Разъясните, должно ли казенное учреждение здравоохранения по требованию главного распорядителя ежеквартально проводить инвентаризацию дебиторской задолженности по расчетам.
М. Зарипова,
эксперт журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2016 г., с. 64-67.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 21.11.2015 N 1256 в целях обеспечения качественного и достоверного анализа информации о состоянии дебиторской задолженности получатели средств федерального бюджета (к которым, в частности, относятся казенные учреждения) ежеквартально проводят инвентаризацию дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета. Информация об инвентаризации с указанием причин образования такой задолженности и мер по ее сокращению подлежит представлению федеральными казенными учреждениями главному распорядителю в составе форм, которые доведены Методическими рекомендациями, утвержденными Письмом Минфина РФ N 02-07-07/73609, Федерального казначейства N 07-04-05/02-848 от 10.12.2015.
Как следует из Методических рекомендаций, инвентаризация осуществляется федеральным казенным учреждением в порядке, который установлен им в рамках формирования учетной политики организации исходя из положений Приказа Минфина РФ от 13.06.1995 N 49.
При сопоставлении данных фактического наличия дебиторской задолженности с данными бухгалтерского учета инвентаризационной комиссии следует также проанализировать остатки дебиторской задолженности по следующим критериям:
- по размеру образовавшейся задолженности;
- по размеру образовавшейся задолженности в процентах от объема расходного обязательства (до 30%, от 30 до 50%, от 50 до 80%, свыше 80%);
- по размеру просроченной задолженности с учетом сроков ее образования (до одного месяца, от одного месяца до одного года, от одного года до трех лет, свыше трех лет);
- по наличию и размеру обеспечения исполнения обязательств контрагентом по обязательствам (при наличии дебиторской задолженности);
- по наличию и размеру задолженностей, не возвращенных контрагентом, по которым направлены исковые заявления в суд, из них присуждено судом*(1);
- по наличию и размеру задолженности по компенсации затрат по расторгнутым договорам, контрактам (счет 1 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат").
Дополнительно в отношении дебиторской задолженности, размер которой превышает 300 млн. руб. по каждому принятому обязательству (государственному контракту), анализируется следующая информация:
- дата возникновения обязательства по условиям контракта;
- дата возникновения задолженности (дата уплаты аванса);
- статус задолженности (просроченная или текущая);
- причина возникновения задолженности.
Результаты проведенной инвентаризации оформляются первичными учетными документами, формы которых утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 N 52н:
- инвентаризационной описью (ф. 0504089);
- ведомостью расхождений результатов инвентаризации (ф. 0504092) (далее - ведомость (ф. 0504092));
- актом о результатах инвентаризации (ф. 0504835) (далее - акт (ф. 0504835)).
К акту (ф. 0504835), помимо ведомости (ф. 0504092), инвентаризационной комиссией учреждения составляются и прилагаются:
- расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам (далее - расшифровка 1), содержащая информацию о состоянии дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам, по форме согласно приложению 1 к Методическим рекомендациям;
- расшифровка дебиторской задолженности по контрактным обязательствам (далее - расшифровка 2), составляемая при наличии дебиторской задолженности, размер которой превышает 300 млн. руб. по каждому принятому обязательству, по форме согласно приложению 2 к Методическим рекомендациям.
По результатам проведения инвентаризации расчетов по субсидиям, предоставляемым организациям в соответствии со ст. 78, 78.1, 78.2 БК РФ, дополнительно к акту (ф. 0504835) формируется и прилагается расшифровка дебиторской задолженности по субсидиям организациям (далее - расшифровка 3) (составляется по форме согласно приложению 3 к Методическим рекомендациям).
Порядок заполнения расшифровок 1, 2, 3 приведен в разд. 2, 3 и 4 Методических рекомендаций.
Для получателей бюджетных средств наиболее актуально заполнение расшифровки 1.
Расшифровка 1 имеет два раздела:
- раздел 1 "Задолженность по выданным авансам", в котором вся задолженность формируется по категориям размеров авансирования (менее 30%, от 30 до 50%, от 50 до 80%, свыше 80%) с детализацией по счетам аналитического учета;
- раздел 2 "Сроки погашения дебиторской задолженности", в котором задолженность формируется по срокам ее погашения (до конца текущего финансового периода, с начала очередного финансового периода до трех лет включительно, от трех лет до пяти лет включительно, более пяти лет) с детализацией по счетам аналитического учета.
При заполнении разд. 1 расшифровки 1 следует учесть, что:
- показатель строки 010 формируется путем суммирования показателей строк 020, 030, 040, 050;
- показатель строки 060 формируется на основании данных аналитического учета по счету 1 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" в части компенсации затрат по расторгнутым договорам, контрактам.
При заполнении разд. 2 расшифровки 1 нужно обратить внимание, что показатели группы строк 030 формируются без учета показателей, отраженных в группе строк 020.
Показатель графы 4 строки 010 разд. 1 должен соответствовать показателю графы 4 строки 010 разд. 2 расшифровки 1.
Показатели граф 4, 5 разд. 1 расшифровки по счетам бюджетного учета должны соответствовать идентичным показателям граф 5, 7 сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), за исключением показателя строки 060 "Сумма задолженности по расторгнутым договорам, контрактам".
Показатели графы 4 разд. 2 расшифровки по счетам бюджетного учета должны соответствовать идентичным показателям графы 5 сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169), за исключением показателя строки 060.
В заключение отметим, что на основании расшифровок 1, 2, 3 главный распорядитель бюджетных средств федерального бюджета в составе разд. 4 сводной пояснительной записки (ф. 0503160) приводит обобщенную информацию о принимаемых мерах по минимизации дебиторской задолженности, сроках их реализации и об ожидаемом снижении объемов дебиторской задолженности по расходам в разрезе текущих мер и мер перспективного характера, отраженных в вышеназванных сведениях.
1 февраля 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Включая те, по которым исполнительные листы направлены на принудительное взыскание в Федеральную службу судебных приставов (ФССП), а также по которым принудительное взыскание приостановлено, исполнительный лист возвращен.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"