Плата за водоотведение: применение повышающих коэффициентов
Е.В. Емельянова,
редактор журнала "Жилищно-коммунальное хозяйство:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 12, декабрь 2015 г., с. 50-54.
Совсем недавно на уровне Верховного суда в пользу исполнителей коммунальных услуг был решен вопрос о том, вправе ли РСО взимать плату за водоотведение на общедомовые нужды при отсутствии ОПУ сточных вод. Ответ был отрицательным. Оборотная сторона этого вывода - нюансы применения повышающих коэффициентов при расчете платы за отопление. В редакцию поступил соответствующий запрос от подписчика. Попробуем разобраться.
Суть вопроса заключается в том, вправе ли РСО выставлять к оплате УК как исполнителю коммунальных услуг стоимость услуг по водоотведению с учетом повышающего коэффициента к нормативам потребления (МКД не оборудованы ОПУ водоотведения). У читателя вызывает недоумение то, на основании каких нормативно-правовых актов РСО действует, ведь Правила предоставления коммунальных услуг, регламентирующие применение повышающих коэффициентов, не распространяются на правоотношения между РСО и исполнителем коммунальных услуг. Последний аргумент: средства, собранные за счет повышающих коэффициентов, должны оставаться в распоряжении УК для финансирования мероприятий по энергосбережению, что невозможно, если РСО требует с УК плату с учетом таких коэффициентов. Как же правильно?
Прежде всего рассмотрим порядок расчета платы за водоотведение для потребителей.
Расчет платы за водоотведение для потребителей
В силу п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг размер платы за коммунальную услугу по водоотведению, предоставленную за расчетный период в жилом помещении, не оборудованном ИПУ сточных бытовых вод, рассчитывается:
- исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленной в таком жилом помещении, определенных по показаниям ИПУ холодной и (или) горячей воды за расчетный период;
- исходя из норматива водоотведения (путем умножения норматива на количество проживающих в помещении граждан и тариф) при отсутствии приборов учета холодной и (или) горячей воды.
Действующее законодательство не обязывает собственников помещений оснащать МКД приборами учета сточных вод ни в помещении, ни в целом по дому. Соответственно, и в приложении 1 к Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306, не упоминается о применении повышающих коэффициентов к нормативу потребления коммунальной услуги по водоотведению. Точно так же в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ в редакции, действующей с 30.06.2015, говорится о применении коэффициентов к нормативу потребления только коммунальных услуг по водо- и электроснабжению.
Однако норматив водоотведения в жилых помещениях определяется исходя из суммы норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению и норматива потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению или норматива потребления холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (п. 25 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг).
Органы власти должны утверждать как базовый, так и повышенный норматив потребления, учитывающий повышающие коэффициенты. Самовольно исполнитель не вправе умножать базовый норматив на коэффициент, об этом сообщил Минстрой в Письме от 18.03.2015 N 7288-АЧ/04. Данный подход подтверждается и на практике: Решением от 07.10.2015 по делу N 12-906/2015 Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области привлек УК к административной ответственности за неправомерное увеличение размера платы за коммунальную услугу (по ч. 1 ст. 7.23.3 КоАП РФ, то есть как за нарушение правил осуществления деятельности по управлению МКД). Кстати, в связи с упоминанием повышающих коэффициентов в ч. 1 ст. 157 ЖК РФ некоторые эксперты сделали вывод, что исполнитель начиная с 30.06.2015 вправе самостоятельно увеличивать базовый норматив на коэффициент, не дожидаясь внесения соответствующих изменений в региональные акты об утверждении нормативов потребления. Представляется, это суждение неверно, в названной норме Жилищного кодекса есть указание применять коэффициенты согласно порядку, предусмотренному Правительством РФ.
В некоторых регионах власти ограничиваются утверждением базовых и повышенных нормативов потребления услуг по холодному и горячему водоснабжению. В этом случае при выполнении всех необходимых условий применения повышенных нормативов по водоснабжению норматив по водоотведению исчисляется как сумма повышенных нормативов по водоснабжению. Фактически выходит, что плата за водоотведение также увеличивается. Об этом же упомянул Минстрой в указанном выше письме: при наличии технической возможности установки приборов учета холодной и горячей воды или при отсутствии документального подтверждения наличия (отсутствия) такой возможности для расчета платы за водоотведение применяются повышенные нормативы.
В других регионах уполномоченные органы власти предусматривают базовые и повышенные нормативы потребления коммунальной услуги по водоотведению (путем суммирования соответствующих видов нормативов потребления холодной и горячей воды). Это удобно, если помещение не оснащено индивидуальными счетчиками горячей и холодной воды. Но как быть, если в помещении есть один из таких ИПУ?
Если читать п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг буквально, выходит, что при отсутствии хотя бы одного ИПУ воды при расчете объема водоотведения следует применять норматив водоотведения, равный сумме нормативов холодного и горячего водоснабжения. Между тем более справедливым представляется расчет путем суммирования фактического объема, определенного имеющимся ИПУ, и норматива потребления воды, поставка которой в помещение не измеряется счетчиком. Кстати, именно с таким подходом согласен Минстрой (см. Письмо от 21.10.2015 N 34131-ЛГ/04). Соответствующим образом следует применить и повышенный норматив водоснабжения при расчете платы за водоотведение. Если в помещении есть ИПУ, к примеру, холодной воды, а горячая вода не учитывается счетчиком, объем сточных вод будет определен путем суммирования фактического объема потребления холодной воды и расчетного (нормативного) объема горячей воды, определенного с учетом повышающего коэффициента, при условии, что собственник конкретного помещения обязан установить ИПУ горячей воды и обладает соответствующей технической возможностью.
Принципы расчета стоимости услуг РСО по водоотведению
Как было справедливо замечено выше, Правила предоставления коммунальных услуг напрямую не регулируют взаимоотношения между РСО и исполнителем коммунальных услуг. На этот счет есть специальный документ - Правила, обязательные при заключении договоров ресурсоснабжения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 N 124.
В пункте 21 данных правил содержится императивное предписание, согласно которому при отсутствии в доме ОПУ объем коммунального ресурса, поставленного в дом, определяется по формуле путем сложения потребления в помещениях дома (объем исчисляется исходя из показаний ИПУ и нормативов потребления и т.д.), а также потребления ресурса на ОДН исходя из норматива потребления. Таким образом, ввиду того, что норматив на водоотведение на ОДН отменен, объем сточных вод в отсутствие ОПУ определяется только исходя из потребления водоотведения в помещениях дома (Определение ВС РФ от 25.08.2015 по делу N 307-ЭС15-8761). РСО не вправе учитывать объем потребления холодной и горячей воды, зафиксированный соответствующими ОПУ. А это фактически прямая отсылка к изложенному выше порядку исчисления платы за водоотведение для потребителей. Вот почему при расчете стоимости услуг по водоотведению в отсутствие ОПУ сточных вод так важно знать объем потребления холодной и горячей воды в помещениях дома.
Выходит, что объем сточных вод, приобретенный УК у РСО, и объем, реализованный УК потребителям, полностью совпадают, значит, у УК не возникает никакой разницы, которая может быть направлена на финансирование мероприятий по энергосбережению во исполнение требования пп. "у(1)" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг. Такой вариант вполне допустим, с точки зрения Минстроя, именно в ситуации, когда дом не оснащен ОПУ (см. письма от 11.09.2015 N 29445-ЛГ/04, от 18.03.2015 N 7288-АЧ/04).
* * *
Одного только факта отсутствия ОПУ сточных вод недостаточно, чтобы РСО применяла повышенные нормативы потребления коммунальной услуги по водоотведению. Для определения стоимости услуг по водоотведению РСО должна обладать детальной информацией о величинах потребления холодной и горячей воды, принятых при исчислении платы за холодное и горячее водоснабжение, предоставленное в помещениях дома. Если при наличии технической возможности ИПУ холодной и (или) горячей воды не были установлены, используемые при расчете платы за водоотведение показатели нормативов водоотведения должны учитывать повышенные нормативы потребления холодной и (или) горячей воды.
Одновременно ровно в том же порядке УК рассчитывается с потребителями, у нее не возникают обязательства по проведению энергосберегающих мероприятий в силу пп. "у(1)" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"