Программа бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год
А. Павелин,
эксперт журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2016 г., с. 16-24.
В соответствии с ч. 4 ст. 80 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" Правительством РФ утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год*(1) (далее - Программа госгарантий). Основные положения данной программы мы и рассмотрим в настоящей статье. Напомним, что на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов такая программа была утверждена Постановлением Правительства РФ от 28.11.2014 N 1273 (далее - Программа на 2015 год).
Как и ранее, Программа госгарантий устанавливает:
- перечень видов, форм и условий медицинской помощи, которая оказывается бесплатно;
- перечень заболеваний и состояний, медицинская помощь при которых оказывается бесплатно;
- категории граждан, медицинская помощь которым оказывается бесплатно;
- средние нормативы объема медицинской помощи;
- средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи;
- средние подушевые нормативы финансирования, порядок, структуру формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты;
- требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Вместе с тем Программа госгарантий содержит ряд новых положений по сравнению с Программой на 2015 год. Рассмотрим данные изменения.
Финансовое обеспечение. Как и в 2015 году, источниками финансового обеспечения программы являются:
- средства федерального бюджета;
- средства бюджетов субъектов РФ;
- средства местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов РФ соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан органам местного самоуправления);
- средства ОМС.
В рамках Программы госгарантий бесплатно предоставляется следующая медицинская помощь.
Вид медицинской помощи | Условия оказания медицинской помощи | ||
Первичная медико-санитарная помощь | Оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и условиях дневного стационара в плановой и неотложной формах | ||
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь | Оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием | ||
Первичная врачебная медико-санитарная помощь | Оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами) | ||
Специализированная медицинская помощь | Оказывается бесплатно в стационарных условиях и условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в периоды беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию | ||
Высокотехнологичная медицинская помощь | Оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники | ||
Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь | Оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства | ||
Паллиативная медицинская помощь | Оказывается в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан |
Программой госгарантий (по сравнению с Программой на 2015 год) предусмотрена возможность финансового обеспечения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов РФ соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан органам местного самоуправления) зубного протезирования отдельным категориям граждан, что позволит субъектам РФ в законах о бюджете предусматривать выделение бюджетных ассигнований на указанные цели. При этом сказано, что расходы на эти цели не включаются в средние подушевые нормативы финансирования за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ, что позволит развивать названные направления без снижения доступности медицинской помощи при социально значимых заболеваниях.
Сроки ожидания оказания медицинской помощи. Продолжена конкретизация Программы госгарантий в части установления предельных сроков ожидания оказания медицинской помощи. Так, требованиями к территориальной программе в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи предусматривается, что:
- сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать двух часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
- сроки ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи не должны превышать 30 календарных дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию;
- сроки ожидания приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми не должны превышать 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
- сроки проведения консультаций врачей-специалистов не должны превышать 14 календарных дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;
- сроки проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 14 календарных дней со дня назначения;
- сроки проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи не должны превышать 30 календарных дней со дня назначения;
- время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента вызова. В территориальных программах время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения, а также климатических и географических особенностей регионов.
Напомним, что Программой на 2015 год устанавливались сроки ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи (этот срок также не мог превышать 30 дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию) и проведения консультаций врачей-специалистов (данный срок составлял 10 рабочих дней со дня обращения).
Примечание. Срок проведения консультаций врачей-специалистов по сравнению с Программой на 2015 год увеличен на четыре дня.
Как и ранее, в медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, должен вестись лист ожидания специализированной медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, и должно осуществляться информирование граждан в доступной форме, в том числе с использованием Интернета, о сроках ожидания оказания специализированной медицинской помощи с учетом требований законодательства РФ о персональных данных.
Средние нормативы объема медицинской помощи. Напомним, что средние нормативы объема медицинской помощи по видам, условиям и формам ее оказания в целом по программе определяются в единицах объема в расчете на одного жителя в год, по базовой программе ОМС - в расчете на одно застрахованное лицо. Средние нормативы объема медицинской помощи используются в целях планирования и финансово-экономического обоснования размера средних подушевых нормативов финансового обеспечения, предусмотренных Программой госгарантий.
При подготовке Программы госгарантий Правительством РФ продолжен переход от валовых показателей объема медицинской помощи (посещения, койко-дни, пациенто-дни) к показателям, характеризующим законченные случаи лечения пациентов. В целях разработки единых подходов к планированию и оплате медицинской помощи, оказываемой в условиях дневного стационара, в качестве норматива объема медицинской помощи в условиях дневного стационара предлагается вместо одного пациенто-дня ввести один случай лечения в дневном стационаре.
Например, средние нормативы объема медицинской помощи на 2016 год для оказания медицинской помощи в условиях дневного стационара в рамках базовой программы ОМС составляют 0,06 случая лечения на одно застрахованное лицо, за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов - 0,004 случая лечения на одного жителя.
Программой на 2015 год предусматривалось, что средние нормативы объема медицинской помощи на 2015 год для оказания медицинской помощи в условиях дневного стационара в рамках базовой программы ОМС составляли 0,56 пациенто-дня на одно застрахованное лицо.
С учетом развития профилактического направления в здравоохранении Программой госгарантий установлено увеличение норматива объема посещений с профилактической и иными целями.
Так, средние нормативы объема медицинской помощи на 2016 год для медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях с профилактическими и иными целями (включая посещения центров здоровья, посещения в связи с диспансеризацией, посещения среднего медицинского персонала, а также разовые посещения в связи с заболеваниями, в том числе при заболеваниях полости рта, слюнных желез и челюстей, за исключением зубного протезирования), в рамках базовой программы ОМС составляют 2,35 посещения на одно застрахованное лицо (в 2015 году - 2,3 посещения на одно застрахованное лицо), за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов - 0,6 посещения на одного жителя.
Кроме того, увеличился и норматив объема обращений в связи с заболеваниями, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств ОМС, что связано с ростом общей заболеваемости населения. Так, средние нормативы объема медицинской помощи на 2016 год для медицинской помощи, оказываемой в амбулаторных условиях в связи с заболеваниями, в рамках базовой программы ОМС составляют 1,98 обращения (законченного случая лечения заболевания в амбулаторных условиях с кратностью посещений по поводу одного заболевания не менее 2) на одно застрахованное лицо (в 2015 году - 1,95 обращения на одно застрахованное лицо), за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов - 0,2 обращения на одного жителя.
Также отметим, что проведена оптимизация норматива объема скорой медицинской помощи, оказываемой вне медицинской организации, включая медицинскую эвакуацию, в рамках базовой программы ОМС.
Примечание. Указанный норматив в 2016 году составляет 0,3 вызова на одно застрахованное лицо, тогда как в 2015 году он был установлен в размере 0,318 вызова на одно застрахованное лицо.
При этом Программа госгарантий дополнена положением о том, что нормативы объема скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не включенной в территориальную программу ОМС, в частности медицинской эвакуации, устанавливаются субъектами РФ.
Высокотехнологичная медицинская помощь. Напомним, что высокотехнологичная медицинская помощь оказывается в следующих условиях:
- в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
- стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Высокотехнологичная медицинская помощь оказывается в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, установленным Программой госгарантий. Данный перечень включает в себя:
- перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу ОМС, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенций из бюджета ФФОМС бюджетам ТФОМС. Напомним, что указанный перечень приведен в разд. 1 приложения к Программе госгарантий;
- перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу ОМС, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств, предоставляемых федеральному бюджету из бюджета ФОМС в виде иных межбюджетных трансфертов в соответствии с федеральным законом о бюджете ФОМС на очередной финансовый год и плановый период. Он приведен в разд. 2 приложения к Программе госгарантий.
Так, значительно расширен перечень видов оказываемой высокотехнологичной медицинской помощи, относящихся к реконструктивно-пластическим, в том числе лапароскопически-ассистированным операциям на тонкой, толстой кишке и промежности.
Примечание. По сравнению с Программой на 2015 год в Программу госгарантий внесены корректировки в части перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи.
Кроме того, получившие наибольшее распространение методы лечения, входящие в соответствии с Программой на 2015 год в разд. II перечня, включающего виды высокотехнологичной медицинской помощи, не входящие в базовую программу ОМС, перенесены в разд. I перечня, который включает виды высокотехнологичной медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется в рамках базовой программы ОМС. С учетом изложенного средний норматив специализированной медицинской помощи незначительно увеличен с 0,172 случая госпитализации на одно застрахованное лицо до 0,17214 случая госпитализации на одно застрахованное лицо.
Средние подушевые нормативы. В соответствии с разд. VII Программы госгарантий подушевые нормативы финансирования устанавливаются органом государственной власти субъекта РФ исходя из средних нормативов, предусмотренных разд. VI и VII Программы госгарантий, с учетом соответствующих коэффициентов дифференциации, рассчитанных согласно Постановлению Правительства РФ от 05.05.2012 N 462 "О порядке распределения, предоставления и расходования субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации в сфере обязательного медицинского страхования".
Средние подушевые нормативы финансирования, предусмотренные Программой госгарантий (без учета расходов федерального бюджета), в 2016 году составляют за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на одного жителя) 3 488,6 руб., за счет средств ОМС на финансирование базовой программы ОМС за счет субвенций ФФОМС (в расчете на одно застрахованное лицо) - 8 438,9 руб.
Средние подушевые нормативы финансирования, установленные Программой на 2015 год (без учета расходов федерального бюджета), составляли за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (в расчете на одного жителя) в 2015 году 3 338,4 руб., за счет средств ОМС на финансирование базовой программы ОМС за счет субвенций ФФОМС (в расчете на одно застрахованное лицо) - 8 260,7 руб.
Как видим, средние подушевые нормативы финансирования за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ на 2016 год соответствуют средним нормативам на 2015 год.
Как и ранее, средние подушевые нормативы финансирования базовой программы ОМС за счет субвенций ФФОМС сформированы без учета средств бюджета ФФОМС, направляемых в виде иных межбюджетных трансфертов в федеральный бюджет на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, в соответствии с разд. II перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи.
Кроме того, в Программе госгарантий конкретизирован перечень заболеваний и состояний, медицинская помощь при которых оказывается бесплатно (разд. III), путем обособления в рамках класса "болезни органов пищеварения" болезней полости рта, слюнных желез и челюстей (за исключением зубного протезирования).
* * *
В заключение еще раз отметим, что по сравнению с Программой на 2015 год в Программе госгарантий:
- продолжена конкретизация программы в части установления предельных сроков ожидания оказания медицинской помощи;
- предусмотрена возможность финансового обеспечения за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов (в случае передачи органами государственной власти субъектов РФ соответствующих полномочий в сфере охраны здоровья граждан органам местного самоуправления) зубного протезирования отдельным категориям граждан;
- продолжен переход от валовых показателей объема медицинской помощи (посещения, койко-дни, пациенто-дни) к показателям, характеризующим законченные случаи лечения пациентов;
- внесены корректировки в перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи;
- конкретизирован перечень заболеваний и состояний, медицинская помощь при которых оказывается бесплатно (разд. III Программы госгарантий), путем обособления в рамках класса "болезни органов пищеварения" болезней полости рта, слюнных желез и челюстей (кроме зубного протезирования).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 19.12.2015 N 1382.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"