевые слова: военные организации, подрядные работы, контракт, условия.
Key words: military organization, contracting, contract conditions.
Условия контракта на выполнение подрядных работ
Автор
П.В. Кириллов - кандидат юридических наук
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 11, ноябрь 2015 г.