Обзор разъяснений законодательства за ноябрь-декабрь 2015 г.
Л. Чистякова,
эксперт по налогообложению и бухгалтерскому учету,
аттестованный налоговый консультант по налогам и сборам
Журнал "Налоговый вестник", N 1, январь 2016 г., с. 10-19.
В этом номере журнала мы продолжим изучать позиции чиновников госорганов, уполномоченных давать разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах. В рассматриваемый период у налогоплательщиков возникли вопросы о порядке представления в электронном виде как деклараций, так и иных истребуемых налоговыми органами документов, о порядке использования ЭЦП, в том числе и на первичных учетных документах.
Как подтвердить полномочия представителя
Налогоплательщик, который подает декларацию (расчет) в электронном виде в налоговую инспекцию через представителя должен передать также и информационное сообщение о представителе организации. Такой вывод сделан в письме ФНС России от 09.11.2015 N ЕД-4-15/19558@.
Налоговая декларация - это письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (п. 1 ст. 80 НК РФ).
Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель должны подписать налоговую декларацию (расчет), подтвердив тем самым достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) (п. 5 ст. 80 НК РФ).
Достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, может подтвердить и лицо, действующее по доверенности.
Если достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), в том числе с применением усиленной квалифицированной электронной подписи при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, подтверждает уполномоченный представитель налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), то в этой налоговой декларации (расчете) должно быть указано основание представительства - доверенность.
При этом к налоговой декларации (расчету) должна быть приложена копия доверенности, которая подтверждает полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета).
Если налоговая декларация (расчет) представляется в электронной форме, то копия декларации, подтверждающей полномочия представителя на подписание налоговой декларации (расчета), может быть представлена в электронной форме по ТКС.
Порядок представления налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС отражен в Методических рекомендациях по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом ФНС России от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@ (далее - Методические рекомендации).
Пунктом 1.11 Методических рекомендаций установлено, что "при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС представителем налогоплательщика документ (копия документа), дающий право на подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в декларации (расчете), предоставляется налоговому органу до направления налоговой декларации (расчета). Копия указанного документа сохраняется в налоговом органе в течение трех лет после истечения срока действия".
Информационное сообщение о доверенности, выданной представителю, о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах представляется уполномоченным представителем налогоплательщика в налоговые органы только в электронном виде по ТКС одновременно с электронным документом.
При этом до начала осуществления деятельности через уполномоченного представителя в налоговую инспекцию обязательно представляется еще и копия доверенности на бумажном носителе (п. 5 Методических рекомендаций по формированию информационного сообщения о доверенности, выданной представителю о наделении его полномочиями по исполнению обязанностей в налоговых органах при информационном взаимодействии налогоплательщиков с налоговыми органами в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, направленных письмом ФНС России от 24.01.2011 N 6-8-04/0002@).
Указанное требование также отражено в п. 1 раздела 1 Порядка формирования и ведения информационного ресурса "Доверенность" в программном обеспечении местного уровня, утвержденного приказом ФНС России от 23.04.2010 N ММВ-7-6/200@, согласно которому доверенность на бумажном носителе (копия в виде сканированного образа бумажного вида доверенности) направляется в налоговый орган до осуществления уполномоченным представителем своих функций.
С учетом вышеизложенного ФНС России в письме от 09.11.2015 N ЕД-4-15/19558@ пришла к следующему выводу. Направление вместе с электронным документом информационного сообщения о представительстве, которое было сформировано уполномоченным представителем налогоплательщика для налогового органа в электронной форме, при отсутствии копии доверенности в налоговом органе недостаточно для подтверждения полномочий уполномоченного представителя налогоплательщика.
В соответствии с подп. 3 п. 28 Административного регламента Федеральной налоговой службы по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (далее - Административный регламент), основанием для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) является отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Следовательно, налоговая декларация (как первичная, так и уточненная) должна быть в обязательном порядке подписана законным или уполномоченным представителем налогоплательщика. В случае ее подписания уполномоченным представителем к ней в обязательном порядке должна быть приложена доверенность, выданная уполномоченному представителю, с указанием в ней права на подписание от имени налогоплательщика налоговой отчетности.
Отсутствие в декларации подписи законного или уполномоченного представителя, подтверждающей достоверность и полноту указанных в ней сведений, равно как и неприложение (непредставление) вместе с декларацией, подписанной уполномоченным представителем, доверенности, подтверждающей его полномочия, влечет отказ налогового органа в принятии такой декларации на основании п. 4 ст. 80 и п. 28 Административного регламента ввиду отсутствия подтверждения налогоплательщиком достоверности и полноты указанных в ней сведений.
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ).
Можно ли представить документы в виде скан-образов
В рассматриваемый период ФНС России выпустила письмо от 23.11.2015 N ЕД-4-2/20421 о том, вправе ли налогоплательщик представить в налоговую инспекцию по ее требованию документы, которые были составлены в электронной форме и направлены в виде скан-образов по ТКС, а также о том, необходимо ли эти документы заверять печатью и подписью руководителя организации.
Истребуемые документы могут быть представлены в налоговую инспекцию одним из следующих способов:
а) лично или через представителя;
б) либо направлены по почте заказным письмом;
в) либо переданы в электронной форме по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.
Приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@ "Об утверждении формата описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" утвержден формат описи документов, направляемых в налоговый орган в электронном виде по ТКС, который включает и форматы документов, указанных в описи и представленных в виде скан-образов.
Как указала ФНС России в письме от 23.11.2015 N ЕД-4-2/20421 на сегодняшний день указанный перечень документов является исчерпывающим, и налогоплательщик в ответ на требование о представлении документов вправе направить в налоговый орган скан-образы не любых документов, а только перечисленных в приказе ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@.
Таким образом, если документы не определены в приказе ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@, то налогоплательщик не вправе в ответ на требование налоговой инспекции представить запрашиваемые ею документы в электронной форме в виде скан-образов по ТКС.
К документам, которые в соответствии с приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@ могут быть направлены в виде скан-образов по ТКС относятся: счет-фактура, товарно-транспортная накладная, акт приемки-сдачи работ (услуг), спецификация (калькуляция, расчет) цены (стоимости), товарная накладная (ТОРГ-12), дополнение к договору, договор (соглашение, контракт), корректировочный счет-фактура, отчет НИОКР.
Истребуемый документ, который составлен в электронном виде по установленным форматам и содержит реквизиты принятого требования о представлении документов, подписывается электронной цифровой подписью налогоплательщика и направляется в налоговую инспекцию по ТКС (п. 20 Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утвержденного приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@).
Документы (информация), сведения, которые составлены по соответствующим формам и форматам и подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью (усиленной неквалифицированной электронной подписью), могут быть переданы в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика (п. 24 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного приказом ФНС России от 30.06.2015 N ММВ-7-17/260@).
Документы, определенные приказом ФНС России от 29.06.2012 N ММВ-7-6/465@, которые составлены в электронной форме и направлены в виде скан-образов по ТКС в ответ на требование налоговой инспекции, не требуют предварительного заверения печатью и подписью, так как эти документы заверяются электронной подписью.
Можно ли использовать самостоятельно разработанные форматы "первички"
ФНС России выпустила письмо от 10.11.2015 N ЕД-4-15/19671 о том, вправе ли организации и индивидуальные предприниматели использовать разработанные ими форматы первичных документов.
ФНС России отметила, что ни действующее законодательство в области бухгалтерского учета, ни налоговое законодательство не содержат ограничений в праве субъектов экономической деятельности для оформления любых фактов хозяйственной жизни использовать самостоятельно разработанные форматы первичных учетных документов.
Условия использования электронного документооборота, порядок создания документов в электронной форме, их легитимного оборота и хранения регулируется Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон N 63-ФЗ). Согласно ст. 1 Закона N 63-ФЗ сфера его действия распространяется на регулирование отношений в области использования электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций, а также при совершении иных юридически значимых действий, в том числе в случаях, установленных другими федеральными законами.
Таким образом, первичные учетные документы в электронной форме могут подтверждать доходы и расходы, факты принятия ценностей на учет для целей налогообложения в случаях, когда информация в электронной форме, подписанная электронной подписью, по правилам Закона N 63-ФЗ признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учета, устанавливаются федеральными стандартами бухгалтерского учета.
В этой связи до принятия соответствующего федерального стандарта бухгалтерского учета организация может в целях бухгалтерского учета и налогообложения использовать при оформлении первичных учетных документов в электронном виде любой предусмотренный Законом N 63-ФЗ вид электронной подписи. К указанному выводу приходил ранее и Минфин РФ (например, в письме от 05.05.2015 N 07-01-06/25701).
Налоговое законодательство не содержит специальных требований закреплять используемые форматы электронных первичных учетных документов в учетной политике для целей налогообложения.
Если документ в электронной форме составлен не по формату, который установлен ФНС России, то в случае его истребования налоговой инспекцией в рамках налоговой проверки такой документ представляется на бумажном носителе в виде заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа электронной подписью.
С 2013 года с момента вступления в силу Закона N 402-ФЗ определение названия и состава показателей первичных учетных документов, а также формы их представления на бумажном носителе находится в компетенции руководителей экономических субъектов (ч. 4 ст. 9, ч. 4 ст. 7 Закона N 402-ФЗ). Поэтому ФНС России придерживается точки зрения, что утверждение ею форматов форм первичных учетных документов из альбомов унифицированных форм, утративших обязательность применения, не является целесообразным.
Вместе с тем в рассматриваемом письме ФНС России указала, что ею в целях поддержки расширения электронного документооборота документами, которые налогоплательщики в соответствии с п. 7 ст. 80 и п. 2 ст. 93 НК РФ смогут представлять в налоговые органы по процедурам истребования (или вместе с налоговой декларацией) по ТКС, подготовлены для направления на государственную регистрацию в Минюст России проекты приказов "Об утверждении документа о передаче результатов работ (об оказании услуг)" и "Об утверждении формата документа о передаче товаров при торговых операциях".
Кроме того, подготовлен к размещению по процедуре оценки регулирующего воздействия согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 17.12.2012 N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" документ о передаче товаров (работ, услуг, имущественных прав) (корректировочный документ), который может использоваться как:
а) счет-фактура (корректировочный счет-фактура), выставляемый продавцом при исполнении обязанности, предусмотренной п. 1 ст. 169 НК РФ, и который является подтверждением права на применение налоговых вычетов по НДС;
б) счет-фактура (корректировочный счет-фактура) с расширенным набором реквизитов, позволяющих применять электронный документ как основание для применения вычетов по НДС и как первичный учетный документ, соответствующий требованиям Закона N 402-ФЗ для целей бухгалтерского учета;
в) первичный учетный документ для оформления факта хозяйственной жизни в виде передачи товаров (работ, услуг, имущественных прав) в соответствии с требованиями Закона N 402-ФЗ (с набором реквизитов, удовлетворяющих требованиям к показателям первичного учетного документа).
Указанный выше перечень документов представляет собой документы, оформляющие массовые операции передачи товаров, работ, услуг, имущественных прав от одного хозяйствующего субъекта другому хозяйствующему субъекту. Фактически этих документов достаточно для всех случаев передачи между хозяйствующими субъектами любых видов ценностей.
Универсальность разрабатываемых форматов определяется включением в них элементов "свободных полей", которые могут заполняться налогоплательщиками наименованиями любых учитывающих специфику оформляемого события дополнительных реквизитов (50 символов) и значениями этих реквизитов (2 000 символов). Кроме того, налогоплательщикам предоставляется возможность включения в первичный учетный документ отдельного файла любой структуры и вида, реализующего возможность отражения в документе более полной информации о факте хозяйственной жизни.
Камеральная проверка уточненной декларации
В рассматриваемый период ФНС России рассмотрела обращение налогоплательщика по вопросу невынесения решения по результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации в связи с представлением налогоплательщиком уточненной налоговой декларации после вручения ему акта налоговой проверки на основании п. 9.1 ст. 88 НК РФ.
Свои выводы по данному вопросу ФНС России изложила в письме от 20.11.2015 N ЕД-4-15/20327.
Если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет), камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается. При этом начинается новая камеральная налоговая проверка, которая проводится на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), которые были получены налоговой инспекцией в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).
Камеральная налоговая проверка проводится должностными лицами налоговой инспекции без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ).
В случае выявления нарушения законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налоговой инспекции, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки. В акте налоговой проверки должны быть указаны даты начала и окончания налоговой проверки (подп. 9 п. 3 ст. 100 НК РФ).
В связи с этим момент окончания камеральной налоговой проверки, по результатам которой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, определяется по дате, указанной в акте налоговой проверки. Указанные доводы ранее уже были отражены в письмах ФНС России от 23.07.2012 N СА-4-7/12100, от 16.07.2013 N АС-4-2/12705 "О рекомендациях по проведению камеральных налоговых проверок". Они также согласуются с определением ВАС РФ от 17.07.2013 N ВАС-8443/13 по делу N А47-7853/2012 об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ.
На основании вышеизложенного ФНС России пришла к выводу, что при представлении налогоплательщиком уточненной налоговой декларации после составления акта налоговой проверки основания для прекращения рассмотрения материалов налоговой проверки первичной налоговой декларации, предусмотренные п. 9.1 ст. 88 НК РФ, отсутствуют. Соответственно, в такой ситуации налоговый орган обязан вынести предусмотренные НК РФ решения. Следовательно, ФНС России в письме от 20.11.2015 N ЕД-4-15/20327 подтвердила позицию, которая ранее была изложена судами, о том, что если уточненная декларация подана после составления акта камеральной проверки, то у налоговой инспекции отсутствуют основания для того, чтобы прекратить рассмотрение материалов по первичной декларации.
Если налоговики потребуют пояснений, проверяя декларацию по НДС
ФНС России в письме от 06.11.2015 N ЕД-4-15/19395 разъяснила порядок действий организации или индивидуального предпринимателя, получившего от налоговой инспекции требование о представлении пояснений в связи с выявлением противоречий, несоответствий в представленной декларации по НДС.
Речь идет о выявлении налоговой инспекцией противоречий, несоответствий между сведениями об операциях, которые содержатся в налоговой декларации по НДС, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по НДС, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком, или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур. В таком случае налоговая инспекция направляет налогоплательщику требование о представлении пояснений.
При этом к требованию о представлении пояснений должен быть приложен перечень операций, отраженных в соответствующем разделе декларации по НДС, по которым установлены расхождения. Для определения причин возникновения расхождений по каждой записи, отраженной в приложении к требованию о представлении пояснений, справочно указывается код возможной ошибки.
Так, в отношении каждой операции может быть указан только один из четырех кодов ошибки, а именно:
1) код ошибки "1" указывается в случае, если запись об операции отсутствует в декларации контрагента, либо контрагент не представил декларацию по НДС за аналогичный отчетный период, либо контрагент представил декларацию с нулевыми показателями, либо допущенные ошибки не позволяют идентифицировать запись о счете-фактуре и, соответственно, сопоставить ее с контрагентом;
2) код ошибки "2" указывается в случае, если не соответствуют данные об операции между разделом 8 "Сведения из книги покупок" (приложением 1 к разделу 8 "Сведения из дополнительных листов книги покупок") и разделом 9 "Сведения из книги продаж" (приложением 1 к разделу 9 "Сведения из дополнительных листов книги продаж") декларации налогоплательщика (например, при принятии к вычету суммы НДС по ранее исчисленным авансовым счетам-фактурам);
3) если указан код "3" - данные об операции между разделом 10 "Сведения из журнала учета выставленных счетов-фактур" и разделом 11 "Сведения из журнала учета полученных счетов-фактур" декларации налогоплательщика не соответствуют (например, отражение посреднических операций);
4) код ошибки "4" означает, что возможно допущена ошибка в какой-либо графе (при этом номер графы с возможно допущенной ошибкой указан в скобках).
Таким образом, после получения требования о представлении пояснений от налоговой инспекции в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота налогоплательщику необходимо:
а) передать налоговой инспекции квитанцию о приеме требования о представлении пояснений в электронной форме по ТКС через оператора электронного документооборота в течение шести дней со дня его отправки налоговым органом;
б) в отношении записей, указанных в требовании о представлении пояснений, проверить правильность заполнения налоговой декларации, сверить запись, отраженную в налоговой декларации, со счетом-фактурой. При этом надо обратить внимание на корректность заполнения реквизитов записей, по которым установлены расхождения: даты, номера, суммовые показатели, правильность расчета суммы НДС в зависимости от налоговой ставки и стоимости покупок (продаж). Если счет-фактура принимался к вычету по частям (несколько раз), необходимо также проверить общую сумму НДС, принятую к вычету по всем записям такого счета-фактуры, в том числе с учетом предыдущих налоговых периодов;
в) представить в налоговую инспекцию уточненную налоговую декларацию с корректными сведениями при выявлении в представленной декларации по НДС ошибки, приводящей к занижению суммы налога к уплате;
г) представить пояснения с указанием корректных данных (если ошибка в декларации не повлияла на сумму НДС). При этом рекомендовано представить уточненную налоговую декларацию. Пояснения могут быть представлены в свободной форме на бумажном носителе либо в формализованном виде по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота. Для направления пояснений в формализованном виде необходимо уточнить наличие такой возможности у разработчика (поставщика) бухгалтерской учетной системы, установленной в организации, или у оператора электронного документооборота;
д) если после проверки корректности заполнения декларации ошибки не выявлены, об этом необходимо уведомить налоговый орган путем представления пояснений.
Пояснения либо уточненная налоговая декларация должны быть представлены в налоговую инспекцию в течение пяти дней с даты получения требования о представлении пояснений (п. 3 ст. 88 НК РФ).
При представлении пояснений в адрес налогового органа налогоплательщик вправе дополнительно представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию.
В случае неисполнения обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме требования о представлении пояснений налоговым органом в течение 10 дней со дня истечения срока, установленного для передачи указанной квитанции, может быть принято решение о приостановлении операций по банковскому счету согласно подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ.
Можно ли применять УПД по услугам аренды
О том, можно ли применять УПД для подтверждения факта аренды имущества в целях исчисления НДС дала свои разъяснения ФНС России в письме от 24.11.2015 N ЕД-4-15/20487.
Договор аренды может предусматривать необходимость оформления подтверждения арендатором в периоде действия договора аренды факта аренды имущества в течение конкретного календарного периода (оказания ему услуги по предоставлению имущества в аренду) путем составления двустороннего первичного документа, являющегося основанием для оплаты. В таком случае стороны могут использовать образец формы УПД, объединяющей в себе форму счета-фактуры, дополненного строками с недостающими реквизитами первичного учетного документа (с сохранением формы счета-фактуры).
Такое право в целях исчисления НДС определено п. 9 приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость". При этом в соответствии со ст. 313 НК РФ первичные учетные документы являются подтверждением данных налогового учета.
Согласно информации Минфина России N ПЗ-10/2012 "О вступлении в силу с 1 января 2013 года Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) с 1 января 2013 года первичные учетные документы составляются по формам, утвержденным руководителем экономического субъекта. При этом каждый первичный учетный документ должен содержать все обязательные реквизиты, установленные п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ.
В письме N ММВ-20-3/96 приведена одна из возможных форм документа о передаче товаров (работ, услуг и имущественных прав), который одновременно соответствует требованиям ст. 169 НК РФ и общим требованиям к первичным учетным документам, установленным в п. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. Данная форма рекомендована для применения по взаимному согласию сторон для оформления операций передачи товаров (работ, услуг, имущественных прав) в случаях, не имеющих специального регулирования.
Письмо N ММВ-20-3/96 не является нормативным правовым актом, не изменяет и не дополняет федеральное законодательство и не содержит исчерпывающего перечня отношений, в которых такая форма может быть использована. Таким образом, налогоплательщики вправе использовать форму УПД для подтверждения факта аренды имущества в целях исчисления НДС в случаях, когда из условий договора аренды следует необходимость в оформлении двусторонних документов, которые являются основанием для оплаты.
Кому нельзя представлять единую (упрощенную) декларацию
ФНС России письмом от 09.11.2015 N БС-4-11/19548 направила для сведения и использования в работе письмо Минфина РФ от 30.10.2015 N 03-04-07/62684 по вопросу возможности представления единой (упрощенной) налоговой декларации индивидуальным предпринимателем, который не осуществляет операции, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках.
Абзацем 2 п. 2 ст. 80 НК РФ установлено право представлять единую (упрощенную) налоговую декларацию лицам, которые являются налогоплательщиками по одному или нескольким налогам и при этом:
а) не осуществляют операций, в результате которых происходит движение денежных средств по их счетам в банках (в кассах);
б) не имеют объектов налогообложения по уплачиваемым налогам.
Индивидуальные предприниматели, применяющие ОСН, представляют по итогам налогового периода декларацию по форме 3-НДФЛ. Пунктом 5 ст. 227 НК РФ установлена обязанность для индивидуальных предпринимателей по представлению в налоговую инспекцию декларации по НДФЛ по суммам доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, то есть при наличии объекта налогообложения в виде указанных доходов. Однако при наличии таких доходов у налогоплательщика отсутствует основание для представления в налоговый орган единой (упрощенной) налоговой декларации.
В определении от 11.07.2006 N 265-О Конституционным Судом РФ выражена его правовая позиция, согласно которой к обязанностям индивидуального предпринимателя, вытекающим из его статуса, относится обязанность представлять налоговую декларацию по НДФЛ. Эта обязанность не ставится в зависимость от результатов предпринимательской деятельности, то есть от факта получения дохода в соответствующем налоговом периоде.
Исходя из вышеизложенного, и Минфин РФ, и ФНС России пришли к единому выводу о том, что индивидуальные предприниматели на ОСН, которые не осуществляют операций, в результате которых происходит движение денежных средств на их счетах в банках, обязаны представлять в налоговые органы декларацию 3-НДФЛ.
Сведения о доходах работников можно подать на бумаге
ФНС России в письме от 05.11.2015 N БС-4-11/19263 напомнила, что с 1 января 2016 года вступят в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 02.05.2015 N 113-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах".
Вышеуказанные изменения внесены в абз. 6 п. 2 ст. 230 НК РФ, согласно которым документ, содержащий сведения о доходах физических лиц за истекший налоговый период и суммах налога, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации, и расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, представляются налоговыми агентами в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 25 человек налоговые агенты могут представлять указанные сведения и расчет сумм налога на бумажных носителях. Таким образом, начиная с 01.01.2016 года при численности физических лиц, получивших доходы в истекшем налоговом периоде 2015 года, до 25 человек налоговые агенты могут представлять сведения о доходах физических лиц и суммах исчисленного, удержанного и перечисленного НДФЛ на бумажных носителях. Но для работодателей, у которых средняя численность работников составляет более 25 человек, такая возможность не установлена.
Сведения о численности работников для вновь созданных организаций
В соответствии с п. 8 ст. 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ.
Пунктом 3 ст. 80 НК РФ установлена обязанность вновь созданной организации представлять в налоговый орган по месту ее нахождения сведения о среднесписочной численности работников не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана. Указанные сведения представляются по форме, утвержденной приказом ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/174@. Ею предусматривается, что в случае создания организации среднесписочная численность работников отражается по состоянию на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана.
О необходимости вновь созданной организации информировать налоговую инспекцию о среднесписочной численности работников по законодательно утвержденной форме напомнил Минфин России в письме от 13.11.2015 N 03-02-08/65770.
К чему приведет отклонение уровня налоговой нагрузки
Отклонение уровня налоговой нагрузки у налогоплательщика от среднеотраслевых значений (в сторону уменьшения) является одним из критериев оценки рисков, которые используются налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
На это обратила внимание ФНС России в письме от 19.11.2015 N ЗН-3-1/4354@.
Отклонение уровня налоговой нагрузки у данного налогоплательщика от ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности) является, в соответствии с п. 1 раздела 4 Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденной приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, одним из критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.
В соответствии с п. 6 приказа ФНС России среднеотраслевые значения налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности ежегодно до 5 мая актуализируются и размещаются на официальном сайте ФНС России. Данные за период с 2006 по 2014 год размещены на официальном сайте ФНС России по адресу: https://www.nalog.ru/rn77/taxation/reference_work/conception_vnp/.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1