Обзор разъяснений по вопросам применения налогового законодательства за январь-февраль 2016 г.
Л. Чистякова,
эксперт по налогообложению и бухгалтерскому учету,
аттестованный налоговый консультант по налогам и сборам
Журнал "Налоговый вестник", N 3, март 2016 г., с. 32-41.
Мы продолжаем изучать письма, посвященные вопросам применения налогового законодательства. Интересно, что к разъясняющим органам в рассматриваемый период помимо Минфина РФ и ФНС России добавилась еще и Федеральная нотариальная палата (ФНП).
В связи с принятием значительного количества поправок в НК РФ, вступивших в силу с 01.01.2016, направленных на совершенствование налогового администрирования и существенно повышающих ответственность налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах, ФНП подготовила и направила Обзор основных изменений налогового законодательства с комментариями и изложением своей позиции по рассматриваемым вопросам. И, несмотря на то, что ФНП не относится к органам, уполномоченным давать разъяснения по вопросам применения налогового законодательства, полагаем, что ее обзор может быть интересен всем работодателям.
НДФЛ
Новый Расчет 6-НДФЛ
В рассматриваемый период вышло письмо ФНП от 26.01.2016 N 169/03-16-3, которым был направлен Обзор основных изменений налогового законодательства с 2016 года. Поскольку нотариусы являются налоговыми агентами, на них в полной мере распространяются все требования действующего в 2016 году налогового законодательства. Однако указанный Обзор будет интересен и остальным лицам, которые являются работодателями и признаются налоговыми агентами.
С 2016 года налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета ежеквартальный расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ. Новая налоговая отчетность для налоговых агентов введена Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах" (далее - Закон N 113-ФЗ).
Расчет - это документ, содержащий обобщенную информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента). Эта информация включает в себя в том числе сведения о суммах начисленных и выплаченных гражданам доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также другие данные, служащие основанием для исчисления налога (п. 1 ст. 80 НК РФ).
Форма расчета сумм НДФЛ, порядок ее заполнения и представления, а также формат представления в электронной форме утверждены приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@ "Об утверждении формы расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (форма 6-НДФЛ), порядка ее заполнения и представления, а также формата представления расчета сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, в электронной форме".
Расчет по форме 6-НДФЛ содержит 2 раздела:
а) раздел 1 "Обобщенные показатели", в котором указываются обобщенные по всем физическим лицам суммы начисленного дохода, исчисленного и удержанного НДФЛ нарастающим итогом с начала налогового периода по соответствующей налоговой ставке;
б) раздел 2 "Даты и суммы фактически полученных доходов и удержанного налога на доходы физических лиц", в котором указываются даты фактического получения физическими лицами дохода и удержания НДФЛ, сроки перечисления НДФЛ и обобщенные по всем физическим лицам суммы фактически полученного дохода и удержанного НДФЛ.
При этом по строке 120 раздела 2 "Срок перечисления налога" указывается дата в соответствии с положениями п. 6 ст. 226 и п. 9 ст. 226.1 НК РФ, не позднее которой должна быть перечислена сумма НДФЛ (письмо ФНС России от 20.01.2016 N БС-4-11/546@).
Все лица, которые в соответствии со ст. 226 НК РФ (и в том числе с п. 2 ст. 226.1 НК РФ) признаются налоговыми агентами, начиная с 1 января 2016 года обязаны ежеквартально представлять в налоговые органы по месту своего учета расчет по форме 6-НДФЛ.
Расчет 6-НДФЛ представляется по всем физическим лицам, которым были выплачены соответствующие доходы. Исключение составляют доходы (подп. 1 п. 1 ст. 227, подп. 2 п. 1 ст. 228, п. 2 ст. 230 НК РФ):
а) выплаченные по договорам купли-продажи;
б) а также по договорам, заключенным с индивидуальными предпринимателями.
При этом по итогам 2015 года расчет по форме 6-НДФЛ представлять не нужно.
Впервые расчет 6-НДФЛ надо представить за I квартал 2016 года (письмо ФНС от 24.11.2015 N БС-4-11/20483@, информация ФНС от 26.11.2015).
В соответствии с абз. 3 п. 2 ст. 230 НК РФ работодатели представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом:
а) за I квартал, полугодие, 9 месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом;
б) за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, расчет по форме 6-НДФЛ заполняется на отчетную дату, соответственно, на 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря соответствующего налогового периода.
Сроки сдачи расчета 6-НДФЛ в 2016 году будут следующие (п. 7 ст. 6.1 НК РФ):
- за I квартал 2016 г. - не позднее 04.05.2016;
- за полугодие 2016 г. - не позднее 01.08.2016;
- за 9 месяцев 2016 г. - не позднее 31.10.2016;
- за 2016 г. - не позднее 03.04.2017 года.
Расчет по форме 6-НДФЛ представляется налоговым агентом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 25 человек данный расчет может быть представлен на бумаге (информация ФНС России от 26.11.2015). При этом, согласно разъяснениям ФНС России в письме от 30.12.2015 N БС-4-11/23300@, налоговые агенты обязаны представлять форму 6-НДФЛ в налоговый орган по месту своего учета, а в отношении работников этих обособленных подразделений - в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, - в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших договоры от имени организации.
Представление расчета 6-НДФЛ не освобождает от обязанности представлять справки 2-НДФЛ
На это обстоятельство обратила внимание ФНП в Обзоре основных изменений налогового законодательства с 2016 года, направленном ею в письме от 26.01.2016 N 169/03-16-3. Обязанность по подаче налоговыми агентами сведений о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ с 1 января 2016 года не отменена и закреплена в п. 2 ст. 230 НК РФ.
Представление сведений по форме 2-НДФЛ за 2015 год следует осуществлять по новой форме, введенной приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-3/485@ "Об утверждении формы сведений о доходах физического лица, порядка заполнения и формата ее представления в электронной форме".
Срок представления справок 2-НДФЛ зависит от того, какая цифра проставлена в поле "Признак".
Справка 2-НДФЛ с признаком 1 представляется по каждому физическому лицу, которому были выплачены доходы, за исключением доходов по договорам купли-продажи, доходов, выплаченных таким лицам как индивидуальным предпринимателям, доходов в виде дивидендов (п. 2 ст. 230 НК РФ, Раздел II Порядка заполнения формы сведений о доходах физического лица "Справка о доходах физического лица" (форма 2-НДФЛ) (далее - Порядок заполнения справки 2-НДФЛ), утвержденного приказом ФНС России от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@).
Справка 2-НДФЛ с признаком 2 представляется на тех физических лиц, с доходов которых не был удержан исчисленный НДФЛ (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Справку 2-НДФЛ с признаком 2 надо сдать не позднее 1 марта года, следующего за годом выплаты дохода, а справку с признаком 1 - не позднее 1 апреля (п. 5 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ).
За 2015 г. надо сдать справки 2-НДФЛ (п. 7 ст. 6.1 НК РФ):
- с признаком 2 - не позднее 01.03.2016;
- с признаком 1 - не позднее 01.04.2016.
Отчитываться по форме 2-НДФЛ необходимо не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Срок представления отчетности с 2016 года не изменился.
На что обратила внимание ФНС России при заполнении справки 2-НДФЛ
К вопросам, связанным с порядком заполнения и представления в налоговые органы справки по форме 2-НДФЛ, обратилась не только ФНП, но и ФНС России.
В рассматриваемый период было обнародовано несколько писем, связанных с порядком заполнения и представления справки 2-НДФЛ: письма ФНС России от 27.01.2016 N БС-4-11/1068@, от 28.12.2015 N БС-3-11/4997@, от 30.12.2015 N БС-4-11/23300@.
Так, ФНС России сообщила, что с целью обеспечения полноты формирования и достоверности данных, содержащихся в информационном ресурсе "Сведения о физических лиц", а также исключения приема от налогового агента справок с заведомо недостоверными данными были установлены дополнительные правила форматно-логического контроля за содержанием реквизитов в отношении физического лица - получателя доходов, в том числе проверку на наличие обязательности заполнения поля "ИНН в Российской Федерации" при реквизите "Гражданство (код страны)", равном "643".
Результатом данного контроля является формирование "Протокола приема сведений о доходах физических лиц" с типом сообщения налоговому агенту вида "Предупреждение. Не заполнен ИНН для гражданина России". При этом сведения о доходах физических лиц (при отсутствии иных нарушений форматно-логического контроля) считаются прошедшими форматно-логический контроль и подлежат приему. Также ФНС России обратила внимание, что в Порядке заполнения справки 2-НДФЛ отсутствуют положения о том, что сумма НДФЛ исчисляется в полных рублях. Связано это с тем, что в настоящее время из нормы п. 6 ст. 52 НК РФ прямо следует, что сумма любого налога, в том числе и НДФЛ, исчисляется в полных рублях. Сумма налога менее 50 копеек отбрасывается, а сумма налога 50 копеек и более округляется до полного рубля.
Налоговые агенты обязаны представлять форму 2-НДФЛ за 2015 год в налоговый орган по месту своего учета, а в отношении работников этих обособленных подразделений - в налоговый орган по месту учета таких обособленных подразделений, а также в отношении физических лиц, получивших доходы по договорам гражданско-правового характера, - в налоговый орган по месту учета обособленных подразделений, заключивших договоры от имени организации.
Налог на прибыль
Учет авансов, поступающих в рублях в счет оплаты услуг в у.е.
В письме от 19.01.2016 N 03-03-06/1/1361 Минфин РФ рассмотрел ситуацию, когда на расчетный счет организации поступили авансы в рублях в счет оплаты услуг, стоимость которых согласно договорам на оказание услуг была установлена в условных единицах, а оплата производилась в рублях по курсу ЦБ РФ на день платежа.
По общему правилу исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. Это следует из положений ст. 424 ГК РФ.
При этом п. 2 ст. 317 ГК РФ определено, что в денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах. В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон. В случае получения (перечисления) аванса, задатка доходы (расходы), выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату получения (перечисления) аванса, задатка (в части, приходящейся на аванс, задаток) (п. 8 ст. 271, п. 10 ст. 272 НК РФ).
На основании п. 11 ст. 250 и п. 5 ст. 265 НК РФ доходы (расходы) в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, возникающей от переоценки требований, стоимость которых выражена в иностранной валюте, признаются внереализационными доходами (расходами) налогоплательщика и учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Поскольку авансы в счет оплаты услуг по договорам, заключенным в условных единицах, а также суммы переплат по оказанным услугам поступают на расчетный счет организации в рублях Российской Федерации, то, по мнению Минфина РФ, в налоговом учете указанное не приводит к возникновению доходов (расходов) налогоплательщика в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы.
Учет расходов за открытие и обслуживание кредитной линии
Минфин РФ в письме от 18.01.2016 N 03-03-06/1/1110 изложил свои выводы по вопросу учета в целях налогообложения прибыли комиссии в виде процента от суммы непогашенного кредита, уплаченного банку за обслуживание открытой кредитной линии, а также иных комиссий.
В соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ в состав прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, относятся в том числе расходы на оплату услуг банков.
Организация, для которой открыта кредитная линия, может уплачивать установленную в процентах плату за операции, проводимые банком в рамках договора, например за:
- открытие кредитной линии (единовременная плата в процентном отношении, определенном договором, от суммы лимита кредитной линии);
- пользование лимитом кредитной линии (годовой процентный размер с ежемесячным начислением на невыбранные суммы транша);
- проведение операций по ссудному счету (в процентном размере с суммы фактической задолженности по кредиту). Платежи за открытие и обслуживание кредитной линии являются экономически обоснованными в целях налогообложения прибыли и могут учитываться:
а) либо в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (как расходы на оплату услуг банка);
б) либо в составе внереализационных расходов (как расходы в виде процентов).
По мнению Минфина РФ, изложенному в письме от 18.01.2016 N 03-03-06/1/1110, в случаях, когда комиссия за проведение операций по ссудному счету установлена в процентах от суммы непогашенного кредита, данная комиссия должна включаться для целей налогообложения прибыли в состав расходов в виде процентов по кредиту и учитываться в составе внереализационных расходов согласно подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ с учетом ст. 269 НК РФ.
Учет расходов в виде единовременной арендной платы
В письме от 18.01.2016 N 03-03-06/1/1123 Минфин РФ высказался по вопросу о порядке признания в налоговом учете по налогу на прибыль организаций расходов на аренду.
Арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество относятся к расходам, связанным с производством и реализацией (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).
В отношении арендных платежей за арендуемое имущество датой осуществления расходов признается дата расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или дата предъявления документов, служащих основанием для производства расчетов, либо последнее число отчетного (налогового) периода (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). При этом п. 1 ст. 272 НК РФ предусмотрено, что расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений главы 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст.ст. 318-320 НК РФ.
Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.
В случае если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.
Исходя из вышеизложенного, Минфин РФ пришел к выводу, что если срок договора аренды превышает отчетный период, то расходы в виде единовременного арендного платежа признаются для целей налогообложения прибыли равномерно в течение всего срока действия договора аренды.
Отметим, что и ранее Минфин РФ указывал, что организация должна признавать расходы на аренду ежемесячно, даже если годовая сумма арендной платы была перечислена единовременно (письмо Минфина России от 16.03.2015 N 03-03-06/13706).
Учет расходов на проживание командированного работника в арендованной квартире
Может ли организация учесть в составе командировочных расходов на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на аренду квартиры, понесенные работником организации в целях его проживания во время командировки, если отсутствуют копии документов, подтверждающих право собственности арендодателя на сдаваемое в аренду (в наем) помещение? Ответу на этот вопрос посвящено письмо Минфина РФ от 15.01.2016 N 03-03-07/803.
Включение в состав расходов при исчислении налога на прибыль затрат на наем жилого помещения в период командировки предусмотрено подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ.
Таким образом, расходы по аренде жилого помещения, предназначенного для проживания в нем командированных работников, могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
При этом согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях главы 25 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Учитывая вышеизложенное, расходы по аренде жилого помещения, предназначенного для проживания в нем командированных работников, по мнению Минфина РФ, могут включаться в состав налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Организация вправе их учесть в расходах за период, когда в арендуемом жилом помещении проживали командированные работники организации. При этом у нее должны быть документы, косвенно подтверждающие факт пребывания в нем данных работников. Такими документами могут являться командировочное удостоверение, проездные документы, договор аренды жилого помещения и др.
Кроме того, по мнению Минфина РФ, подтверждением фактического срока пребывания работника в служебной командировке могут являться любые первичные документы, оформленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, которые свидетельствуют о факте нахождения работника в пути к месту командирования и обратно (письмо Минфина России от 21.01.2016 N 03-03-06/2034).
Учет расходов на страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта
В рассматриваемый период внимание Минфина РФ коснулось вопросов, связанных с учетом для целей налога на прибыль расходов на страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за:
- причинение вреда окружающей среде в результате чрезвычайной ситуации на опасном объекте;
- причинение вреда окружающей среде в результате аварии на опасном объекте;
- причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в результате аварии на опасном объекте.
Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по видам добровольного страхования, перечисленным в подп. 1-10 п. 1 ст. 263 НК РФ (п. 1 ст. 263 НК РФ).
Согласно подп. 10 п. 1 ст. 263 НК РФ расходы на добровольное имущественное страхование включают страховые взносы по видам добровольного имущественного страхования, если в соответствии с законодательством Российской Федерации такое страхование является условием осуществления налогоплательщиком своей деятельности.
Страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда окружающей среде в результате чрезвычайной ситуации на опасном объекте, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не является условием осуществления организацией своей деятельности.
Кроме того, такое страхование не является обязательным видом страхования, а также не относится к видам добровольного страхования, расходы на которые учитываются для целей налогообложения прибыли организаций.
Таким образом, расходы на страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда окружающей среде в результате чрезвычайной ситуации на опасном объекте не включаются в состав налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Аналогичный порядок применяется и к учету расходов на страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на этом объекте. Страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда окружающей среде в результате аварии на опасном объекте, в соответствии с законодательством Российской Федерации, не является условием осуществления организацией своей деятельности.
Поэтому расходы на страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда окружающей среде в результате аварии на опасном объекте не учитываются для целей налогообложения. Исключение составляют только расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу третьих лиц в результате аварии на опасном объекте. Они могут учитываться в составе расходов организации для целей налогообложения прибыли с учетом положений п. 2 ст. 263 НК РФ.
Связано это с тем, что согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" объектом обязательного страхования являются имущественные интересы владельца опасного объекта, связанные с его обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим.
Вышеуказанные разъяснения о порядке учета расходов на страхование гражданской ответственности за причинение вреда окружающей среде в результате чрезвычайной ситуации на опасном объекте, а также расходов на страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на этом объекте были даны Минфином РФ в письмах от 18.01.2016 N 03-03-06/1/1265, от 18.01.2016 N 03-03-06/1/1119.
УСН
Учет платы в счет возмещения вреда, причиненного автодорогам
Налогоплательщики, которые применяют УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252, ст. 346.16 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ).
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в перечне расходов, учитываемых организацией, применяющей УСН, предусмотрены материальные расходы.
На основании подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся, в частности, платежи за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, осуществляемые в пределах нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов на их размещение и другие аналогичные расходы.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
- сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
- хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Указанное следует из ст. 16 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Исходя из этого, Минфин РФ в письме от 18.01.2016 N 03-11-06/2/1319 пришел к выводу, что налогоплательщики, применяющие УСН и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, не вправе при определении объекта налогообложения учитывать расходы, связанные с внесением платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
Учет расходов на СПС
Расходы на информационные услуги справочной правовой системы (СПС), заключающиеся в обновлении информационной базы могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. На это указал Минфин РФ в письме от 19.01.2016 N 03-11-06/2/1520.
В соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения вправе учитывать расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных.
При этом расходы должны отвечать критериям, предусмотренным п. 2 ст. 252 НК РФ.
Учет торгового сбора налогоплательщиком УСН
Торговый сбор в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 410 НК РФ).
Пунктом 7 ст. 416 НК РФ установлено, что постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе осуществляются:
- по месту нахождения объекта недвижимого имущества - в случае, если предпринимательская деятельность, в отношении которой установлен сбор, осуществляется с использованием объекта недвижимого имущества;
- по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) - в иных случаях.
На территории города Москвы торговый сбор был введен Законом города Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" с 1 июля 2015 года.
Согласно п. 8 ст. 346.21 НК РФ в случае осуществления налогоплательщиком вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, налогоплательщик в дополнение к суммам уменьшения, установленным пунктом 3.1 указанной статьи НК РФ, вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода по объекту налогообложения от указанного вида предпринимательской деятельности, зачисляемую в бюджет городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, в которых установлен указанный сбор, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение этого налогового (отчетного) периода.
Учитывая вышеизложенное, Минфин РФ в письме от 19.01.2016 N 03-11-06/4/1512 пришел к следующему выводу. Налогоплательщики, находящиеся на налоговом учете в Московской области и применяющие УСН, при осуществлении торговой деятельности через объект недвижимого имущества, находящийся в Москве, уменьшать сумму налога (авансового платежа), исчисленного по итогам налогового (отчетного) периода и уплачиваемого в бюджет Московской области, на сумму торгового сбора, уплаченного в течение данного налогового (отчетного) периода в бюджет г. Москвы, не вправе.
Учет ИП на УСН уплаченных за себя страховых взносов
Порядку уменьшения ИП, у которого нет наемных работников, налога по УСН на страховые взносы Минфин РФ посвятил письма от 19.01.2016 N 03-11-11/1524, от 13.01.2016 N 03-11-11/500, от 23.12.2015 N 03-11-11/75731, от 23.12.2015 N 03-11-11/75725.
Индивидуальные предприниматели, применяющие УСН с объектом налогообложения в виде доходов, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму уплаченных страховых взносов в ПФР и ФФОМС в фиксированном размере (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).
Указанные налогоплательщики, применяющие УСН, вправе уменьшить сумму налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные страховые взносы без применения ограничения в виде 50% от суммы данного налога.
Индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов (п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ)).
Частью 1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что вышеуказанные плательщики страховых взносов уплачивают страховые взносы в ПФР и ФФОМС в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с ч. 1.1 и ч. 1.2 ст. 14 Закона N 212-ФЗ.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено данной статьей Закона N 212-ФЗ:
1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз;
2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенного в 12 раз, плюс 1,0 процента (1%) от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300 000 руб. за расчетный период.
Но при этом установлено, что максимальный размер взноса не может превышать размер, определяемый как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного п. 1 ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ, увеличенное в 12 раз. Таким образом, в обоих случаях установлен фиксированный размер минимальной и максимальной суммы страхового взноса.
Минфин РФ полагает, что сумма страховых взносов, уплаченных в соответствии с ч. 1.1 ст. 14 Закона N 212-ФЗ, в целях применения УСН может считаться фиксированным размером страховых взносов. В связи с этим ИП, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, вправе уменьшать сумму налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, на сумму страховых взносов, уплаченных в рассмотренном порядке.
Если ИП на УСН приобрел имущество стоимостью более 100 тыс. руб.
С 1 января 2016 года амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется им для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 100 000 руб. (до 01.01. 2016 г. - более 40 000 руб.).
В соответствии с подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН организации, у которых остаточная стоимость основных средств превышает 100 млн. руб. Если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 НК РФ и подп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 60 млн. руб. и (или) в течение отчетного (налогового) периода допущено несоответствие требованиям, установленным пп. 3 и 4 ст. 346.12 и п. 3 ст. 346.14 НК РФ, такой налогоплательщик (как организация, так и ИП) считается утратившим право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущены указанное превышение и (или) несоответствие указанным требованиям.
В связи с этим определение остаточной стоимости основных средств ИП в целях применения вышеуказанного правила производится с учетом положений подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ для организаций. При этом учитываются основные средства, которые подлежат амортизации и признаются амортизируемым имуществом в соответствии с НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в случае, если основное средство получено налогоплательщиком безвозмездно, - как сумма, в которую оценено такое имущество).
В связи с этим Минфин РФ в письме от 20.01.2016 N 03-11-11/1656 указал, что при превышении предельного размера остаточной стоимости основных средств, установленного подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, ИП утрачивает право на применение УСН с начала того квартала, в котором допущено указанное превышение.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1