Мы - коллектив больницы (медсестры и санитарки). В начале 2015 года в стационаре ввели систему баллов, т.е. труд сотрудников оценивается по многим параметрам. Для разных должностей свои параметры и свое максимальное количество баллов. Оценку эффективности и выставление баллов ежемесячно производит непосредственный руководитель - старшая сестра у медсестер и санитарок и заведующая отделением у врачей. В планово-экономическом отделе было сказано, что стоимость 1 балла каждый месяц разная, нефиксированная. Таким образом в один месяц стоимость одного балла может быть 150 руб., в другой - 50 руб., в третий - 90 руб. Обычно максимальное количество баллов для медсестры - 15-17, для санитарок - примерно 10-13. На вопрос "почему так?" внятного ответа от руководства не последовало. В итоге зарплата медсестры со стажем 10 лет и первой категорией на ставку составляет примерно 25 тыс. рублей и ниже (с уже вычтенным налогом, т.е. "на руки"). Дополнительные соглашения по этой системе оплаты давали подписать без проставления суммы и количества баллов, без описания всех параметров этих баллов. Что нам делать?
Для ответа на Ваши вопросы необходимо ознакомиться со всеми документами, регулирующими действующую в Вашем учреждении систему оплаты труда.
Правовое обоснование:
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 ТК РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.