По результатам проверки бюджетного учреждения установлены факты невыполнения государственного задания. По итогам проведения контрольных мероприятий составлено предписание, в котором была указана сумма средств к возврату. Как на счетах бухгалтерского учета отразить возврат средств субсидий в бюджет?
С.С. Бычков,
начальник отдела методологии бюджетного
контроля и аудита Департамента бюджетной
политики и методологии Минфина РФ
Журнал "Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 2, март-апрель 2016 г., с. 64-70.
Государственное (муниципальное) задание - это документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) (ст. 6 БК РФ).
Статьей 69.2 БК РФ установлены общие требования, предъявляемые к составлению и финансированию государственного (муниципального) задания.
Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Примечание. Формирование государственных (муниципальных) заданий, осуществляется в порядке, установленном соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией.
Пунктом 5 ст. 69.2 БК РФ установлено, что порядки формирования государственного (муниципального) задания и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания должны определять:
1) правила и сроки формирования, изменения, утверждения государственного (муниципального) задания, отчета о его выполнении;
2) правила и сроки определения объема финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания, включая:
- расчет и утверждение нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг на основе базовых нормативов затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг и корректирующих коэффициентов к ним, а также нормативных затрат на выполнение работ;
- сроки и объемы перечисления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;
- возврат субсидии в объеме, который соответствует показателям государственного (муниципального) задания, которые не были достигнуты;
3) правила осуществления контроля за выполнением государственного (муниципального) задания государственным (муниципальным) учреждением органами государственной власти (органами местного самоуправления), осуществляющими функции и полномочия учредителя.
Примечание. Порядки формирования государственного (муниципального) задания должны определять в том числе возврат субсидии в объеме, который соответствует показателям государственного (муниципального) задания, которые не были достигнуты (пп. 2 п. 5 ст. 69.2 БК РФ).
Порядок формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, применяемый при составлении таких заданий на 2014, 2015 и 2016 годы, был утвержден Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 N 671. Он не содержит информации о возврате сумм субсидий при недостижении показателей государственного (муниципального) задания.
В то же время требование о возврате сумм субсидий в случае невыполнения учреждением задания учредителя содержится в соглашении о порядке и условиях предоставления субсидии. Например, такое требование установлено в типовой форме соглашения о порядке определения объема и условий предоставления субсидий из бюджета городского округа Лосино-Петровский бюджетным и автономным учреждениям городского округа Лосино-Петровский (Постановление администрации муниципального образования городской округ Лосино-Петровский МО от 31.12.2013 N 626).
Таким образом, учредитель по итогам проведения контрольных мероприятий вправе требовать частичного возврата сумм субсидий в случае невыполнения учреждением задания или выполнения работ (оказания услуг), предусмотренных заданием учредителя, ненадлежащего качества.
При наличии на счетах учреждения сумм субсидий их возврат отражается следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 4 205 80 560 "Расчеты по прочим доходам"
Кредит счета 4 201 11 610 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства"
Одновременно методом "красное сторно" корректируется размер доходов, начисленных учреждением на основании заключенного между ним и учредителем соглашения о предоставлении субсидии на выполнения задания учредителя:
Дебет счета 4 205 80 560 "Расчеты по прочим доходам"
Кредит счета 4 401 10 180 "Прочие доходы"
Обратите внимание! С 1 января 2016 года доходы государственных (муниципальных) учреждений от поступлений субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания отражаются по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ.
Следовательно, в 2016 году возврат средств субсидий на выполнение задания учредителя будет отражаться следующим образом:
Дебет счета 4 205 31 560 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг"
Кредит счета 4 201 11 610 "Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства"
Одновременно методом "красное сторно" корректируется размер доходов, начисленных учреждением на основании заключенного между ним и учредителем соглашения о предоставлении субсидии на выполнения задания учредителя:
Дебет счета 4 205 31 560 "Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг"
Кредит счета 4 401 10 130 "Доходы от оказания платных услуг"
Вопрос о возмещении учреждением в бюджет сумм субсидий, выделенных учреждению на выполнение задания учредителя в случае оказания учреждением в рамках выполнения задания учредителем услуг, работ ненадлежащего качества и (или) невыполнение показателей задания учредителя за счет средств учреждения, полученных учреждением от оказания платных услуг и учитываемых по коду вида деятельности 2, не урегулирован.
Судебная практика по данному вопросу также отсутствует.
В то же время следует иметь в виду, что согласно нормам п. 4 ст. 270.2 БК РФ неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного РФ, субъекту РФ, муниципальному образованию.
Примечание. Учредитель по итогам проведения контрольных мероприятий вправе требовать частичного возврата сумм субсидий в случае невыполнения учреждением задания или выполнения работ (оказания услуг), предусмотренных заданием, ненадлежащего качества.
Здесь же отметим, что составление государственного задания для федеральных учреждений на 2017 и последующие годы регламентировано Постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (далее - Положение N 640)*(1).
Пунктом 44, 47 Положения N 640 определено, что предоставление федеральному бюджетному или автономному учреждению субсидии в течение финансового года осуществляется на основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии, заключаемого органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, с федеральным бюджетным или автономным учреждением (далее - соглашение).
Федеральные бюджетные и автономные учреждения, федеральные казенные учреждения представляют соответственно органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, главным распорядителям средств федерального бюджета, в ведении которых находятся федеральные казенные учреждения, отчет о выполнении государственного задания, предусмотренный приложением 2 к Положению N 640, в соответствии с требованиями, установленными в государственном задании (п. 46 Положения N 640).
Примечание. Соглашение определяет права, обязанности и ответственность сторон, в том числе объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года.
В силу п. 45 Положения N 640 перечисление субсидии осуществляется в соответствии с графиком, содержащимся в соглашении (в случаях, указанных в п. 40 и 44 Положения N 640, - в правовых актах) не реже одного раза в квартал в сумме, не превышающей:
- 25% годового размера субсидии в течение первого квартала;
- 50% (до 65% - в части субсидий, предоставляемых на оказание государственных услуг (выполнение работ), процесс оказания (выполнения) которых требует неравномерного финансового обеспечения в течение финансового года) годового размера субсидии в течение первого полугодия;
- 75% годового размера субсидии в течение девяти месяцев.
Примечание. Если показатели объема выполнения задания учредителя, указанные в предварительном отчете учреждения, меньше установленных показателей, то соответствующие средства субсидии подлежат перечислению в федеральный бюджет согласно бюджетному законодательству РФ.
При этом перечисление субсидии в декабре осуществляется не позднее двух рабочих дней со дня представления федеральным бюджетным или автономным учреждением предварительного отчета об исполнении государственного задания за соответствующий финансовый год. Если показатели объема, указанные в предварительном отчете, меньше показателей, установленных в государственном задании, то соответствующие средства субсидии подлежат перечислению в федеральный бюджет согласно бюджетному законодательству РФ (п. 47 Положения N 640).
Другого механизма возврата сумм субсидий при неисполнении показателей задания учредителя (исполнении ненадлежащего качества) на сегодняшний день не установлено.
1 марта 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 с 01.01.2016 признано утратившим силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"