Каким образом нормируются площади и объемы, вмененные для обслуживания дворнику (менеджера по обслуживанию придомовой территории)? Каким образом можно контролировать управляющие компании в их крайне распространенной практике: нагружать работника-дворника большими территориями для обслуживания? В силу чудовищной нагрузки на дворника эти территории не могут убираться качественно, что ведет к постоянной проблеме мусора, неубранного снега и общего запустения, которую невозможно искоренить посредством жалоб. Это ведет к реальной крепостной зависимости работника от начальства управляющей компании, которая всегда может уволить дворника на основании потока жалоб, и держит таким образом человека "на крючке", не оставляя ему абсолютно никакой возможности жаловаться на условия труда. Предусмотрено ли ТК РФ или другими нормативными актами и инструкциями по ЖК-сектору совмещение в одной трудовой ставке и индивидуальном локальном нормативном акте обязанностей и нагрузок дворника по уборке придомовой территории и уборщика лестничных клеток? Мы имеем именно такое совмещение, вмененное дворнику (обслуживание придомовых территорий близ пяти многоквартирных домов и уборка лестничных клеток, проемов, парадных в пяти многоквартирных домах, что суммарно представляет из себя запредельную и чудовищную нагрузку на одного пожилого работника). Как прекратить подобное безобразие и издевательство над человеческим достоинством со стороны ЖКС (при том, что зарплата этого дворника составляет 11 500 руб. в месяц плюс 25% премия)?
1. Нормы труда устанавливаются работодателем в локальном нормативном акте, который принимается с учетом мнения представительного органа работников (при его наличии).
Нормы обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений, утверждены Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 24 июня 1996 г. N 38. Нормы обслуживания носят рекомендательный характер.
2. Согласно Квалификационному справочнику в должностные обязанности уборщика территорий не входит уборка лестничных клеток, проемов, парадных (см. Правовое обоснование). При этом в должностные обязанности уборщика служебных помещений входит уборка лестничных клеток, проемов, парадных.
Таким образом, если работник занимает должность уборщика территорий, то для уборки помещений, расположенных в жилых домах, работодатель должен заключить с ним дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором необходимо указать содержание, объем дополнительной работы, срок ее выполнения, а также размер дополнительной оплаты за ее выполнения. Дополнительная работа осуществляется с письменного согласия работника.
Вы вправе обратиться в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
Правовое обоснование:
Статья 160 ТК РФ устанавливает, что нормы труда - нормы выработки, времени, нормативы численности и другие нормы - устанавливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, организации производства и труда.
В соответствии со ст. 159 ТК РФ работникам гарантируются государственное содействие системной организации нормирования труда и применение систем нормирования труда, определяемых работодателем с учетом мнения представительного органа работников или устанавливаемых коллективным договором.
Согласно ст. 161 ТК РФ для однородных работ могут разрабатываться и устанавливаться типовые (межотраслевые, отраслевые, профессиональные и иные) нормы труда.
Локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников. О введении новых норм труда работники должны быть извещены не позднее чем за два месяца (ст. 162 ТК РФ).
Согласно разделу 1 Приложения к Нормам обслуживания для рабочих, занятых на работах по санитарному содержанию домовладений" (утв. Постановлением Минтруда РФ от 24.06.1996 N 38) для определения численности дворников необходимо:
установить перечень и объем ручных уборочных работ, выполняемых дворниками в течение года;
определить повторяемость работ за год с учетом климатических условий и действующих на местах правил эксплуатации территорий, обслуживаемых жилищно-эксплуатационной организацией;
определить трудоемкость работ за год на основе норм, приведенных в сборнике;
рассчитать численность дворников по формулам, приведенным в общей части сборника.
Повторяемость работ за год складывается из двух составляющих: возможного количества дней конкретной работы в году, которое определяется по данным метеорологических служб, и периодичности проведения работы в эти дни, которая устанавливается в соответствии с правилами эксплуатации территорий, обслуживаемых жилищно-эксплуатационной организацией.
Например: определить повторяемость работ по подметанию территорий в г. Москве. По данным Всероссийского научно-исследовательского института метеорологической информации (ВНИИМИ), в г. Москве среднее количество дней без снежного покрова - 221 (т.е. возможное количество дней данной работы в году). Периодичность подметания в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда (раздел правила эксплуатации территорий, обслуживаемых жилищно-эксплуатационной организацией) установлена следующая:
на территориях 1 класса - 1 раз в 2 суток;
на территориях 2 класса - 1 раз в сутки;
на территориях 3 класса - 2 раза в сутки.
Следовательно, повторяемость подметания в год будет: на территориях 1 класса - 221 : 2 = 110 раз, на территориях 2 класса - 221 x 1 = 221 раз, на территориях 3 класса - 221 x 2 = 442 раза. Подобные расчеты производятся по всем видам уборочных работ, производимых дворниками.
В силу Квалификационного справочника профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 20.02.1984 N 58/3-102) характеристика работ уборщика территорий:
Уборка снега и льда, подметание проезжей части дорог и тротуаров улиц, посыпка их песком. Сгребание и откидывание снега. Наблюдение за санитарным состоянием обслуживаемой территории. Рытье и прочистка канавок и лотков для стока воды. Очистка от снега и льда пожарных колодцев для свободного доступа к ним. Поливка мостовых, тротуаров, зеленых насаждений, клумб и газонов. Периодическая промывка и дезинфекция уличных урн, очистка их от мусора.
Характеристика работ уборщика служебных помещений:
Уборка служебных помещений административных зданий, коридоров, лестниц, санузлов, общественных туалетов, пляжей, квартир. Удаление пыли, подметание и мойка вручную или с помощью машин и приспособлений стен, полов, потолков, оконных рам и стекол, дверных блоков, мебели и ковровых изделий. Чистка и дезинфицирование унитазов, ванн, раковин и другого санитарно-технического оборудования. Очистка урн от бумаги и промывка их дезинфицирующими растворами. Сбор мусора и относка его в установленное место. Соблюдение правил санитарии и гигиены в убираемых помещениях.
Согласно ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату.
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя.
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.