Налоговые обязательства ТСЖ
Н.М. Софийская,
эксперт журнала "Жилищно-коммунальное
хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2016 г., с. 47-57.
Долгое время, начиная с 2007 года ситуация в сфере налогообложения операций ТСЖ была неизменной. В немногочисленных судебных решениях находила поддержку более выгодная налогоплательщикам позиция о том, что все поступления от собственников помещений являются целевыми (с точки зрения налогов на доходы) и ТСЖ не осуществляет реализацию (с точки зрения НДС). Однако в конце 2015 года судом одного из округов при рассмотрении налогового спора с участием ТСЖ в порядке кассационного производства был поддержан противоположный подход. Поэтому уместно вновь озадачиться вопросами: какова практика исчисления налоговых обязательств ТСЖ и нет ли оснований для ее пересмотра?
Один из самых популярных вопросов на профессиональных интернет-форумах выглядит примерно так. "Я впервые приступила к работе в ТСЖ. Перечитала много информации в Интернете, но не поняла, как же все-таки правильно: включать платежи жильцов в выручку от реализации или считать их целевыми средствами?" К сожалению, точного ответа на этот вопрос дать нельзя. Существуют два противоположных мнения, и выбирать, какого именно придерживаться, придется каждому товариществу самостоятельно, причем не исключено, что бухгалтеру лучше иметь в качестве подкрепления решение органа управления ТСЖ (правления или, еще лучше, собрания членов товарищества). Кстати, данный вопрос относится к элементу учетной политики, которая утверждается приказом руководителя, то есть председателя правления товарищества.
Прежде чем перейти к описанию названных подходов, приведем положения НК РФ, в которых прямо урегулированы налоговые обязательства ТСЖ.
Нормы НК РФ
Согласно п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат обложению НДС (освобождаются от налогообложения) на территории РФ следующие операции:
- реализация коммунальных услуг, предоставляемых ТСЖ, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций, организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (пп. 29);
- реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, выполняемых (оказываемых) ТСЖ, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД указанными налогоплательщиками у организаций и ИП, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги) (пп. 30).
В силу п. 3 ст. 162 НК РФ в налоговую базу по НДС не включаются денежные средства, полученные ТСЖ, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в МКД, в том числе на формирование фондов капитального ремонта общего имущества в МКД.
В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования:
- в виде средств бюджетов, выделяемых осуществляющим управление домами ТСЖ, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам на долевое финансирование проведения капитального ремонта МКД в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства";
- в виде средств бюджетов, выделяемых на долевое финансирование проведения капитального ремонта общего имущества в МКД в соответствии с Жилищным кодексом ТСЖ, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным и осуществляющим управление МКД согласно ЖК РФ;
- в виде средств собственников помещений в МКД, поступающих на счета осуществляющих управление домами ТСЖ, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов на финансирование проведения ремонта, капитального ремонта общего имущества в МКД.
На основании п. 2 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в частности, осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях взносы учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с гражданским законодательством РФ, доходы в виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также отчисления на формирование в установленном ст. 324 НК РФ порядке резерва на проведение ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся ТСЖ, жилищному кооперативу, садоводческому, садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Поступления ТСЖ от жильцов - выручка от реализации
Данный подход поддерживается контролирующими органами, налоговиками на местах, отражен в многочисленных разъяснениях Минфина и ФНС и основан на буквальном прочтении положений НК РФ. Если читать кодекс, получается, что в действующей редакции гл. 21 НК РФ прямо говорится о том, что ТСЖ осуществляет реализацию коммунальных услуг и услуг (работ) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, но при определенных условиях эта реализация не подлежит налогообложению. Значит, в общем случае такая реализация по общим же правилам является объектом обложения НДС. В Письме от 14.09.2011 N 03-03-07/32 Минфин подчеркнул, что с 2010 года от обложения НДС освобождаются реализация коммунальных услуг при условии приобретения их у РСО по стоимости приобретения и реализация услуг (работ) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД при условии приобретения их у подрядчиков по стоимости приобретения. Этого, по мнению финансистов, вполне достаточно: вносить изменения в вышеизложенный порядок применения ТСЖ освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость в отношении коммунальных услуг и работ по содержанию общего имущества в многоквартирных домах... не следует. Гораздо позднее финансовое ведомство выпустило Письмо от 23.09.2015 N 03-07-15/54498, в котором подтвердило, что пп. 29 и 30 п. 3 ст. 149 НК РФ распространяются на ТСЖ как вид товарищества собственников недвижимости.
Согласно гл. 25 НК РФ исключены из налогообложения средства бюджета, полученные на финансирование капитального ремонта, и средства собственников помещений, полученные на финансирование текущего и капитального ремонта, а также поступления от членов ТСЖ (отчисления на формирование резерва на ремонт и взносы). Все иные поступления ТСЖ включаются в доходы, поскольку прямо не названы в ст. 251 НК РФ. Дополнительное обоснование сформулировано так: обязанность по внесению платежей связана не с членством в товариществе, а с владением и пользованием помещением в МКД. Причем плату за жилищно-коммунальные услуги следует рассматривать именно в качестве выручки от реализации, одновременно платежи поставщикам включаются в расходную часть, уменьшающую доходы, соответственно, поступления от жильцов не попадают под налогообложение (см. письма Минфина РФ от 21.04.2015 N 03-03-07/22593, от 08.12.2010 N 03-03-07/41).
Одновременно чиновники упоминают, что ТСЖ может построить свою деятельность так, что будет выступать в качестве агента (предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера, а именно заключение сделок). В этом случае по сделке, заключенной в интересах принципала, при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение (Письмо Минфина РФ от 13.03.2015 N 03-11-11/13540).
Чиновники считали, что принципов, изложенных в названных разъяснениях, вполне достаточно для адекватной налоговой нагрузки на товарищества. Это мнение не изменилось и спустя пять лет: в Письме от 10.07.2015 N 03-03-07/39875 отмечено, что предложение об освобождении ТСЖ от уплаты налога на прибыль организаций не поддерживается. Обоснование очевидно: налог на прибыль организаций возникает только при превышении полученных доходов над произведенными расходами, а при условии раздельного учета и целевого использования указанных средств доходы (расходы), полученные (произведенные) некоммерческими организациями в рамках целевых поступлений, для целей налогообложения прибыли организаций не учитываются.
Подавляющее большинство ТСЖ, которым позволяют объемы деятельности, применяют УСНО. Приведенные для плательщиков налога на прибыль разъяснения актуальны и для "упрощенцев" (см. письма Минфина РФ от 18.11.2015 N 03-11-06/2/66917, от 03.10.2014 N 03-11-11/49928).
По примеру финансистов подошел к проблеме АС СЗО в Постановлении от 25.12.2015 по делу N А42-7042/2014 (в нем рассматривался налоговый спор с участием ТСЖ, управляющего восемью домами, за период 2010-2012 годов). Причем в 2010 году товарищество применяло УСНО с объектом обложения "доходы минус расходы", а в 2011 и 2012 годах - традиционную систему налогообложения. Кассационная инстанция посчитала ошибочным вывод судов о том, что поступившие ТСЖ от собственников квартир денежные средства на оплату коммунальных услуг, содержание и ремонт помещений в МКД являются целевыми поступлениями, направленными на ведение уставной деятельности, и не учитываются при определении налоговой базы в силу п. 2 ст. 251 НК РФ. Напротив, поскольку исходя из норм жилищного законодательства ТСЖ, реализуя цели своей уставной деятельности, выступает в роли исполнителя коммунальных услуг, несет ответственность за содержание общего имущества, является самостоятельным субъектом правоотношений с собственниками помещений в МКД, а также с РСО и подрядчиками, суммы платежей за жилищно-коммунальные услуги должны учитываться в составе доходов как по налогу при УСНО, так и по налогу на прибыль.
Что касается НДС, положений, освобождающих от налогообложения работы (услуги) по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, управлению МКД и другие работы (услуги), выполняемые (оказываемые) ТСЖ собственными силами, пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ не содержит. Поскольку суды не исследовали вопрос о правильности исчисления налоговиками налоговой базы, дело было передано на новое рассмотрение.
Вид поступлений | Налог на прибыль, налог при УСНО | НДС | |
При применении льготы | При отказе от льготы | ||
Взносы членов | Целевые поступления | Объект налогообложения не возникает | |
Средства бюджетов на капитальный ремонт | Целевое финансирование | Не облагаются налогом | При поступлении не облагаются налогом, при выполнении работ облагаются НДС в полном объеме |
Платежи за текущий ремонт общего имущества | Целевое финансирование | При поступлении не облагаются НДС, при выполнении работ не облагаются налогом в пределах стоимости подрядных работ | При поступлении не облагаются налогом, при выполнении работ облагаются НДС в полном объеме |
Взносы на капитальный ремонт | Целевое финансирование | При поступлении не облагаются налогом, при выполнении работ не облагаются НДС только в пределах стоимости подрядных работ | При поступлении не облагаются НДС, при выполнении работ облагаются налогом в полном объеме |
Платежи за содержание общего имущества | Выручка | Не облагаются НДС в пределах стоимости подрядных работ | Облагаются НДС в полном объеме |
Платежи за коммунальные услуги | Выручка | Не облагаются налогом в пределах стоимости приобретенных коммунальных ресурсов | Облагаются НДС в полном объеме |
Действительно, выводы о том, что налогообложение деятельности ТСЖ осуществляется ровно так же, как и налогообложение деятельности УК в рамках договора управления, можно обосновать не только буквальным прочтением положений НК РФ, но и особенностями правового статуса: в договорных отношениях с РСО и подрядчиками товарищество выступает как самостоятельный субъект, к примеру, оно не вправе ссылаться на неплатежи жильцов в оправдание просрочки оплаты по договорам. Точно так же для собственников помещений именно ТСЖ выступает в качестве того лица, которое ответственно как за качество коммунальных услуг, так и за надлежащее состояние общего имущества. Нарушение обязательств со стороны РСО и подрядчиков не снимает с товарищества ответственности перед потребителями.
Поступления от жильцов - целевые средства
В противовес официальной позиции можно привести лишь примеры из судебной практики, в которых суды поддерживали мнение о том, что в рамках уставной деятельности по управлению МКД товарищество вовсе не осуществляет операции по реализации услуг, работ. Такой подход базируется на том, что ТСЖ представляет собой объединение потребителей именно с целью получения качественных услуг и работ, что называется, без накрутки.
Аргументом для вывода доходов из-под налогообложения является отнесение всех платежей собственников помещений к целевым поступлениям, а именно к взносам членов на содержание ТСЖ и ведение им уставной деятельности. Суды читают пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ не формально, допуская более широкое толкование: все средства, полученные и использованные в соответствии с утвержденной собранием членов ТСЖ сметой, считаются целевыми (Постановление АС ПО от 08.08.2014 по делу N А72-16962/2013). Это касается и платы за коммунальные услуги, и платы за содержание общего имущества. Однако здесь возникает справедливый вопрос насчет поступлений от собственников помещений, не вступивших в товарищество.
Заметим, что судебных дел по данному вопросу немного, причем по большей части ТСЖ применяют УСНО, поэтому вопросы исчисления НДС обсуждаются очень редко. Еще в 2007 году было принято Постановление Пленума ВАС РФ от 05.10.2007 N 57, в котором отрицается обязанность ТСЖ уплачивать НДС по операциям, связанным с управлением МКД. Так, из того обстоятельства, что ТСЖ выступает в имущественном обороте (при заключении договоров с поставщиками и даже трудовых договоров со специалистами) исключительно в интересах своих членов, сделан вывод: ТСЖ не представляют соответствующих налоговых деклараций и не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов. Такой вывод следует применять с большой осторожностью.
К сведению. Уже давно арбитры не ссылаются на данный документ в делах, касающихся налоговых обязательств ТСЖ. А при рассмотрении дела N А55-416/2015 было высказано мнение, что указанное постановление, датированное 2007 годом, было актуально на момент его принятия, тогда как позднее были внесены многочисленные изменения в гл. 21 НК РФ и с 01.01.2010 вопрос о налогообложении операций, связанных с предоставлением ТСЖ коммунальных услуг и содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества дома, а также с представлением деклараций по НДС и формой их подачи, прямо урегулирован НК РФ (см. Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2015). В статье 143 НК РФ ТСЖ не поименованы среди организаций, не являющихся плательщиками НДС. Предусмотренное НК РФ освобождение от налогообложения распространяется не на все осуществляемые данной категорией налогоплательщиков операции, а лишь на те, которые перечислены в ст. 149 НК РФ и в отношении которых соблюдены установленные названной статьей условия. Поэтому ТСЖ обязано представлять декларацию по НДС в электронной форме (см. Постановление АС ПО от 15.10.2015 N Ф06-1532/2015).
Аргумент из постановления Пленума ВАС (ТСЖ выступает в имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах собственников помещений, поскольку не имеет самостоятельного экономического интереса, отличного от интересов граждан - членов ТСЖ) успешно используется товариществами при защите своей позиции относительно исчисления налогов с доходов (в Постановлении АС СЗО от 12.11.2015 по делу N А42-9863/2014 подтверждено, что все поступления ТСЖ не подлежат учету в качестве дохода). Более развернуто доводы товарищества, поддержанные арбитрами, изложены в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.12.2015 по делу N А27-8781/2015. Считаем необходимым привести их.
О правовой сущности ТСЖ. Законодатель разграничил УК, которая управляет МКД на профессиональной основе и получает за это вознаграждение, и ТСЖ, которое представляет собой объединение жильцов для управления МКД для удобства такого управления и которое, будучи потребительским кооперативом, действует строго в интересах своих членов, имеет только то имущество, которым наделили его участники, и выполняет, в частности, функции по сбору денежных средств и передаче их коммунальным и иным организациям без оплаты указанных услуг. Эти функции выполняются не в целях извлечения дохода, а в целях удовлетворения потребностей членов товарищества.
Однако оборотной стороной таких рассуждений (функции товарищества сводятся к сбору платежей) является рост риска для ТСЖ быть признанным платежным агентом, который не участвует в правоотношениях между поставщиком и физическим лицом - плательщиком, а лишь исполняет функцию по приему платежей и дальнейшим расчетам с поставщиком. Однако так думать неверно, это подтвердил Верховный суд: ТСЖ выступает в качестве поставщика услуг и получателя платы от физических лиц и в дальнейшем в качестве абонента рассчитывается с РСО и подрядчиками (постановления от 30.10.2015 N 305-АД15-12174, от 21.07.2015 N 303-АД15-7521).
Как видим, большинство из приведенных в данном разделе суждений логически противоречивы. С одной стороны, ТСЖ (равно как и УК) несет ответственность за предоставление коммунальных услуг и надлежащее содержание общего имущества, не является посредником между жильцами и РСО, подрядчиками, то есть обладает самостоятельным правовым статусом, собственники помещений получают услуги и работы именно от ТСЖ. С другой стороны, товарищество не имеет самостоятельных экономических интересов, отличных от интересов его членов, не извлекает прибыль и отчитывается перед членами ТСЖ о фактических расходах. Одновременно все поступления считаются целевыми и направлены на содержание товарищества и ведение им уставной деятельности, но при этом, во-первых, нельзя забывать о собственниках, не являющихся членами ТСЖ, а во-вторых, внесение обязательных платежей товариществу (для компенсации расходов на коммунальные услуги и содержание общего имущества) обусловлено владением помещением в доме (то есть уплачивать определенные суммы придется независимо от наличия в доме товарищества), а не членством в ТСЖ.
Практические рекомендации
Итак, существуют два противоположных подхода к трактовке уставной деятельности ТСЖ. Первый - официальный - сопряжен с большой налоговой нагрузкой, но безопасен с точки зрения налоговых рисков и основан на буквальном прочтении НК РФ. Второй более выгоден с позиции экономии на налогах, однако его придется отстаивать в суде и в настоящее время нет никаких гарантий, что арбитры поддержат налогоплательщиков. Подчеркнем, что включение в учетную политику ТСЖ положения о том, что те или иные платежи от собственников помещений являются целевыми, никак не повлияет на итог судебного разбирательства.
Какие же могут быть стратегии налогового планирования?
Первая, очевидно, заключается в том, что нужно в полной мере придерживаться официального мнения. Для минимизации налоговых обязательств можно рассмотреть такие варианты:
- перейти на УСНО (это полностью снимет все вопросы относительно НДС, однако гарантированно приведет к уплате налога как минимум в размере 1% суммы полученных доходов, соответствующий расход следует предусмотреть в смете);
- получить освобождение от налогообложения в порядке, предусмотренном ст. 145 НК РФ (квартальный лимит выручки в размере 2 000 000 руб. применяется только в отношении операций, облагаемых НДС*(1)).
Известно, что на практике некоторые ТСЖ ориентируются на разъяснения Минфина в части организации договорной работы в качестве посредника. Для этого они вносят в устав положения о том, что товарищество обязано заключать договоры с РСО и подрядчиками в интересах и по поручению собственников помещений. Аналогичные положения прописывают и в договорах между ТСЖ и собственниками, не вступившими в товарищество. На этом основании они не включают в доходы и расходы поступления от потребителей и платежи в адрес поставщиков, ссылаясь на пп. 9 п. 1 ст. 251, п. 9 ст. 270 НК РФ. Налоговая база по НДС при этом определяется согласно ст. 156 НК РФ. Такой вариант представляется небезупречным, поскольку отношения между собственниками помещений и ТСЖ не строятся на принципах агентирования:
- правовой статус ТСЖ, управляющего домом, проистекающий из положений жилищного законодательства, не соответствует правовому статусу агента, как он описан в гл. 52 ГК РФ. Находящиеся в аналогичном положении УК, которые включают в договоры управления условие о том, что они играют роль агента, заключающего договоры с РСО и подрядчиками в интересах и по поручению собственников помещений, в налоговых спорах терпят фиаско: суды поддерживают налоговиков в том, что УК является не посредником, а исполнителем услуг и работ, а значит, осуществляет их реализацию;
- обязательный атрибут агентского договора - вознаграждение посредника, а договоры с участием ТСЖ не предусматривают условие о посредническом вознаграждении, оно не установлено жилищным законодательством.
Вторая стратегия подходит для более смелых налогоплательщиков, стремящихся сэкономить деньги собственников. Однако противоречивость и слабые места подхода, согласно которому все поступления от жильцов считаются целевыми, осознают многие товарищества. Малое число налоговых споров, переданных на рассмотрение суда, вовсе не свидетельствует о том, что налоговые органы в большинстве своем не имеют претензий к товариществам, относящим все поступления к целевым средствам. Наоборот, известно, что большое число товариществ во избежание столкновений с налоговиками применяют первый подход. Определенным компромиссом может быть совмещение двух подходов, например, включение платы за коммунальные услуги в налогооблагаемые доходы, а платы за содержание общего имущества - в целевые поступления.
* * *
Согласно официальной позиции ТСЖ должно исчислять налоги так же, как это делает УК. Учитывая, что в большинстве случаев в управлении товарищества находится один дом, можно попытаться воспользоваться преимуществами, которые дают небольшие обороты (УСНО, освобождение от обязанностей налогоплательщика согласно ст. 145 НК РФ). Такой подход не будет стимулировать население к самоорганизации и самостоятельному управлению своими домами через созданные ТСЖ. Напротив, можно попробовать вывести все поступления из-под налогообложения: единичные случаи, когда арбитры поддерживали налогоплательщиков, встречаются.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Подробно такой вариант оптимизации налоговой нагрузки для УК был описан в статье "Обязательства по НДС: может ли УК получить полное освобождение?" (N 6, 2014).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"