Разъяснения Минздрава относительно деятельности аптек, связанной с "наркотиками"
М.Р. Зарипова,
эксперт журнала
"Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2015 г., с. 9-13.
Минздрав в Письме от 21.10.2015 N 25-4/10/2-6290 разъясняет изменения в законодательстве, регулирующем порядок хранения, перевозки и учета наркотических средств и психотропных веществ. На что обращают внимание чиновники министерства, рассмотрим в статье.
В целях реализации прав граждан на облегчение боли, связанной с онкологическими заболеваниями или медицинскими вмешательствами, Федеральным законом от 31.12.2014 N 501-ФЗ в нормативно-правовые акты были внесены изменения в части назначения, выписки и отпуска обезболивающих лекарственных препаратов.
Соответствующие корректировки были введены Постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 N 807 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам, связанным с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров, и признании утратившим силу п. 3 Положения об использовании наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии".
В Письме N 25-4/10/2-6290 чиновники Минздрава информируют о новых требованиях, предъявляемых к хранению, перевозке и учету наркотических средств и психотропных веществ, а также о требованиях по их назначению и выписке.
В целях упрощения восприятия материала представим основные требования, на которые обращает внимание Минздрав, в таблице.
Нормативный документ | Суть вносимых изменений |
Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 04.11.2006 N 644 | Скорректированы сроки хранения журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (до пяти лет), в соответствии с положениями п. 8 ст. 1 Федерального закона N 501-ФЗ. При этом сроки хранения расходных и приходных документов, подтверждающих осуществление операции, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, также составляют пять лет |
Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 09.06.2010 N 419 | В соответствии с положениями Федерального закона N 501-ФЗ изменяются сроки хранения журналов регистрации операций, связанных с оборотом прекурсоров, внесенных в список I Перечня* (с десяти до пяти лет). При этом сроки хранения аналогичных журналов для прекурсоров, внесенных в список IV Перечня, остаются без изменения, то есть составляют десять лет |
Правила представления юридическими лицами отчетов о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденные Постановлением Правительства РФ N 644 | Дополнен перечень организаций, представляющих соответствующие отчеты о деятельности по обороту наркотических средств и психотропных веществ. К ним отнесены: - медицинские организации, расположенные в сельских населенных пунктах и удаленных от населенных пунктов местностях, в которых отсутствуют аптечные организации; - медицинские организации, имеющие обособленные подразделения, расположенные в указанных местностях |
Аптеки представляют сведения о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, не позднее 15 февраля 2016 года в соответствующие территориальные органы ФСКН. В состав отчетности включены: - годовой отчет о количестве изготовленных, отпущенных и реализованных наркотических средств и психотропных веществ; - сведения о запасах наркотических средств и психотропных веществ по состоянию на 31 декабря отчетного года (2015) | |
Правила перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12.06.2008 N 449 | Установлена норма о наличии обязательной специализированной охраны только при перевозке: - наркотических средств, психотропных веществ, внесенных в список I Перечня; - наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III Перечня, предназначенных для дальнейшего производства, изготовления (за исключением изготовления аптечными организациями), переработки и распределения; - наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III Перечня, реализуемых организациям оптовой торговли наркотическими средствами и психотропными веществами, а также организациям, осуществляющим хранение наркотических средств и психотропных веществ, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или для мобилизационных нужд |
Вышеуказанные требования распространяются на перевозки наркотических средств и психотропных веществ, осуществляемые производителями и импортерами наркотических и психотропных лекарственных средств, организациями оптовой торговли наркотическими и психотропными лекарственными средствами (в том числе региональными). В иных случаях перевозки наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III Перечня (например, аптечными, ветеринарными организациями), решение о необходимости привлечения специализированной охраны принимает руководитель юридического лица. Одновременно отменена норма о необходимости оформления маршрута перевозки "наркотиков". Обратите внимание, что норма о необходимости заполнения маршрута перевозки наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (сроком до одного года) установлена только для случаев осуществления перевозки с привлечением специализированной охраны | |
Правила хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.12.2009 N 1148 | Увеличен норматив запасов наркотических средств и психотропных веществ для аптечных организаций, осуществляющих деятельность по обороту наркотических средств и психотропных веществ в сфере медицинского применения, расположенных как в крупных населенных пунктах (до трех месяцев), так и в сельских и удаленных (труднодоступных) местностях (до шести месяцев). Кроме того, рассматриваемые правила дополнены нормой о возможности привлечения для охраны помещений второй категории (аптечных организаций), расположенных в сельских или отдаленных местностях, в которых отсутствуют подразделения вневедомственной или ведомственной охраны, юридических лиц, имеющих лицензию на осуществление частной охранной деятельности, - при наличии у них права оказания услуг по охране объектов путем принятия соответствующих мер реагирования на сигнальную информацию технических средств охраны, установленных на охраняемых объектах |
* Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 681. |
Во второй части Письма N 25-4/10/2-6290 чиновники Минздрава обращают внимание аптечных и медицинских организаций на изменения, внесенные в порядок выписки лекарственных препаратов, направленных на облегчение болевых ощущений. Речь идет о Приказе Минздрава РФ от 30.06.2015 N 386н, который внес изменения в Приказ Минздрава РФ от 20.12.2012 N 1175н.
Согласно внесенным поправкам:
- упрощена процедура назначения и выписывания наркотических препаратов при повторном обращении пациентов. Согласование с врачебной комиссией необходимо только при первичном назначении наркотических средств и психотропных веществ, поименованных в списках II и III Перечня, и только в случае принятия руководителем медицинской организации подобного решения, при повторном назначении указанных средств и веществ согласование с врачебной комиссией не требуется. Помимо этого, лечащий врач получил право самостоятельного назначения наркотических средств и психотропных веществ, внесенных в списки II и III Перечня, не только пациентам с выраженным болевым синдромом любого генеза, но и другим пациентам, которым требуется длительная лекарственная терапия (например, пациентам с нарушениями сна, судорожными состояниями, тревожными расстройствами, фобиями, психомоторным возбуждением);
- разрешено выписывание трансдермальных терапевтических систем, содержащих наркотические средства, на рецептурных бланках формы 148-1/у-88;
- разрешено использование печатающих устройств при оформлении рецептов формы 148-1/у-88, в том числе предназначенных для выписывания психотропных лекарственных препаратов и трансдермальных терапевтических систем, содержащих наркотические средства;
- предоставлено лечащим врачам право увеличивать норму выписки наркотических и психотропных лекарственных препаратов на один рецепт не только паллиативным больным, но и другим пациентам, нуждающимся в длительном лечении при оказании им первичной медико-санитарной помощи;
- увеличены нормы выписывания на один рецепт для препаратов морфина сульфата продолжительного действия 10 и 60 мг, фенобарбитала 50 и 100 мг;
- уменьшено количество экземпляров рецептов, оформленных на рецептурных бланках форм 148-1/у-04(л) и 148-1/у-06(л), необходимых для получения пациентами лекарственных препаратов, в том числе наркотических и психотропных, бесплатно или на льготных условиях.
Кроме того, Приказ Минздрава РФ N 386н уточнил норму, предусматривающую выписывание на рецептурных бланках формы 148-1/у-88 лекарственных препаратов, обладающих анаболической активностью (в соответствии с основным фармакологическим действием).
Одновременно данный приказ внес поправки в формы рецептурных бланков и порядок их оформления, в том числе в части уточнения сроков действия рецептов (15, 30, 60, 90 дней). Однако чиновники Минздрава обращают внимание, что указанные поправки вступают в силу с 1 января 2016 года.
* * *
В заключение отметим, что с Письмом N 25-4/10/2-6290 и разъяснениями к нему следует ознакомиться всем руководителям территориальных органов управления здравоохранения, медицинских, аптечных и иных организаций, осуществляющих оборот наркотических средств и психотропных веществ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"