Роспотребнадзор о предоставлении гостиничных услуг
О.М. Архангельская,
эксперт журнала "Туристические и гостиничные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, март-апрель 2016 г., с. 45-51.
Роспотребнадзор уделяет большое внимание новым Правилам предоставления гостиничных услуг*(1). Об этом свидетельствует очередной документ, разъясняющий отдельные положения названных правил, - Письмо от 11.01.2016 N 01/37-16-29 - второй по счету документ ведомства на данную тему. Первый был выпущен в статусе Информации Роспотребнадзора. В сущности, он был посвящен толкованию лишь одного пункта правил - п. 29 *(2). В упомянутом письме Роспотребнадзор повторил сказанное в Информации и добавил еще несколько рекомендаций.
Цена номера (места в номере)
Цену номера исполнитель определяет самостоятельно. Поскольку гостиничная услуга имеет комплексный характер, цена номера является единой величиной, что позволяет включить в нее кроме платы за проживание стоимость сопутствующих услуг. Это следует из терминологии рассматриваемых правил. Причем цена номера устанавливается одинаковой для всех потребителей. В первую очередь этого требуют общие положения о публичном договоре (ст. 426 ГК РФ), во вторую - п. 6 Правил предоставления гостиничных услуг. Роспотребнадзор заостряет внимание на публичности отношений гостиницы с клиентами и напоминает, что и иные условия договора не могут устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения. Это означает, что разрабатываемые и реализуемые гостиницами маркетинговые стратегии должны быть адресованы изначально неопределенному кругу потребителей.
К примеру, информация о предоставлении скидки с цены номера при заселении гостя в день его рождения должна быть доступна всем потенциальным клиентам, а не только имениннику при непосредственном размещении.
Отказ от гарантированного бронирования
Пункт 15 Правил предоставления гостиничных услуг предусматривает возможность бронирования номеров (гарантированного и негарантированного). При гарантированном бронировании гостиница ожидает потребителя до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. Если за это время клиент не заселяется, то бронь аннулируется. Незаезд потребителя, равно как опоздание или несвоевременный отказ от гарантированной брони, дает право гостинице получить плату за фактический простой номера, максимум - за сутки.
Разъясняя суть данного положения, Роспотребнадзор подчеркнул, что п. 15 правил имеет причинно-следственную связь с п. 16 Правил предоставления гостиничных услуг. В последнем указано, что бронирование действительно с момента получения потребителем (заказчиком) уведомления, содержащего сведения о наименовании (фирменном наименовании) исполнителя, заказчике (потребителе), категории (виде) заказанного номера и о его цене, об условиях бронирования, о сроках проживания в гостинице, иные сведения, определяемые исполнителем.
Получается, что отсчитывать сутки, за которые можно требовать оплаты, например, при отказе гостя от заселения в забронированный номер, следует именно с момента получения потребителем такого уведомления.
От себя добавим, что, если гостиница не может подтвердить факт уведомления потребителя об условиях бронирования или о категории забронированного номера, вероятнее всего, она не сможет доказать правомерность удержания суточной платы за номер.
Документы при заселении
Согласно п. 19 Правил предоставления гостиничных услуг заключение договора об оказании гостиничных услуг подразумевает предъявление потребителем документа, удостоверяющего его личность.
Документы, удостоверяющие личность гостя |
/----------------\ /---------------\ /---------------\ /--------------\ /-----------------\
|Паспорт: | |Свидетельство о| |Документ | |Разрешение на | |Вид на жительство|
|- гражданина РФ;| |рождении - для | |иностранного | |временное | |лица без |
|- гражданина | |лиц, не | |государства, | |проживание | |гражданства |
|СССР; | |достигших 14 | |признанный в | |лица без | | |
|- удостоверяющий| |лет | |соответствии с | |гражданства | | |
|личность | | | |международным | | | | |
|гражданина РФ за| | | |договором РФ | | | | |
|пределами РФ | | | |документом, | | | | |
|(загранпаспорт);| | | |удостоверяющим | | | | |
|- иностранного | | | |личность лица | | | | |
|гражданина (иной| | | |без гражданства| | | | |
|документ, | | | | | | | | |
|признанный РФ | | | | | | | | |
|документом, | | | | | | | | |
|удостоверяющим | | | | | | | | |
|личность | | | | | | | | |
|иностранца) | | | | | | | | |
\----------------/ \---------------/ \---------------/ \--------------/ \-----------------/
Одновременно в п. 5 Положения о государственной системе миграционного и регистрационного учета*(3) тоже приводится список документов, удостоверяющих личность. Он отличен от предложенного в п. 19 Правил предоставления гостиничных услуг - в нем присутствуют такие документы, как дипломатический и служебный паспорт, удостоверение личности моряка, удостоверение беженца (проездной документ беженца). Роспотребнадзор пояснил, что миграционное законодательство имеет совершенно иную область применения и с регулированием отношений в сфере гостиничных услуг никак не связано.
Относительно предоставления гостиничных услуг лицам в возрасте от 14 до 18 лет необходимо иметь в виду следующее. В силу п. 1 ст. 26 ГК РФ указанные лица совершают сделки (за исключением мелких бытовых операций) с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. По мнению Роспотребнадзора, это не является препятствием для оказания несовершеннолетним лицам (с 14 до 18 лет) гостиничных услуг при отсутствии такого предварительного согласия, поскольку оно может быть получено и позже, что тоже допустимо (п. 1 ст. 26 ГК РФ).
О свободе договора и его существенных условиях
Гражданский кодекс провозглашает свободу договора в определении сторонами любых его условий, не противоречащих закону. Это следует из совокупности положений ст. 420 и 421 ГК РФ. Но вместе с тем договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (п. 1 ст. 422 ГК РФ). В сфере предоставления гостиничных услуг такие правила установлены п. 20 Правил предоставления гостиничных услуг - обязательность включения в текст договора (если быть точным - документа, подписанного двумя сторонами) следующей информации:
- наименования исполнителя (для ИП - фамилии, имени, отчества (если имеется)), сведений о государственной регистрации;
- сведений о заказчике (потребителе);
- сведений о предоставляемом номере (месте в номере);
- цены номера (места в номере);
- периода проживания в гостинице.
С необходимостью согласования перечисленных выше условий вопросов, в принципе, не возникает, а вот относительно формы договора этого сказать нельзя - имеющиеся пробелы Роспотребнадзор восполняет ссылками на ГК РФ.
Итак, п. 20 Правил предоставления гостиничных услуг предписывает исполнителю и потребителю гостиничных услуг заключать договор путем составления документа, подписанного обеими сторонами. В свою очередь, согласно п. 2 ст. 434 ГК РФ заключением договора в письменной форме считается не только составление одного документа, подписанного сторонами, но и обмен документами (письмами, факсами и т.д.). Чиновники обращают внимание, что договор верно составлен в письменной форме (считая, видимо, что Правила предоставления гостиничных услуг предполагают требование о заключении договора в определенной форме (письменной), но не обязательно строго одним способом - составлением одного документа), если письменная оферта акцептована путем выполнения указанных в ней действий, например, совершения необходимого платежа (см. п. 3 ст. 438 ГК РФ).
Таким образом, гостиница выполнит предписания Правил предоставления гостиничных услуг по заключению договора в письменной форме, если предложит потребителю счет на оплату гостиничных услуг, который будет содержать всю необходимую информацию, а потребитель оплатит этот счет.
Порядок и способы оплаты номера
Положения об оплате гостиничных услуг сформулированы в п. 28 Правил предоставления гостиничных услуг, однако Роспотребнадзор напоминает, что приоритетны в данном вопросе все-таки положения ГК РФ и Закона N 2300-1*(4). Приведем требования каждого документа в таблице.
Пункт 1 ст. 781 ГК РФ | Статья 37 Закона N 2300-1 | Пункт 28 Правил предоставления гостиничных услуг |
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг | Потребитель обязан оплатить оказанные ему услуги в порядке и в сроки, которые установлены договором с исполнителем | Потребитель (заказчик) обязан оплатить гостиничные услуги и иные платные услуги в полном объеме после их оказания потребителю. С согласия потребителя (заказчика) оплата гостиничных услуг может быть произведена при заключении договора в полном объеме или частично |
Получается, что при осуществлении расчетов за гостиничные услуги договор имеет первостепенное значение, но если его стороны не согласовали предоплату (полную или частичную), то исполнитель вправе требовать оплаты номера и сопутствующих услуг по факту.
Бесплатные полсуток
Относительно применения п. 29 Правил предоставления гостиничных услуг Роспотребнадзор не добавил ничего нового и, в сущности, повторил рекомендации, которые сформулировал еще в январе в Информации "Об особенностях применения отдельных положений новых Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации". При использовании гостиницей посуточной оплаты номеров и установлении расчетного часа на 12.00 текущих суток исполнитель не может округлять плату за номер до стоимости проживания за целые сутки, если гость, например:
- заехал в гостиницу 1 апреля после 00.00 (то есть до наступления расчетного часа - 12.00 (1 апреля));
- выехал 2 апреля до расчетного часа (то есть до 12.00).
В описанной ситуации исполнитель не может взимать с гостя за день заезда до расчетного часа плату за полные сутки, в результате чего общая сумма, подлежащая оплате, составляет не плату за двое суток, а максимум - за полтора суток.
Далее чиновники еще раз подчеркивают, что п. 29 правил не применяется в ситуации, когда исполнитель использует посуточную оплату номеров, а гость разместился в гостинице, например, 1 апреля после 00.00, а выехал 1 апреля до 12.00. Иными словами, требовать оплаты половины суток в данном случае нельзя. Оплата возможна за конкретное количество проведенных в гостинице часов, но только при условии, что исполнитель использует эту систему оплаты номеров или комбинирует ее с посуточной. Такая возможность дана исполнителю п. 25 Правил предоставления гостиничных услуг. Причем потребитель должен быть обязательно проинформирован о применяемом порядке определения стоимости и оплаты гостиничных услуг (см. п. 10 Правил предоставления гостиничных услуг).
О возмещении фактических расходов гостиницы
Согласно содержанию п. 32 Правил предоставления гостиничных услуг потребитель может в любое время отказаться от пользования услугами гостиницы, оплатив ей фактически понесенные расходы. Данное положение основано на п. 1 ст. 782 ГК РФ и ст. 32 Закона N 2300-1.
Вместе с тем п. 33 Правил предоставления гостиничных услуг устанавливает право гостиницы на односторонний отказ от исполнения договора, но только в том случае, если потребитель нарушает условия этого договора. Принцип тот же - договор расторгается с возмещением гостинице фактически понесенных расходов.
Роспотребнадзор обращает внимание, что определение обоснованных фактически понесенных гостиницей расходов всегда разрешается индивидуально. Ведь их наличие и размер зависят от многих факторов (стадии исполнения договора, условий оплаты гостиничных услуг, принципов установления цены за номер и т.д.).
О возмещении ущерба за повреждение имущества гостиницы
Общие правила о возмещении вреда сформулированы в ст. 1064 ГК РФ: вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, право которого нарушено, может потребовать возмещения убытка, под которым понимается (ст. 15 ГК РФ) в том числе реальный ущерб - утрата или повреждение имущества лица, чье право нарушено.
Пункт 37 Правил предоставления гостиничных услуг об ответственности потребителя и возмещении им ущерба гостинице (при утрате или повреждении имущества гостиницы по вине потребителя) разработан во исполнение названных выше норм и не связан с ситуацией, описанной в ст. 393 ГК РФ (возмещение убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства).
Действительно, обязательство возместить убытки может явиться результатом разных действий - от неисполнения договора до причинения вреда, а п. 37 правил устанавливает ответственность потребителя именно в ситуации порчи гостиничного имущества.
* * *
Роспотребнадзор сформулировал подходы к применению отдельных пунктов Правил предоставления гостиничных услуг. Очевидно, что при работе с потребителями и проведении соответствующих проверок сотрудники ведомства будут исходить из тех рекомендаций, которые даны в Письме от 11.01.2016 N 01/37-16-29. Следовательно, этот документ обязательно должны принять во внимание должностные лица гостиничных объектов.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждены Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085.
*(2) Подробнее об этом читайте в статье О.М. Архангельской "О применении правил предоставления гостиничных услуг", N 1, 2016.
*(3) Утверждено Постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 N 813.
*(4) Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"