Полномочия органов местного самоуправления в сфере благоустройства
О.В. Лаврентьева,
аспирант Российского государственного
социального университета (Москва)
Журнал "Российский юридический журнал", N 1, январь-февраль 2016 г., с. 66-70.
Местное самоуправление является особым институтом народовластия. Его органы действуют самостоятельно и несут ответственность перед населением местного сообщества. Известно, что для нормального функционирования и развития местного самоуправления необходимо законодательное закрепление конституционно-правового статуса муниципальных органов, важной составляющей которого выступают их полномочия.
Вопрос об определении полномочий органов местного самоуправления - один из центральных в системе правового обеспечения их деятельности. Полномочия органов местного самоуправления обусловлены предметом их ведения и складываются из собственных полномочий (по вопросам местного значения) и делегированных полномочий. Сфера полномочий муниципальных органов закреплена в ст. 132 Конституции России. Кроме того, в силу ч. 2 этой статьи данные органы могут наделяться и некоторыми государственными полномочиями, для реализации которых им передаются необходимые материальные и финансовые средства, а сама реализация контролируется государством.
Полномочия органов местного самоуправления определены в федеральных и региональных законах, уставах муниципальных образований. Некоторые из полномочий указаны в статутном законе о местном самоуправлении - Федеральном законе N 131-ФЗ*(1) (ст. 17). Если Закон закрепляет полномочия органов местного самоуправления в целом, то в уставе муниципального образования находят отражение полномочия органов, создаваемых в данном муниципальном образовании. В региональных актах полномочия муниципальных органов конкретизируются.
Федеральный закон N 131-ФЗ к вопросам местного значения относит благоустройство и озеленение территории поселения. В условиях глобализации благоустройство - это актуальное и важное направление устойчивого развития территорий, призванное обеспечить безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности человека. Проведение мероприятий, связанных с благоустройством и озеленением территории поселения, служит одной из приоритетных задач органов местного самоуправления*(2), поскольку данные мероприятия способствуют повышению эффективности использования территории, а также улучшают ее внешний вид и экологическое состояние.
Полномочия в сфере благоустройства - это права и обязанности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения в данной сфере. Реализация указанных полномочий направлена на сохранение или восстановление благоприятной среды пребывания и проживания населения муниципального образования, а также на предотвращение или уменьшение негативного воздействия на эту среду различных видов деятельности человека, в том числе хозяйственной.
Данные полномочия по степени специфичности можно подразделить на общие и специальные.
К общим следует отнести полномочия, реализуемые применительно к любой сфере деятельности, например связанные с управлением муниципальной собственностью, правотворческие, бюджетные и иные полномочия. Большинство общих полномочий в сфере благоустройства становятся таковыми по мере их реализации, в частности при принятии правовых актов, направленных на благоустройство территорий, выделении бюджетного финансирования на мероприятия по благоустройству территорий и т.п. Специальные полномочия - это права и обязанности, которые возникают непосредственно при осуществлении органами местного самоуправления деятельности в сфере благоустройства.
Согласно п. 25 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится утверждение правил благоустройства территории, которые устанавливают, в том числе, требования к содержанию зданий, сооружений и земельных участков. Например, в Петрозаводском городском округе действует решение Петрозаводского городского Совета от 27 апреля 2010 г. N 26/41-813 "Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе"*(3), а в городском округе Домодедово - решение Совета депутатов округа от 10 мая 2006 г. N 301/57 "Об утверждении Правил благоустройства, озеленения и санитарного содержания территории городского округа Домодедово"*(4). В п. 1.5 приказа Минрегиона РФ от 27 декабря 2011 г. N 613 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований" приведен перечень объектов благоустройства территории муниципальных образований (дворы, кварталы и пр.)*(5).
Основные полномочия органов местного самоуправления в сфере благоустройства можно свести к осуществлению деятельности, касающейся:
содержания и облагораживания муниципальной среды;
учета, мониторинга и контроля состояния объектов благоустройства;
безопасности жизни в муниципальной среде;
сохранности архитектурно-художественного облика муниципального образования;
постоянной доступности территорий общего пользования;
сохранности инфраструктуры, коммуникаций и сооружений.
Для примера перечислим полномочия в сфере благоустройства, которыми наделены органы местного самоуправления Московской области*(6):
принятие муниципальных правовых актов в сфере благоустройства территорий;
закрепление благоустройства территории муниципального образования за ответственными лицами;
привлечение населения к добровольным социально значимым работам по благоустройству;
утверждение расходов местного бюджета на благоустройство;
определение времени и порядка проведения месячников благоустройства; разработка, утверждение правил и планов благоустройства, их согласование с объединениями граждан, общественными организациями и объединениями и дальнейшая реализация;
разработка, формирование и реализация муниципальных программ;
организация конкурсов по благоустройству;
определение участков вывоза уличного смета, остатков растительности, листвы и снега;
доведение норм накопления отходов до юридических лиц и населения;
организация благоустройства и озеленения территории;
разработка, утверждение и реализация схем санитарной очистки территории;
принятие мер профилактики сохранения объектов благоустройства;
применение мер экономического стимулирования граждан и организаций за деятельность в сфере благоустройства;
организация содержания, техобслуживания, ремонта, реконструкции и строительства уличного освещения;
определение требований к организации освещения улиц и установке указателей с наименованиями улиц и номерами домов;
разработка правил регулирования численности безнадзорных животных и др.
Кроме того, в силу сформировавшейся в Москве правовой базы, касающейся вопросов благоустройства*(7), в сферу полномочий органов местного самоуправления включены:
организация содержания и уборки территорий муниципального объединения (городского округа) в летний и зимний период;
содержание придомовых территорий многоквартирных домов; организация сбора, временного хранения, вывоза и утилизации (захоронения) отходов;
обустройство и содержание контейнерных площадок, расчет необходимого количества урн для мусора и их содержание;
содержание зданий (включая жилые дома), сооружений, объектов благоустройства и земельных участков, на которых они расположены;
определение условий на проектирование объектов в части благоустройства прилегающей территории и отвода сточных вод;
обустройство и содержание площадок для выгула собак; содержание фонтанов;
содержание технических и охранных зон метрополитена и др.
Для реализации указанных полномочий в муниципальных образованиях создаются отделы благоустройства, исполняющие следующие функции:
содействие разработке и (или) реализации планов и программ органов государственной власти в сфере благоустройства (взаимодействие с органами государственной власти);
разработка технико-экономических обоснований по конкретным объектам благоустройства;
координация деятельности подрядчиков, выполняющих работы по благоустройству;
контроль за качеством и сроками исполнения благоустройственных работ;
внутриквартальное комплексное озеленение и учет зеленых насаждений; инвентаризационный учет объектов благоустройства;
организация общественных слушаний проектов благоустройства и градостроительства, касающихся муниципального образования;
содействие выявлению нарушений в сфере благоустройства и участие в их оформлении (составлении протоколов об административных правонарушениях).
Муниципальным органам уставами муниципальных образований предоставлено важное право привлекать граждан к добровольному выполнению социально значимых работ. Представляется, что реализация данного полномочия значима для решения проблем в сфере благоустройства и озеленения территории, в частности проблемы уборки прилегающих территорий.
Таким образом, под собственными полномочиями органов местного самоуправления следует понимать определяемое уставом муниципального образования и иными правовыми актами единство прав и обязанностей, предоставляемых органам местного самоуправления для решения вопросов, входящих в предмет их ведения.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере благоустройства следует толковать как определяемое уставом муниципального образования и иными правовыми актами единство прав и обязанностей, предоставляемых органам местного самоуправления для решения вопросов, связанных с устойчивым развитием территорий, в целях обеспечения безопасности и благонадежных условий жизнедеятельности населения, охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах населения муниципального образования и государства в целом.
Список литературы
Михолъская В.В. К вопросу о наполняемости местных бюджетов за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду // Актуальные проблемы юридический теории и практики: межвуз. сб. науч. ст. / отв. ред. В.В. Блаткова, Т.Ю. Оленина. Петрозаводск, 2012.
О благоустройстве в Московской области: Закон Московской области от 30 декабря 2014 г. N 191/2014-03 // Ежедневные Новости. Подмосковье. 2015. 20 янв.
О Генеральном плане города Москвы: Закон Москвы от 5 мая 2010 г. N 17 // Вестн. Мэра и Правительства Москвы. 2010. Спецвып. N 1. Т. 1-3.
Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
Об утверждении Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований: приказ Минрегиона РФ от 27 декабря 2011 г. N 613 // Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2012. N 3.
Об утверждении Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка в Петрозаводском городском округе: решение Петрозаводского городского Совета от 27 апреля 2010 г. N 26/41-813 // Информ. бюл. 2010. N 26.
Об утверждении Правил благоустройства, озеленения и санитарного содержания территории городского округа Домодедово: решение Совета депутатов округа от 10 мая 2006 г. N 301/57 // Призыв" 2006. 25 мая.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ // СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822.
*(2) Михолъская В.В. К вопросу о наполняемости местных бюджетов за счет платы за негативное воздействие на окружающую среду // Актуальные проблемы юридический теории и практики: межвуз. сб. науч. ст. / отв. ред. В.В. Блаткова, Т.Ю. Оленина. Петрозаводск, 2012. С. 66.
*(3) Информ. бюл. 2010. N 26.
*(4) Призыв. 2006. 25 мая.
*(5) Законодательные и нормативные документы в ЖКХ. 2012. N 3.
*(6) Статья 73 Закона Московской области от 30 декабря 2014 г. N 191/2014-03 "О благоустройстве в Московской области" (Ежедневные Новости. Подмосковье. 2015. 20 янв.).
*(7) О Генеральном плане города Москвы: Закон Москвы от 5 мая 2010 г. N 17 // Вестн. Мэра и Правительства Москвы. 2010. Спецвып. N 1. Т. 1-3.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Лаврентьева О.В. Полномочия органов местного самоуправления в сфере благоустройства
Lavrentyeva O.V. The powers of local authorities in the sphere of territory improvement
О.В. Лаврентьева - аспирант Российского государственного социального университета (Москва)
O.V. Lavrentyeva - Moscow, Russian State Social University
Исследуется правовое регулирование полномочий органов местного самоуправления в сфере благоустройства. Автор утверждает, что реализация данных полномочий направлена на сохранение или восстановление благоприятной среды пребывания и проживания населения муниципального образования, а также на предотвращение или уменьшение негативного воздействия на эту среду различных видов деятельности человека, в том числе хозяйственной. Автор подразделяет полномочия в сфере благоустройства на общие и специальные. В заключение автор дает свое определение понятий "полномочия органов местного самоуправления" и "полномочия органов местного самоуправления в сфере благоустройства".
The article investigates legal regulation of the powers of local authorities in the sphere of territory improvement. The author asserts that the implementation of these powers is aimed at preserving or restoring the favourable environment for population of the municipality, and at preventing or reducing any negative environmental impact caused by various human activities, including economics. The powers in the sphere of territory improvement could be divided into general ones and special ones. In conclusion the author gives her own definition of the powers of local authorities and the powers of local authorities in the field of territory improvement.
Ключевые слова: местное самоуправление, полномочия, благоустройство, благоустройство территории
Key words: local self-government, powers, improvement, territory improvement
Полномочия органов местного самоуправления в сфере благоустройства
Автор
О.В. Лаврентьева - аспирант Российского государственного социального университета (Москва)
"Российский юридический журнал", 2016, N 1