О некоторых вопросах, связанных с вынесением призывной комиссией решения о том, что гражданин, достигший 27-летнего возраста, не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (по материалам судебной практики)
А.В. Ефремов,
начальник юридического отделения военного
комиссариата Чувашской Республики
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 9, сентябрь 2015 г., с. 81-87.
При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, подп. "в" п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.
Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Председатель призывной комиссии объявляет заключение гражданину, в отношении которого оно принято, и по заявлению гражданина в течение пяти дней со дня обращения вручает ему копию заключения либо направляет ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес.
В соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении его заключением начальник отдела (муниципального) обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в отдел (муниципальный) для получения документов воинского учета*(1).
Таким образом, порядок признания гражданина не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, нормативно установлен. Однако на практике у членов призывной комиссии иногда возникают вопросы, в том числе в отношении граждан, не достигших 27-летнего возраста, которые отбывали наказания за уголовные преступления и вышли на свободу до 1 января 2014 г., имели неснятую или непогашенную судимость и соответственно не подлежали призыву на военную службу еще до 1 января 2014 г. Встает вопрос: как быть в этих случаях? Прежде чем ответить на данный вопрос, необходимо проанализировать законодательство с учетом позиций, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации.
Так, к числу граждан Российской Федерации мужского пола, достигших 27-летнего возраста, не прошедших военную службу по призыву на законных основаниях, согласно п. 1.1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" относятся:
1) граждане, освобожденные от призыва на военную службу:
- признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
- проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
- проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
- прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
2) граждане, воспользовавшиеся правом на освобождение от призыва на военную службу:
а) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации ученую степень;
б) являющиеся сыновьями (родными братьями):
- военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов;
- граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военной службы по призыву, после увольнения с военной службы либо после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов;
3) граждане, не призванные на военную службу в связи с производством в отношении их дознания либо предварительного следствия или в связи с передачей в суд уголовного дела в отношении их;
4) граждане, освобожденные от исполнения воинской обязанности в связи с признанием не годными к военной службе по состоянию здоровья;
5) граждане, не призванные на военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу;
6) граждане, не призванные на военную службу в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии.
Все остальные граждане, не относящиеся к перечисленным выше категориям, с 1 января 2014 г. официально именуются "гражданами, не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований". В частности, такой статус имеют молодые люди, которые до достижения 27-летнего возраста уклонялись от призыва на военную службу путем выезда на временное проживание за пределы Российской Федерации, выезда на другое место жительства в пределах России без извещения об этом военного комиссариата, неявки в военный комиссариат по вызовам, отказа от получения повестки и т.п. К этой же категории относятся граждане, не призванные на военную службу в связи с отбыванием наказания в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы, а также в связи с наличием неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления.
Важно заметить при этом, что статус "гражданина, не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований" перечисленные выше лица приобретают не автоматически, а на основании специального заключения призывной комиссии*(2), которое принимается по достижении указанными лицами возраста 27 лет при зачислении их в запас. При этом, на основании указанного заключения призывной комиссии в документы воинского учета такого гражданина вносится запись о том, что он не проходил военную службу по призыву, не имея на то законных оснований*(3).
Заключение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации в течение трех месяцев со дня принятия обжалуемого заключения или в суд. Жалоба гражданина на заключение призывной комиссии должна быть рассмотрена в течение одного месяца со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае обжалования гражданином заключения призывной комиссии действие этого заключения приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда*(4).
Важность принятия заключения членами призывной комиссии обусловлена и тем, что если даже гражданин за уклонение от призыва на военную службу и сможет каким-то образом избежать уголовного преследования, например, в связи с истечением срока давности, то поступить на государственную гражданскую службу он уже не сможет*(5).
В постановлении от 30 октября 2014 г. N 26-П*(6) Конституционный Суд Российской Федерации дал оценку конституционности п. 1 ст. 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву". Оспоренная норма являлась предметом рассмотрения как препятствующая принятию гражданина на государственную гражданскую службу и прохождению гражданином государственной гражданской службы в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Конституционный Суд признал оспоренное нормативное положение соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой оно устанавливает для лиц, не исполнивших возложенную на них конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву (при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва), дисквалифицирующее препятствие для доступа к государственной гражданской службе, сопряженного с повышенными репутационными требованиями к государственным гражданским служащим как лицам, осуществляющим соответствующую деятельность в публичных интересах, и тем самым преследует конституционно значимую цель сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка.
Оспоренное нормативное положение в то же время признано соответствующим Конституции Российской Федерации в той мере, в какой не предполагает применения установленного им ограничения, связанного с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением. В соответствии с выявленным конституционно-правовым смыслом оспоренного нормативного положения оно не предполагает применения установленного ограничения, связанного с поступлением на государственную гражданскую службу и ее прохождением, к правоотношениям с участием граждан, которые не прошли военную службу по призыву, однако по состоянию на 1 января 2014 г. были зачислены в запас, и не исключает его применения к гражданам, поступившим на государственную гражданскую службу до 1 января 2014 г., которые на указанную дату подлежали призыву на военную службу, в случае вынесения в отношении их в установленном порядке заключения призывной комиссии о признании не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Оспоренная норма признана соответствующей Конституции Российской Федерации также в той мере, в какой связывает действие ограничения на доступ к государственной гражданской службе для граждан, признанных не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, с наличием заключения призывной комиссии, которое выносится в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву, и может быть оспорено в судебном порядке.
Вместе с тем, оспоренное положение признано не соответствующим Конституции Российской Федерации как предполагающее установление бессрочного запрета на замещение должностей государственной гражданской службы для граждан, признанных не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии.
Так, если в настоящее время гражданин, не прошедший военную службу, по состоянию на 1 января 2014 г. уже не подлежал призыву на военную службу (например, в связи с наличием неснятой или непогашенной судимости), но при этом он достиг 27-летнего возраста после 1 января 2014 г., то в отношении данного лица при принятии соответствующего решения (заключения) необходимо уточнить следующие факты:
- проводились ли в отношении данного призывника, имевшего неснятую или непогашенную судимость, мероприятия медицинского освидетельствования?
- имелись ли в деле призывника документы, подтверждающие неснятую или непогашенную судимость?
При этом важно знать, что заключение призывной комиссией выносится, если гражданин достиг 27-летнего возраста, не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу. Следовательно, если гражданин не подлежал призыву на военную службу еще до 1 января 2014 г., то призывной комиссией выносится не заключение, а соответствующее решение о зачислении в запас, принятое большинством голосов членов призывной комиссии, в котором, по мнению автора, следует указать, что гражданин не прошел военную службу, не имея на то законных оснований, так как наличие неснятой или непогашенной судимости не относится к основаниям, предусмотренным пп. 1 и 2, подп. "в" п. 3, п. 4 ст. 23 и ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". Автор полагает, что в решении должно быть указано, что гражданин "не подлежал призыву на военную службу" на дату 1 января 2014 г. в связи с наличием неснятой или непогашенной судимости. Естественно, в связи с отсутствием нормативного закрепления таких положений мнения членов призывной комиссии по этому вопросу могут разойтись: с одной стороны, указанный гражданин не подлежал призыву на военную службу, но при этом ему не предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу, не было также и законных оснований для его освобождения от призыва на военную службу, с другой стороны, он уже не подлежал призыву на военную службу.
В связи с изложенным автором предлагается внести в Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663, соответствующее изменение, изложив второе предложение абз. 1 п. 34 Положения в следующей редакции:
"Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу, а также если гражданин не подлежал призыву в соответствии с подп. "а" и "б" п. 3 статьи 23 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
А пока соответствующие решения призывных комиссий оспариваются гражданами в судебном порядке.
Так, гр. Т. в период с 1 февраля 2005 г. по 1 февраля 2008 г. не подлежал призыву на военную службу, как гражданин, имеющий непогашенную судимость по ч. 1 ст. 111 Уголовного кодекса Российской Федерации. В период с 1 апреля 2008 г. по 26 октября 2014 г. Т. не проходил военную службу. Кроме того, 15 ноября 2010 г. ему была выдана справка о том, что он решением военно-врачебной комиссии был признан ограниченно годным к военной службе. 26 октября 2014 г. заявитель достиг 27 лет и 10 декабря 2014 г. призывной комиссией было вынесено заключение о том, что Т. подлежит зачислению в запас как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований по достижении 27 лет. Не согласившись с таким заключением, Т. обратился в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении его заявления. Судебная коллегия Верховного суда Республики Татарстан посчитала решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, указав при этом на то, что "юридически значимым и подлежащим выяснению по делу был факт того, являлся ли заявитель лицом, не проходившим службу и не имевшим освобождения от призыва (согласно статье 23 соответствующего Закона) либо отсрочки (статья 24 Закона) после 1 января 2014 года. При этом факт не прохождения военной службы без законных оснований до указанной даты правового значения не имеет. Учитывая, что решений об освобождении либо об отсрочке от призыва в отношении Т. не принималось, призывная комиссия при зачислении Т. в запас вправе была признать его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Доводы апелляционной жалобы о том, что военный комиссариат Т. не призывал, повесток и других извещении он не получал, правового значения по делу не имеют, поскольку для применения положений части 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" не требуется установления факта незаконного уклонения гражданина от прохождения военной службы, а необходимо установление отсутствия оснований для прохождения военной службы по призыву, предусмотренных статьями 23 и 24 названного Федерального закона"*(7).
В другом примере гражданин, подлежащий призыву на военную службу состоял на воинском учете с 5 марта 2004 г., при этом до 2013 г. законных оснований от освобождения от призыва либо получения отсрочки от призыва не имел, но в 2013 г. по результатам медицинских освидетельствований был признан временно не годным к военной службе с категорией "Г" и в 2014 г. был признан ограниченно годным к военной службе с категорией "В".
Призывная комиссия приняла решение от 13 ноября 2014 г. о зачислении в запас гражданина, достигшего 27-летнего возраста, как гражданина, не прошедшего военную службу, не имея на то законных оснований, посчитав, что такое решение должно приниматься с учетом всего периода уклонения, а именно с 11 марта 2005 г. по 10 марта 2014 г., а не только с 1 января 2014 г. С таким решением не согласился ни суд первой инстанции, куда своевременно обратился заявитель, ни суд апелляционной инстанции, который указал на то, что "юридически значимым и подлежащим выяснению по делу был факт того, являлся ли заявитель лицом, не проходившим военную службу, не имея на то законных оснований, после 1 января 2014 года, при этом суд первой инстанции правильно установил, что с 1 января 2014 года заявитель не проходил военную службу, поскольку был признан временно не годным к военной службе, то есть, имея законное основание. Доводы апелляционной жалобы военного комиссариата о факте не прохождения военной службы без законных оснований до указанной даты правового значения не имеют"*(8).
В третьем примере Судебная коллегия Верховного суда Удмуртской Республики, рассматривая гражданское дело N 33-1640/2015, в своем апелляционном определении от 18 мая 2015 г. указала, что "ссылка в апелляционной жалобе военного комиссариата на то, что в законе фиксируется хронология вынесения заключения призывной комиссии - начиная с 1 января 2014 года, а не период, в котором гражданин подлежал призыву на военную службу, не может быть принята Судебной коллегией во внимание, поскольку основана на неверном толковании норм материального права; приняв во внимание, что призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на основании указов Президента Российской Федерации осуществляется два раза в год: с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря, суд первой инстанции верно установил, что заявитель не является лицом, не проходившим военную службу, не имея на то законных оснований, после 1 января 2014 года, поскольку 5 января 2014 года он достиг 27-летнего возраста, а призывная компания в 2014 году еще не началась"*(9).
В четвертом примере Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в своем апелляционном определении от 8 апреля 2015 г. по гражданскому делу N 33-1177/2015, отменяя решение суда первой инстанции, указала на то, что "действительно, в материалах дела имеются сведения о попытках оповещения заявителя в 2012 и в 2013 годах, однако данное обстоятельство свидетельствует о том, что заявитель не проходил военную службу в иной период времени, на который вышеприведенные законоположения не распространяются, то есть до 1 января 2014 года. Так как на момент призыва весной 2014 года он достиг 27-летнего возраста, то призывная комиссия должна была принять заключение о зачислении гражданина в запас в порядке, установленном до 1 января 2014 года"*(10).
В пятом примере гражданин, подлежащий призыву на военную службу, достиг 27-летнего возраста в 2013 г., а призывная комиссия вынесла заключение в 2014 г. и признала его гражданином, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, с которым согласился и суд первой инстанции, однако судебная коллегия Ростовского областного суда апелляционным определением по делу N 33-6784/2015 от 21 мая 2015 г. решение суда первой инстанции отменила и приняла новое решение, отменив заключение призывной комиссии в полном объеме.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Раздел III "Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований" Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" от 11 ноября 2006 г. N 663.
*(2) Вынесенное призывной комиссией заключение оформляется в письменном виде путем внесения соответствующей записи в протокол заседания призывной комиссии и учетно-алфавитную книгу призывников. Дело с протоколами заседаний призывных комиссий хранится на правах документов для служебного пользования в течение 15 лет.
*(3) См. более подробно: Корякин В. М. Порядок и правовые последствия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (комментарий к Федеральному закону от 2 июля 2013 г. N 170-ФЗ) // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 10.
*(4) Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 28 и 29 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 1 декабря 2014 г. N 414-ФЗ.
*(5) Ефремов А.В. О предполагаемых изменениях в Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2013. N 11.
*(6) Постановление Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики" от 30 октября 2014 г. N 26-П.
*(7) Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 27 апреля 2015 г. по делу N 33-6330/2015.
*(8) Апелляционное определение Архангельского областного Суда от 16 марта 2015 г. по делу N 33-1353/2015.
*(9) URL: https://rospravosudie.com/court-verxovnyj-sud-udmurtskoj-respubliki-udmur tskaya-respublika-s/act-492586884/.
*(10) URL: http://vsjak.sudrfxu/modules.php?name=sud_delo&srv_num=l&name_op=ease&eas e_id=598942&result=l&delo_id=5&new=5.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О некоторых вопросах, связанных с вынесением призывной комиссией решения о том, что гражданин, достигший 27-летнего возраста, не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (по материалам судебной практики)
Автор
А.В. Ефремов - начальник юридического отделения военного комиссариата Чувашской Республики
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 9, сентябрь 2015 г.