Порядок расчета базы для начисления страховых взносов при реорганизации учреждения
О. Булыгина,
эксперт журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2016 г., с. 32-35.
По решению учредителя в октябре 2015 года было реорганизовано государственное учреждение здравоохранения в форме преобразования. Внесены сведения в ЕГРЮЛ, где указано новое название учреждения, ему присвоен новый ИНН, отражены новые регистрационные номера в ПФР и ФСС. Отчетность за девять месяцев была представлена в ФСС со старым регистрационным номером, а отчетность за год - с новым.
Возникает вопрос: учитываются ли при расчете предельной величины базы для начисления страховых взносов у реорганизованного учреждения суммы выплат работникам, произведенных до реорганизации, если по итогам 2015 года у сотрудников выходит превышение предельной величины базы? Ответим на него с учетом норм действующего законодательства и анализа арбитражной практики.
Реорганизация юридического лица (в формах слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования) - это изменение исходного состава юридических лиц либо вида юридического лица в соответствии с установленными в ст. 57, 58 ГК РФ правилами.
Согласно абз. 1 п. 4 ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо признается прекратившим свою деятельность (п. 1 ст. 16 Федерального закона N 129-ФЗ*(1)).
В соответствии с ч. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
В части 1 ст. 59 ГК РФ определено, что передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами.
Из пункта 16 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ*(2) следует, что в случае реорганизации плательщика страховых взносов уплата страховых взносов, а также представление отчетности по страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Следовательно, преобразованное учреждение является правопреемником по всем правам и обязательствам в отношении всех кредиторов и должников, включая обязательства по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
В силу п. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым, в частности, относятся организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые данными плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предмет которых - выполнение работ, оказание услуг (п. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ).
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого в соответствии с ТК РФ. Статьей 56 ТК РФ предусмотрено, что трудовой договор - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым, в частности, работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию.
Как установлено в ч. 5 ст. 75 ТК РФ, изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может быть основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения. Поэтому созданное в результате преобразования учреждение имеет права и обязанности перед работниками, трудовые договоры с которыми были заключены до реорганизации.
В связи с тем, что работники преобразованного учреждения продолжают работать без расторжения ранее заключенных трудовых договоров (без увольнения), учреждение-правопреемник, в частности, учитывает период работы и заработную плату, начисленную работникам до реорганизации, при подсчете стажа, среднего заработка, начислении НДФЛ и страховых взносов.
На основании п. 1 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для учреждений определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 данного закона, начисленных за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 закона.
Таким образом, в силу того, что трудовые отношения длятся и в процессе реорганизации, и после ее завершения, обязанность работодателя начислять взносы в пользу работника после реорганизации сохраняется, а не возникает вновь.
С 01.01.2015 для плательщиков страховых взносов база для начисления страховых взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 670 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. Это следует из п. 5 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ, положений Постановления Правительства РФ от 04.12.2014 N 1316. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 670 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются (п. 4 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ).
Таким образом, особенностью расчета страховых взносов является накопительный порядок исчисления путем суммирования в течение календарного года произведенных за каждый месяц выплат в пользу физических лиц.
Никаких специальных условий прерывания порядка такого расчета Федеральным законом N 212-ФЗ не предусмотрено, не установлен и особенный порядок исчисления страховых взносов в случае реорганизации юридического лица. К такому выводу приходят суды (см., например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2015 N 09АП-41490/2015 по делу N А40-82613/15, от 03.11.2015 N 09АП-41430/2015 по делу N А40-82622/15 и др.).
* * *
Подведем итог. Федеральным законом N 212-ФЗ не установлен какой-либо особенный порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации учреждения - плательщика страховых взносов. При расчете предельной величины базы для начисления страховых взносов у реорганизованной организации учитываются суммы выплат работникам, произведенных до реорганизации в форме преобразования. Поэтому при достижении законодательно установленной предельной величины начисленных страховых взносов в отношении каждого работника учреждения страховые взносы не взимаются.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
*(2) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"