Уголовно-правовая охрана видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации
В.Н. Краева,
доцент кафедры трудового и предпринимательского
права Волго-Вятского института (филиала) университета
им. О.Е. Кутафина (МГЮА), научный сотрудник отдела
"Хозяйство и право"
ФГБНУ Всероссийского научно-исследовательского
института охотничьего хозяйства и звероводства
им. проф. Б.М. Житкова, кандидат юридических наук
Журнал "Законодательство и экономика", N 1, январь 2016 г.
В статье В.Н. Краевой исследованы уголовно-правовые меры охраны животных и растений, отнесенных к особо ценным, охраняемым международными договорами видам, а также занесенным в Красную книгу Российской Федерации. Долгое время в российском праве преобладали административные меры воздействия на нарушителей, и лишь в последние годы произошла замена мер административной ответственности на уголовную. Это должно способствовать охране краснокнижных и других видов животных и растений, сокращению масштабов их нелегальной добычи и оборота.
Долгое время не было специальных правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за нарушения законодательства об охране редких и находящихся под угрозой исчезновения животных и растений. Например, за незаконную добычу краснокнижных видов животных нарушители могли быть привлечены к ответственности по статье 166 Уголовного кодекса РСФСР "Незаконная охота" как за охоту на зверей и птиц, охотиться на которых полностью запрещено, или как за незаконную охоту, причинившую крупный ущерб.
Типовые правила охоты в РСФСР содержали перечень видов зверей и птиц, охота на которых была полностью запрещена. Приказом Главохоты РСФСР "Об усилении охраны редких животных" этот перечень был расширен путем включения в него видов животных, занесенных в Красную книгу СССР. Работники органов государственного охотничьего надзора обязывались "материалы о незаконной добыче зверей и птиц, находящихся под полным запретом, в обязательном порядке направлять в следственные органы для возбуждения против виновных лиц уголовных дел".
Пленум Верховного Суда СССР обращал внимание судов на то, что, решая вопрос о том, является ли ущерб, причиненный незаконной охотой крупным (существенным или значительным), судам следует исходить из стоимости, экологической ценности, количества добытого, поврежденного или уничтоженного, а также размера вреда, нанесенного животному миру. К таковому следовало, в частности, относить ущерб, причиненный отловом или уничтожением животных и растений, занесенных в Красную книгу СССР, Красную книгу соответствующей союзной республики.
В последние два десятилетия уголовно-правовую охрану животных, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, обеспечивали статьи 258 "Незаконная охота" и 259 "Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации" Уголовного кодекса РФ, введенного в действие с 1 января 1997 г. В отношении краснокнижных видов статья "Незаконная охота" не претерпела существенных изменений по сравнению с предыдущими редакциями УК РСФСР 1960 г.
Статья 259 УК РФ, предусматривающая ответственность за "уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяций этих организмов", оказалась "нерабочей". По ней нет случаев привлечения к ответственности. Считается, что критическими местообитаниями животных являются участки среды обитания, которые важны и незаменимы для размножения, зимовки, мест массовых скоплений, постоянной или сезонной концентрации при миграциях, мест нагула, выращивания молодняка, как убежища данной популяции, вида. Но где критерии их определения для того или иного вида? Согласно формулировке рассматриваемой статьи для наличия состава преступления необходимы не только уничтожение критических местообитаний, но и вызванные этим последствия - гибель популяции животных или растений. Популяция - совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определенную территорию. Представляется, что для охраны мест обитания краснокнижных видов формулировки рассматриваемой статьи нуждаются в изменении.
Принятым в 2009 г. Федеральным законом "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) внесены изменения в содержание понятий "охота", "охотничьи ресурсы". Если ранее охотой признавались "выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц" (т.е. всех животных, в том числе и краснокнижных видов), то Закон об охоте установил, что "охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой" (Курсив мой. - В.К.). К охотничьим ресурсам отнесены объекты животного мира, поименованные в Законе об охоте и дополнительно - виды, устанавливаемые законами субъектов Федерации. К охотничьим ресурсам на территории Российской Федерации отнесены перечисленные в нем виды копытных животных, медведей, пушных зверей, а также птиц. Дополнительно к федеральному списку объектов охоты в ряде субъектов Федерации отнесены серая ворона, сорока, грач, дрозды (рябинник, деряба, черный, белобровик), цапля, чайки, бакланы, выпи, поганки, лебеди (за исключением видов, занесенных в Красную книгу РФ и Красные книги субъектов Федерации), одичавшие собаки и кошки и т.д.. Поскольку категория охотничьих ресурсов не включает в себя виды, занесенные в Красные книги, певчих и других полезных в сельском и лесном хозяйствах видов птиц, то привлечение к уголовной ответственности лиц, незаконно добывших тот или иной вид животного, занесенного в Красную книгу РФ, по статье за незаконную охоту стало проблематичным.
Если раньше Пленум Верховного Суда РФ рекомендовал судам к крупному вреду относить, в частности, ущерб, причиненный уничтожением животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ, то в новом постановлении Пленума Верховного Суда РФ по экологическим правонарушениям такие указания отсутствуют.
С 2012 г. Уголовный кодекс РФ пополнился статьей 226.1 "Контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей". Санкции по этой статье весьма суровые. Предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового. В случае использования должностным лицом своего служебного положения или применения насилия к лицу, осуществляющему таможенный или пограничный контроль, или деяния, совершенные организованной группой, влекут применение повышенных санкций.
В примечании к статье указано, что "Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей настоящей статьи утверждается Правительством Российской Федерации". Правительство РФ исполнило это поручение и утвердило указанный перечень. К стратегически важным ресурсам флоры и фауны отнесены "виды дикой флоры и фауны, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. или занесенные в Красную книгу Российской Федерации".
Важно отметить, что при такой формулировке к предметам контрабанды отнесены виды дикой флоры и фауны, содержащиеся в трех перечнях (списках):
- Перечень видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС);
- Перечень (список) объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ;
- Перечень (список) объектов растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ.
Перечень видов животных и растений, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, включает около тысячи видов.
На начало 2013 г. в Красную книгу РФ было занесено 413 объектов животного мира и 676 растений. Таким образом, предметом контрабанды по статье 226.1 УК РФ могут быть более 2000 видов. Однако важно отметить, что уголовно наказуемой по рассматриваемой статье является контрабанда чаще всего не единичных экземпляров соответствующих животных и растений, их частей и производных, а перемещение через границу стратегически важных товаров и ресурсов в крупном размере. Крупным размером стратегически важных товаров и ресурсов по этой статье признана их стоимость, превышающая 1 млн. руб.
В связи с фактическим отсутствием соответствующих цен для определения размера ущерба, по моему мнению, должны применяться соответствующие расценки такс и методик. В частности, Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания, Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный гражданами, юридическими лицами и лицами без гражданства уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов, Таксы для исчисления размера вреда, причиненного объектам растительного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и среде их обитания вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования и др.
Согласно Методике исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, размер ущерба за неправомерную добычу одного кречета или одного амурского тигра, леопарда или снежного барса составляет 1 100 000 руб., за одного сапсана - 600 000 руб. Иными словами, при использовании предложенного нами подхода для оценки размера ущерба через таксы и методики перемещение через границу даже единичных экземпляров кречета, амурского тигра, леопарда, снежного барса или их частей и производных может быть квалифицировано как контрабанда в крупном размере.
В 2013 г. Президентом РФ было инициировано принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". В пояснительной записке к законопроекту указывалось, что он разработан в целях ужесточения ответственности за добычу и оборот, включая хранение, перевозку и продажу диких животных, в том числе амурских тигров, леопардов и других редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных. Наибольшее количество противоправных действий в отношении диких животных и водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу РФ либо охраняемых международными договорами Российской Федерации, осуществляется в отношении ограниченного круга их видов. Так, в год, по разным оценкам, незаконно добывается от 30 до 50 особей тигра. Общий ущерб от незаконной добычи тигра составляет до 25 млн. руб. Незаконная добыча таких видов птиц, как кречет, балобан, сапсан, составляет от 1000 до 1200 особей в год. Ущерб от незаконной добычи птиц оценивается примерно в 240 млн. руб.
Действительно, нелегальная торговля животными и растениями широко распространена и хорошо организована. По некоторым оценкам, она приближается к 20 млрд. долл., уступая лишь торговле наркотиками и, вероятно, оружием. Согласно докладу "Разыскиваются живыми или мертвыми: правда о торговле животными онлайн", подготовленному в 2014 г. Минприроды России и Международным фондом защиты животных (IFAW), оборот незаконной торговли дикими животными оценивается в 19 млрд. долл. в год. Она стоит на четвертом месте в списке самых доходных видов международной преступной деятельности, сразу после наркобизнеса, изготовления фальшивых денег и работорговли.
Масштабы нарушений иллюстрируют факты, выявленные в Российской Федерации в последнее время. У жителя г. Арсеньева изъята крупная партия женьшеня и дериватов диких животных, среди которых восемь шкур краснокнижного амурского тигра. В 2011 г. Федеральная таможенная служба сообщала об обнаружении в грузовике тайника, в котором находились 1041 лапа бурого медведя весом 1244,8 кг, а также губы лося в количестве 26 штук весом 65 кг, пять бивней мамонта весом 81,9 кг и четыре шкуры с частями лап, предположительно рыси, весом 3,8 кг. В ноябре 2012 г. задержано судно, перевозившее контрабандный груз - 58 соколов-кречетов и двух сапсанов. Согласно сводкам пограничного управления ФСБ России по ДВО во время задержаний китайских курьеров были обнаружены лапы 210 убитых медведей, 250 кг губ убитых лосей, 2,5 тыс. шкурок соболя и другая продукция. Сотрудниками Уссурийской таможни в 2014 г. пресечена попытка нелегального вывоза в Китай 4 кг корней дикорастущего женьшеня, занесенного в Красную книгу РФ, а также подпадающего под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, - СИТЕС. Дикорастущий женьшень включен в перечень стратегически важных товаров и ресурсов, утвержденный постановлением Правительства РФ N 923 в 2012 г.
Управление МВД России по Приморскому краю сообщило, что в октябре 2014 г. полицейские задержали группу граждан, промышлявших незаконной охотой на тигров и других редких зверей. Изъяты 28 желчных пузыря медведя, челюсти, рога, туши животных, 3 тыс. особей высушенного морского трепанга, три полиэтиленовых мешка с костями тигра различных форм и размеров. В ходе изучения костей животных специалисты центра "Амурский тигр" установили, что они принадлежат девяти разным особям амурского тигра. Кроме того, полиции удалось спасти жизнь гималайского медведя.
Во многих странах контрабанда животных уже давно является уголовно наказуемым преступлением. Так, в июне 2013 г. в приграничном китайском городе Маньчжурия таможенниками КНР была пресечена попытка вывезти из России 213 медвежьих лап, спрятанных в автомобильных шинах. Двое россиян приговорены 22 июля 2014 г. судом городского округа Хулун-Буир к пяти годам тюремного заключения за контрабанду медвежьих лап. Китайские сообщники получили более строгие приговоры - шесть и семь лет тюрьмы и штраф в размере 300 тыс. юаней (48 тыс. долл.).
Согласно новой редакции УК РФ статья 226.1 дополнена словами "либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных", а также введена новая статья 258.1 "Незаконные добыча и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации". Согласно статье 258.1 уголовно наказуемыми стали незаконные добыча, содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных. Наказание - обязательные работы на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо принудительные работы на срок до трех лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового. Деяния, совершенные должностным лицом с использованием своего служебного положения, а также совершенные организованной группой, влекут более строгие меры наказания.
Профессор Э.Н. Жевлаков отметил, что "с точки зрения законодательной конструкции и содержания нормы указанных статей очень "сырые", не согласованы с другими статьями УК РФ об ответственности за экологические преступления и сходными статьями КоАП РФ, ущербны с этимологических, экологических позиций и их применение на практике вызывает большие трудности".
Список предметов преступления по статье 226.1 УК РФ в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 150-ФЗ расширился. К нему "присоединились", сообщает В.В. Семенихин, особо ценные дикие животные и водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их части и производные. Речь идет о предметах, изъятых или ограниченных в гражданском обороте, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу.
В статье 226.1 УК РФ также появилось дополнительное примечание следующего содержания: "Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей настоящей статьи и статьи 258.1 настоящего Кодекса утверждается Правительством Российской Федерации".
Утвержденный Правительством РФ в развитие положений УК РФ перечень особо ценных диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 УК РФ, довольно лаконичен. Он включает не все виды, занесенные, например, в Красную книгу РФ, а лишь небольшую их часть. Пока в перечне всего 22 вида, причем среди них есть и виды, не включенные в Красную книгу РФ (например, сайгак). В этот перечень включены следующие виды:
- млекопитающие: алтайский горный баран (ovis ammon ammon), амурский тигр (panthera tigris altaica), белый медведь (ursus maritimus), леопард (panthera pardus), зубр (bison bonasus), за исключением гибридов зубра с бизоном, домашним скотом; сайгак (saiga tatarica), снежный барс (uncia uncia);
- птицы: балобан (falco cherrug), беркут (aquila chrysaetos), кречет (falco rusticolus), сапсан (falco peregrinus);
- рыбы: амурский осетр (acipenser schrenckii), атлантический осетр (acipenser sturio), белуга (huso huso), калуга (huso dauricus), персидский осетр (acipenser persicus), русский осетр (acipenser gueldenstaedtii), сахалинский осетр (acipenser medirostris), сахалинский таймень (parahucho perryi), севрюга (acipenser stellatus), сибирский осетр (acipenser baerii), шип (acipenser nudiventris).
По новым составам преступлений уже имеются обвинительные приговоры. Так, в Приморском крае за хранение и сбыт шкуры самой редкой крупной кошки планеты - дальневосточного леопарда мировым судьей судебного участка N 11 Первомайского района г. Владивостока подозреваемый признан виновным по статье 258.1 и ему назначено наказание в виде семи месяцев исправительных работ с отчислением 5% заработка в этот период в доход государства. Как отметил директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды Минприроды России Дмитрий Беланович, "Решение суда демонстрирует эффективность разработанных Минприроды антибраконьерских норм Уголовного кодекса, мы надеемся, что это позволит сократить уровень преступности, связанной с браконьерством. Ранее в феврале 2014 года за незаконную охоту, в результате которой был убит амурский тигр, был осужден еще один браконьер на 2,5 года тюремного заключения в исправительной колонии строгого режима. Мы надеемся, что информация о решении суда получит широкую огласку в СМИ, чтобы браконьеры видели эти примеры жесткого наказания за убийство краснокнижных".
Перечень особо ценных диких животных предложено дополнить еще несколькими видами, включив в него кабаргу (moschus moschiferus) и соболя (martes zibellina), стерлядь (acipenser ruthenus), горала амурского (naemorhedus caudatus), архара (ovis ammon ammon), дзерена (procapra gutturosa).
Предложения о криминализации деяний, касающихся незаконной добычи и оборота соболя, кабарги, их частей и производных, вызвали бурную реакцию и активное неприятие среди ученых и практиков. В частности, Росохотрыболовсоюз полагает, что данный проект подготовлен без учета действующего законодательства, содержит коррупционные признаки, может повлечь социальную напряженность и конфликты между охотниками и работниками специально уполномоченных органов субъекта Российской Федерации. Из указанного проекта следует, что добыча, продажа, хранение, приобретение, перевозка одного соболя, его частей и производных (шапок, иных меховых изделий) является уголовно наказуемым деянием и наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до 1 млн. руб. По мнению Росохотрыболовсоюза, существующих мер ответственности, направленных на сохранение популяций соболя и кабарги, вполне достаточно. Предложено снять указанный проект постановления Правительства РФ с обсуждения и дальнейшего рассмотрения.
Тенденция изменения численности, как сообщается в государственных докладах, "позволяет оценить состояние популяции отдельных видов, а также оценить эффективность мер, принимаемых для сохранения биоразнообразия". Если анализировать динамику численности кабарги и соболя, то нельзя не отметить рост численности (см. данные таблицы). А это можно оценивать как высокую "эффективность мер, принимаемых для их сохранения".
Численность кабарги и соболя за 2000-2013 годы (по данным Росстата и Минприроды России, тыс. особей)
Вид/год | 2000 | 2005 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 |
Кабарга | 129,0 | 119,8 | 123,7 | 132,3 | 137,0 | 189,9 | 214,4 | 229,8 |
Соболь | 1120,9 | 1120,1 | 1459,3 | 1481,9 | 1163,8 | 1224,6 | 1268,2 | 1346,3 |
По данным последнего государственного доклада, подготовленного Минприроды России, численность кабарги в России на протяжении 10 лет (до 2011 г.) оценивалась в 130,0-140,0 тыс. особей. По сведениям государственного мониторинга численность кабарги с 2011 г. по 2013 г. выросла с 190 тыс. до 230 тыс. особей. Резкий подъем численности кабарги в этот период был зафиксирован в Иркутской области, Забайкальском, Приморском, Хабаровском краях, Республиках Бурятия и Саха. С ростом численности кабарги росла и ее добыча. Так, добыча кабарги в целом по России с 2008 г. по 2012 г. выросла с 3,1 тыс. до 5,6 тыс. особей.
Экологические основания предлагаемого "ужесточения ответственности" (установление исключительно уголовной ответственности) отсутствуют, указывает С.П. Матвейчук. Минприроды России мотивирует включение в Перечень кабарги плохим состоянием ее Алтай-Саянской группировки. Однако независимо от наличия и достоверности такой информации такое включение повлечет привлечение граждан исключительно к уголовной ответственности во всех остальных частях ее ареала. Это будет системным нарушением принципа соразмерности наказания тяжести правонарушения. Численность кабарги на подъеме, причем явно и для самого Минприроды России. В собственном Государственном докладе Министерство отмечало, например: "В сезоне охоты 2008-2009 гг. при численности кабарги в России в 132,39 тыс. особей был согласован лимит в 3540 особей; высокая численность 2011 г. позволила регионам поднять лимит добычи кабарги в сезоне охоты 2011-2012 гг. до 6970 особей". Похоже ли это на "популяцию, стоящую на грани исчерпания ее репродуктивных возможностей" (именно так Минприроды России обосновывает в пояснительной записке включение кабарги в Перечень особо ценных животных), - недоумевает С.П. Матвейчук.
Предложение Министерства природных ресурсов вписать в перечень особо ценных животных соболя - зверя, безусловно, исключительно ценного, но вполне благополучно существующего, и более того, на большей части ареала наращивающего свою численность, явилось полной неожиданностью, пишет С.И. Миньков. Экологические предпосылки для включения соболя в данный Перечень отсутствуют. В отличие от редких, находящихся под угрозой исчезновения животных, включенных в Перечень особо ценных диких животных, соболь в России - обычный охотничий вид, предпромысловая численность которого достигает не менее 2 млн. особей, что подтверждается стабильной ежегодной добычей на уровне, превышающем 700 тыс. шкурок. Состояние популяции соболя в течение последних двух десятилетий не вызывает беспокойства. Добыча соболя в России растет начиная с 1999 г., несмотря на сокращение числа участников промысла и возрастающие сложности с освоением отдаленных угодий. В период с 2000 по 2014 гг. объем продажи дикого соболя на Санкт-Петербургском пушном аукционе увеличился со 183 до 675 тыс. шкурок (в 2013 г. - наивысший показатель за всю историю торгов). Включение соболя в Перечень особо ценных диких животных для целей статей 226.1 и 258.1 УК РФ даже при условии полного освоения устанавливаемого лимита приведет к криминализации оборота не менее половины суммарной годовой его добычи, составляющей приблизительно 350 тыс. шкурок. Исполнение этого постановления фактически повлечет за собой восстановление "черного рынка" пушнины, который на сегодняшний день отсутствует, а также не оставляет добытчикам "мягкого золота" альтернативного способа компенсировать возникающие потери.
В статье "Неудачная шутка. Господа, сушите сухари" Ю.М. Дунишенко сообщает, что первыми жертвами уголовного преследования автоматически станут десятки тысяч законопослушных граждан Российской Федерации, имеющие изделия из шкурок соболя либо хранящие их или струю кабарги. За ними последуют владельцы всевозможных таксидермических поделок. А как может быть иначе, если соболь и кабарга являются объектами массовой добычи, при этом почти 20 лет охотник, их добывший, был вправе распоряжаться продукцией по своему усмотрению. Поэтому шапки долой! А к каждой новой прикрепить талон разрешения на добычу.
Грядет неприятность и с другой стороны. В стране до сих пор нет организации, занимающейся сертификацией самоловов на предмет их гуманности, но в торговой сети реализуются несертифицированные модели, которые рекламируются как гуманные. Кроме того, на руках промысловиков находятся миллионы ногозахватывающих капканов, запрещенных к применению. Добыча даже единичного соболя несертифицированным капканом, как и ногозахватывающим, должна будет квалифицироваться как незаконная по статье 258.1 УК РФ. Поэтому в случае внесения соболя в перечень особо ценных диких животных любой охотник становится потенциальным клиентом на нары.
Ассоциация Камчатских охотпользователей считает, что для исключения нелегальной добычи и оборота соболя достаточно вывести его списка лимитируемых видов и сразу же исчезнет необходимость вести нелегальную добычу и скупку и не будет необходимости искусственно делать из сотен и тысяч промысловиков уголовников и т.д.
Некоторые выводы и предложения. Долгое время в законодательстве Российской Федерации отсутствовали специальные уголовно-правовые нормы охраны видов животных и растений, занесенных в Красную книгу РФ. Среди санкций за подавляющую часть нарушений законодательства по редким и исчезающим видам преобладали административные меры воздействия и лишь за отдельные правонарушения - уголовные. В связи с необходимостью особой охраны видов, занесенных в Красную книгу РФ, сокращения распространенности нарушений и причиняемого вреда, превентивного воздействия и учета других факторов в последние два года произошла замена мер административной ответственности за многие деяния на уголовные. Уголовно наказуемыми стали:
- контрабанда стратегически важных товаров и ресурсов (около двух тысяч видов животных и растений), совершенная в крупном размере;
- контрабанда единичных экземпляров из перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, их частей и производных;
- незаконные добыча, содержание, приобретение, хранение, перевозка, пересылка и продажа особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации их частей и производных (пока перечень включает только семь видов млекопитающих, четыре вида птиц, 11 видов рыб).
Неправомерная добыча, хранение, перевозка, сбор, содержание, приобретение, продажа либо пересылка других видов редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений, занесенных в Красную книгу РФ либо охраняемых международными договорами, их продуктов, частей либо дериватов (т.е. не включенных в правительственный перечень о 22 особо ценных видах), влекут административную ответственность по статье 8.35 КоАП РФ.
Попытка криминализации деяний путем включения в него охотничьих животных, популяции которых не вызывают опасений за их судьбу (соболя и кабарги), вызвала отрицательную реакцию ученых и специалистов охотничьего хозяйства и эта мера вряд ли целесообразна.
Статью 259 УК РФ, предусматривающую ответственность за "уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, повлекшее гибель популяций этих организмов", целесообразно изменить. Уголовно наказуемыми должны быть любые действия по уничтожению местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, любых мест обитания, а не только критических, и без наступления последствий в виде гибели популяций тех или иных видов. Уничтожение среды обитания животных априори приводит к сокращению их численности.
Введение уголовной ответственности за уничтожение среды обитания, незаконную добычу, контрабанду и другой оборот, включая содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, а также видов, занесенных в Красную книгу РФ или видов, охраняемым международными договорами Российской Федерации, а также их частей или производных, в совокупности с предпринятым ужесточением мер гражданско-правовой ответственности должно усилить правовую защищенность краснокнижных и других видов животных и растений и сократить масштабы их нелегальной добычи и оборота.
Библиография
Государственный доклад Минприроды России "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2006 году".
Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2009 году". - М., 2010.
Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2012 году" // URL: http://www.ecogosdoklad.ru/wwwBio1_3.aspx.
Государственный доклад "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году". - М., 2014.
Биологический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1986. 2-е изд., испр.
Дежкин В. Незаконная торговля дикими животными // Зеленый мир. 2008. N 5-6.
Дунишенко Ю. Неудачная шутка. Господа, сушите сухари // Охота. 2014. N 7.
Жевлаков Э. Проблемы применения нормы об ответственности за незаконные добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации // Уголовное право. 2014. N 1.
Информационный бюллетень "Региональные проблемы государственного управления охраной и использованием животного мира. Криминализация. Соболь, кабарга и другие". Вып. 58. 2014. 9 июля.
Краев Н.В., Краева В.Н. Обзор региональных законов в сфере охоты // Колбасовские чтения: Современные проблемы экологического права и природоохранного законодательства: сб. научных статей II Международной научно-практической конференции. - Чебоксары, 2010.
Краев Н.В., Миньков С.И. Законодательство о гуманном отношении к животным, 2012.
Краткий определитель животных и растений, включенных в приложения СИТЕС: учеб.-метод. пособие. - М., 1999.
Машкин В.И., Краева В.Н. Сохранение и восстановление редких и исчезающих видов животных: курс лекций для магистрантов. - Киров: ФГБОУ ВПО Вятская ГСХА, 2012.
Природные ресурсы и охрана окружающей среды России (Аналитический доклад). - М.: Изд-во НИА-Природа и РЭФИА, 2001.
Семенихин В.В. Ответственность организаций и их руководителей. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2014.
Сельское хозяйство, охота и охотничье хозяйство, лесоводство в России: стат. сб. - M.: Росстат, 2013.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Уголовно-правовая охрана видов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации
Автор
В.Н. Краева - доцент кафедры трудового и предпринимательского права Волго-Вятского института (филиала) университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА), научный сотрудник отдела "Хозяйство и право" ФГБНУ Всероссийского научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М. Житкова, кандидат юридических наук
Журнал "Законодательство и экономика", 2016, N 1