Бюджетная классификация РФ с 2016 года: что изменилось?
А. Нужин,
эксперт журнала "Силовые министерства и ведомства:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2016 г., с. 22-29.
С 1 января 2016 года вступили в силу изменения, внесенные в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденные Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н). В статье приведены основные новшества, которые необходимо учитывать в работе финансовым подразделениям силовых министерств и ведомств.
В соответствии со ст. 18, 19 БК РФ бюджетная классификация РФ используется для составления и исполнения бюджетов, а также для составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Она включает в себя:
- классификацию доходов бюджетов;
- классификацию расходов бюджетов;
- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;
- классификацию операций публично-правовых образований (классификацию операций сектора государственного управления, или КОСГУ).
В 2014 году Федеральным законом N 311-ФЗ*(1) в ст. 18, 20, 21, 23 БК РФ были внесены существенные изменения, которые затронули структуру кодов бюджетной классификации и нового порядка применения КОСГУ. В связи с этим финансовым ведомством были подготовлены приказы от 08.06.2015 N 90н, от 01.12.2015 190н о внесении изменений в Указания N 65н, которыми были учтены новшества, внесенные в БК РФ. Дополнительно были разработаны и доведены Письмом от 14.05.2015 N 02-05-11/27759 методические рекомендации по порядку применения бюджетной классификации при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, начиная с бюджетов на 2016 год (на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов) (далее - Методические рекомендации).
Рассмотрим основные изменения, которые были внесены в бюджетную классификацию РФ.
Код классификации доходов бюджетов
Классификация доходов бюджетов является группировкой доходов бюджетов бюджетной системы РФ. Код классификации доходов бюджетов состоит из 20 знаков. Двадцатизначный код включает в себя следующее (таблица 1 Указаний N 65н):
- код главного администратора доходов бюджета (1-3-й разряды);
- код вида доходов бюджетов (4-13-й разряды);
- код подвида доходов бюджетов (14-20-й разряды).
Ранее код классификации доходов бюджетов выглядел следующим образом:
- код главного администратора доходов бюджета (1-3-й разряды);
- код вида доходов бюджетов (4-13-й разряды);
- код подвида доходов бюджетов (14-17-й разряды);
- код КОСГУ, относящихся к доходам бюджетов (18-20-й разряды).
Таким образом, с января 2016 года код КОСГУ исключен из структуры кода классификации доходов бюджетов, а код подвида доходов теперь включает в себя семь последних разрядов счета, в том числе:
- группу подвида доходов бюджетов (14-17-й разряды кода классификации доходов бюджетов);
- аналитическую группу подвида доходов бюджетов (18-20-й разряды кода классификации доходов бюджетов).
Статьей 20 БК РФ установлено, что код подвида доходов применяется для детализации поступлений по кодам классификации доходов. Коды аналитической группы подвида доходов бюджетов по видам доходов бюджетов (приложение 11 к Указаниям N 65н) обязательны для применения всеми уровнями бюджетов бюджетной системы РФ.
Аналитическая группа подвида доходов является группировкой доходов по виду финансовых операций, относящихся к доходам, и состоит из следующих групп:
- 100 "Доходы" (детализирована кодами 110-180, в рамках группировки операций, относящихся к доходам);
- 400 "Выбытие нефинансовых активов" (детализирована кодами 410-440, группируются операции по выбытию нефинансовых активов, в том числе при их реализации, в части кассовых поступлений и выбытий).
В качестве примера приведем коды доходов бюджетов в таблице.
Код дохода бюджета | Наименование кода поступлений в бюджет |
000 1 13 01080 01 7000 130 | Плата за услуги, предоставляемые на договорной основе подразделениями органов внутренних дел МВД РФ по охране имущества юридических и физических лиц, и иные услуги, связанные с обеспечением охраны и безопасности граждан (федеральные казенные учреждения) |
000 1 13 01140 01 7000 130 | Плата за услуги, предоставляемые договорными подразделениями федеральной противопожарной службы МЧС РФ (федеральные казенные учреждения) |
000 1 13 01150 01 7000 130 | Доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду (в части оказания услуг (работ)) (федеральные казенные учреждения) |
000 1 13 01991 01 0200 130 | Прочие доходы от оказания платных услуг (работ) получателями средств федерального бюджета (средства, поступающие от деятельности, осуществляемой учреждениями уголовно-исполнительной системы) |
Код классификации расходов бюджетов
С 1 января 2016 года структура двадцатизначного кода классификации расходов бюджетов включает следующие составные части:
- код главного распорядителя бюджетных средств (1-3-й разряды);
- код раздела (4-5-й разряды);
- код подраздела (6-7-й разряды);
- код целевой статьи (8-17-й разряды);
- код вида расходов (18-20-й разряды).
Прежде код классификации расходов бюджетов выглядел следующим образом:
- код главного распорядителя бюджетных средств (1-3-й разряды);
- код раздела (4-5-й разряды);
- код подраздела (6-7-й разряды);
- код целевой статьи (8-14-й разряды);
- код вида расходов (15-17-й разряды);
- код КОСГУ, относящихся к расходам бюджетов (18-20-й разряды).
Как видно из приведенного сравнения, код КОСГУ исключен из структуры кода классификации расходов, а в структуре кода целевой статьи расходов произошли изменения.
В соответствии с пп. 4.1.1 Указаний N 65н с 1 января 2016 года код целевой статьи расходов бюджета включает в себя:
- код программной (непрограммной) статьи (8-12-й разряды кода классификации расходов бюджетов);
- код направления расходов (13-17-й разряды кода классификации расходов бюджетов).
Коды целевых статей расходов соответствующего бюджета устанавливаются:
- для федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ - Минфином;
- для бюджета субъекта РФ и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда - финансовым органом соответствующего субъекта РФ;
- для местного бюджета - финансовым органом муниципального образования.
Целевым статьям расходов соответствующего бюджета бюджетной системы РФ присваиваются уникальные коды, сформированные с применением буквенно-цифрового ряда: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, У, Ф, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я, D, F, G, I, J, L, N, Q, R, S, U, V, W, Y, Z.
Так, правила применения целевых статей расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ установлены в пп. 4.1.2.2-4.1.2.5 Указаний N 65н.
Перечень направлений расходов, применяемых в увязке с программными статьями целевых статей расходов федерального бюджета (в рамках основных мероприятий (ведомственных целевых программ), подпрограмм государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ), непрограммными направлениями расходов федеральных органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов РФ, установлен пп. 4.1.2.4. Указаний N 65н.
Перечень кодов целевых статей расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ и их наименований представлен в приложении 10 к Указаниям N 65н.
Виды расходов детализируют направление финансового обеспечения расходов бюджетов по целевым статьям классификации расходов. Перечень и правила применения единых для бюджетов бюджетной системы РФ групп, подгрупп и элементов видов расходов можно найти в пп. 5.2 Указаний N 65н.
Перечень единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации видов расходов (групп, подгрупп, элементов видов расходов) приведен в приложении 3 к Указаниям N 65н. Увязка кодов видов расходов и кодов КОСГУ представлена в приложении 5 к Указаниям N 65н.
Приведем выдержку из приложения 5 в виде таблицы.
Вид расходов | |||
Код | Наименование | Код | Наименование |
130 "Расходы на выплаты персоналу в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны" | |||
Денежное довольствие военнослужащих и сотрудников, имеющих специальные звания | Заработная плата | ||
Начисления на выплаты по оплате труда | |||
Расходы на выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания, зависящие от размера денежного довольствия | Прочие выплаты | ||
Пособия по социальной помощи населению | |||
Иные выплаты персоналу и сотрудникам, имеющим специальные звания | Прочие выплаты | ||
Транспортные услуги | |||
Прочие работы, услуги | |||
Пособия по социальной помощи населению | |||
Прочие расходы | |||
210 "Разработка, закупка и ремонт вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках оборонного заказа" | |||
Закупка вооружений, военной и специальной техники, продукции производственно-технического назначения и имущества в рамках государственного оборонного заказа в целях обеспечения государственной программы вооружения | Прочие работы, услуги | ||
Увеличение стоимости основных средств | |||
Увеличение стоимости материальных запасов | |||
Закупка работ и услуг в целях обеспечения мероприятий в рамках государственного оборонного заказа | Услуги связи | ||
Транспортные услуги | |||
Коммунальные услуги | |||
Прочие работы, услуги | |||
220 "Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения специальным топливом и горюче-смазочными материалами, продовольственного и вещевого обеспечения органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны" | |||
Обеспечение специальным топливом и ГСМ вне рамок государственного оборонного заказа | Транспортные услуги | ||
Увеличение стоимости материальных запасов | |||
Продовольственное обеспечение вне рамок государственного оборонного заказа | Транспортные услуги | ||
Увеличение стоимости материальных запасов |
Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов
Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из 20 разрядов. Его структура включает:
- код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов (1-3-й разряды);
- коды группы (4-5-й разряды), подгруппы (6-7-й разряды), статьи (8-13-й разряды) и вида (14-20-й разряды) источников финансирования дефицитов бюджетов.
Как видим, в новой структуре кода также нет КОСГУ по источникам финансирования дефицитов бюджетов.
Статьей 23 БК РФ установлено, что перечень кодов видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждает соответствующий финансовый орган с учетом общих требований к порядку формирования перечня кодов статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов, утверждаемых Минфином.
Коды групп и подгрупп источников финансирования дефицитов бюджетов, а также статей источников финансирования дефицитов бюджетов, применяемых при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, приведены в приложении 6 к Указаниям N 65н.
Детализация подстатей, подвида источников финансирования дефицитов бюджетов субъектов РФ, бюджетов муниципальных образований производится с учетом особенностей исполнения соответствующих бюджетов согласно законодательным актам субъектов РФ или муниципальным правовым актам муниципальных образований.
В случае если администрирование операций по коду классификации источников финансирования дефицитов бюджетов осуществляется с применением детализированных кодов подвида источников финансирования дефицитов бюджетов, при формировании отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ после наименования кода источников финансирования дефицитов бюджетов и соответствующего ему кода аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов, утвержденного приложением 6 к Указаниям N 65н, в скобках отражается наименование соответствующего подвида источников финансирования дефицитов бюджетов.
Применение КОСГУ
Порядок применения КОСГУ является наиболее актуальным в 2016 году. Особенности применения данной классификации раскрыты в Методических указаниях. В частности, в них Минфин разъяснил, что БК РФ в редакции Федерального закона N 311-ФЗ не содержит нормы по обязательному применению КОСГУ при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы РФ.
При этом группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов реализуется согласно БК РФ путем применения классификации доходов бюджетов, классификации расходов бюджетов и классификации источников финансирования дефицитов бюджетов.
Статьей 219.1 БК РФ установлено, что в порядке составления и ведения бюджетных росписей может устанавливаться право или обязанность главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств осуществлять детализацию утверждаемых лимитов бюджетных обязательств только по подгруппам (подгруппам и элементам) видов расходов.
При этом ст. 221 БК РФ определено, что показатели бюджетной сметы казенного учреждения, руководитель которого наделен правом ее утверждения в соответствии с порядком утверждения бюджетной сметы казенного учреждения, могут быть детализированы в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств по:
- кодам элементов (подгрупп и элементов) видов расходов;
- кодам статей (подстатей) соответствующих групп (статей) КОСГУ.
Как следует из разъяснений Минфина, главным распорядителем бюджетных средств в целях организации исполнения бюджета по расходам при распределении бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств может быть установлена дополнительная управленческая детализация по кодам КОСГУ. Такая детализация определяется дополнительно (сверх) к двадцатизначному коду бюджетной классификации расходов (глава, раздел, подраздел, целевая статья расходов, вид расходов).
В дополнение к вышесказанному в Письме от 03.07.2015 N 02-03-10/38491 финансовое ведомство указало, что согласно изменениям с 1 января 2016 года КОСГУ используется в целях ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы РФ. Заметим, что данный порядок применения КОСГУ раскрыт в п. 21 Инструкции N 157н*(2). Напомним, что в силу норм данного пункта в 24-26-м разрядах номера счета рабочего плана счетов казенными учреждениями, бюджетными учреждениями, а также организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, отражаются коды КОСГУ. Следовательно, КОСГУ по-прежнему применяется в 2016 году с учетом изменений, внесенных в Указания N 65н, но только в целях ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности.
* * *
В заключение отметим, что изменения, внесенные в Указания N 65н, затрагивают практически все пункты бюджетной классификации. Основные новшества коснулись структуры кодов классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и являются очередным этапом на пути реформирования бюджетного законодательства.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.10.2014 N 311-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации".
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"