Изменения в законодательстве об обеспечении жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
И.А. Несмеянова,
кандидат юридических наук, доцент кафедры
"Гражданское право" ФГОБУ ВО "Финансовый университет
при Правительстве Российской Федерации"
Журнал "Экономика и право. XXI век", N 1, январь-март 2016 г., с. 30-32.
Реформы в социальной политике государства внесли серьезные изменения в гражданское и жилищное законодательство, регулирующее порядок обеспечения жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На этих изменениях и их последствиях остановимся подробнее. В 2012 г. принят Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ, который внес существенные изменения в один из основополагающих законов - Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ, регулирующий вопрос предоставления дополнительных гарантий лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе, на жилые помещения, о чем говорится в ст. 8 данного Закона.
В чем же суть изменений и как это отразилось на положении названной категории граждан согласно законодательству Москвы (Постановление Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве")? Рассмотрим лишь некоторые изменения.
Раньше за год до достижения ребенком совершеннолетия (то есть к моменту окончания государственной или семейной формы воспитания) рассматривался вопрос нуждаемости в жилом помещении. Сейчас ребенок включается в список нуждающихся в предоставлении жилья в 14 лет, а с 14 до 18 лет постоянно пересматривается вопрос нахождения в списке в связи с изменениями в семье (если кто-то родился, умер, вселился и пр.). Это никому не нужно, поскольку к совершеннолетию все равно принимается решение (которое уже принималось и раньше, до изменений в законодательстве) о том, будет предоставляться выпускнику квартира или нет.
В то же время законодатель указал, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренным данным законодательством (то есть принятым в 2012 г.), сохраняется за лицами, которые относились к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями. Каков результат этого нововведения? Законодатель не конкретизировал, что данное положение распространяется только на тех, о ком уже принято решение о предоставлении жилья, но само право еще не реализовано. Тем самым законодатель, нарушив норму о действии закона во времени и сняв ограничения по возрасту, открыл дорогу к предоставлению жилья всем лицам (с 23 лет и старше), которые когда-то остались без попечения родителей и которым ранее не предоставлялось жилье в связи с отсутствием оснований по ранее действовавшим законам. Прокомментируем сказанное цифрами. В Москве в план 2015 г. обеспечения жилыми помещениями, формировавшийся в 2014 г., было включено примерно 600 детей рассматриваемой категории. Постановление Правительства Москвы N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве", изменившее основания и порядок предоставления жилых помещений, принято 14.07.2015. В сентябре 2015 г. в план обеспечения на следующий, 2016 г. включено на 50% больше лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся или являвшихся ими ранее, т.е. около 900 человек. Необходимо учесть, что это только те, кто узнал об изменении законодательства и успел за месяц собрать документы.
Для того чтобы местом жительства иногородних подопечных детей стал г. Москва, родственники детей, проживающие в г. Москве, - опекуны и попечители - регистрируют детей и по месту пребывания (как предусмотрено Федеральным законом от 25.06.1993 N 5242-1), и в качестве членов семьи по месту своего жительства. При регистрации по месту жительства это приводит к потере ребенком жилья в том регионе, где он имел жилье. В любом случае, независимо от того, как зарегистрирован ребенок - по месту жительства или по месту пребывания, требования о предоставлении жилья в Москве мотивируются заявителями со ссылкой на ч. 2 ст. 20 ГК РФ о том, что "местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов". Несмотря на то что в указанной статье ничего не говорится о попечителях, суды, как правило, соглашаются с требованиями попечителей о предоставлении подопечным жилья в Москве. (Имеются случаи, когда в другом регионе дети имеют жилье на праве собственности и пользования или им выделяется жилье как нуждающимся. И одновременно Москва, располагая информацией о наличии у ребенка жилья, выделяет ему вторую квартиру, поскольку об этом хлопочет московский попечитель). Приведем статистику. В 2000 г. обеспечивались жилыми помещениями только 5% детей семейной формы воспитания, сейчас более 50% детей семейной формы устройства город вынужден обеспечивать жилыми помещениями. О чем это говорит? О том, что все чаще подопечные дети теряют свое жилье, что свидетельствует о полной бездеятельности служб, обязанных осуществлять контроль над опекунами/попечителями и жилыми помещениями детей, находящимися на семейной форме воспитания.
Еще одним нововведением законодателя стал пункт о необходимости предоставления жилого помещения по причине признания невозможным проживания ребенка и родителя, лишенного родительских прав, при наличии решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения. Абсурдность ситуации состоит в том, что суды, отказывая в принудительном обмене, указывают, что родитель, лишенный родительских прав, в квартире не проживает или встал на путь исправления (помогает ребенку, утроился на работу, не злоупотребляет спиртными напитками), сам ребенок возражает против исковых требований, поэтому совместное проживание возможно. Согласно законодательным изменениям, такое решение суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения служит основанием для предоставления ребенку отдельного жилого помещения.
Названы лишь некоторые изменения в законодательстве РФ (которую можно назвать "реформой законодательства"), вызванные изменением политики в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их жилищных прав. Можно было бы еще уделить внимание заключаемому с детьми договору (договор найма специализированного жилого помещения), который не в полной мере отвечает интересам детей, заострить внимание на том, чем обусловлено и насколько целесообразно закреплять за одной организацией все вопросы, касающиеся жилья детей в Москве (формирование списков, сбор документов, принятие решений, контроль над использованием жилых помещений), и на других вопросах.
К сожалению, общество сейчас идет по экстенсивному пути развития, не задействует существующие правовые механизмы и не прилагает действенных усилий к соблюдению жилищных прав граждан. Количество принимаемых законов не всегда указывает на их востребованность, а непродуманность не позволяет достигнуть прогресса в правовой политике.
Здесь вспоминаются слова Владимира Александровича Четвернина о том, что если платить людям за то, что они бедные, больные и безработные, то скоро все будут бедные, больные и безработные. Правоту этой крылатой фразы подтверждают приведенные выше цифры. Что же делать? Срочно вносить изменения в законодательство, оставив то положительное, что было ранее (например, форму договора), четко определив, какие категории лиц нуждаются в жилье (по признаку отсутствия у них права пользования жилыми помещениями), в отношении остальных лиц планомерно проводить работу по сохранению жилых помещений, не допуская превращения жилья детей в "рыночный фонд" недобропорядочных родителей и других лиц. В дальнейшем необходимо исключить необоснованность правотворческой политики, повысить качество принимаемых законов в части предсказуемости их последствий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Несмеянова И.А. Изменения в законодательстве об обеспечении жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Nesmeyanova I.A. Changes in the legislation on support of the housing rights of persons from among orphan children and children without parental support
И.А. Несмеянова - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Гражданское право" ФГОБУ ВО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
I.A. Nesmeyanova - candidate of jurisprudence, associate professor "Civil law" FGOBOU WAUGH "Financial university in case of Government of the Russian Federation"
В статье автор касается изменений в законодательстве об обеспечении жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указывается на непродуманность правотворческой позиции, формулировок, процедур реализации.
In article the author concerns changes in the legislation on support with premises of persons from among orphan children and children without parental support. It is specified crudity of a law-making line item, statements, implementation procedures.
Ключевые слова: лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; изменения в законодательстве; обеспечение жилыми помещениями.
Keywords: persons from among children-orphans and children left without parental care; change in legislation; the provision of living apartments.
Журнал "Экономика и право. XXI век"
Ежеквартальный аналитический научно-информационный журнал, посвященный актуальным вопросам развития экономической и юридической науки, иным теоретико-правовым и практическим вопросам экономического развития и применения права в современной жизни