Проверка на риски: налоговый учет рекламной лотереи
Журнал "Российский налоговый курьер", N 24, декабрь 2015 г., с. 46-48.
По какой ставке удерживать НДФЛ с выигрыша? Расходы на покупку призов нормируют? Выигрыши дешевле 100 руб. не облагаются НДС?
При розыгрыше призов в рекламных целях у компании возникают риски по НДФЛ, налогу на прибыль и НДС. Рассмотрим, в каких ситуациях организации допускают ошибки и что нужно знать, чтобы не возникло проблем с налоговой.
Ситуация первая
В рамках рекламной кампании организация выплатила победителям денежные призы и не удержала с них НДФЛ.
Когда возникает риск
Всегда, за исключением случаев, когда лотерея является стимулирующей и регулируется специальным законом.
Организация, которая выплачивает выигрыш физлицу, является налоговым агентом (письма Минфина России от 20.05.15 N 03-04-05/29026, от 04.03.15 N 03-04-05/11397 и от 26.03.14 N 03-04-05/13261). С денежного приза организатор удерживает налог и перечисляет его в бюджет (п. 4 ст. 226 НК РФ). При передаче выигрыша в натуральной форме организатор сообщает в инспекцию о невозможности удержать налог (п. 5 ст. 226 НК РФ).
Обязанности налогового агента возникают, только если организация зарегистрирована как организатор лотереи (письмо УФНС России по г. Москве от 24.09.07 N 28-11/90580). Следовательно, компания, не зарегистрированная как организатор лотереи, НДФЛ с выигрыша не удерживает (подробнее читайте во врезке справа). Это справедливо в отношении стимулирующих лотерей, проведение которых регулируется Федеральным законом от 11.11.03 N 138-ФЗ "О лотереях" (далее - Закон о лотереях, подробнее читайте во врезке на с. 48).
Для справки. Обязанности налоговых агентов по НДФЛ хотят возложить на операторов лотерей
Осенью 2015 года Минфин России предложил возложить обязанности налоговых агентов по НДФЛ на операторов лотерей. Это коснется организаций, годовая выручка которых превышает 9 млрд. руб.
По мнению чиновников, контролировать поступления от налоговых агентов проще, чем от налогоплательщиков-физлиц. На момент подписания номера в печать проект закона находится на обсуждении.
Буква закона. Стимулирующие лотереи ограниченны
С 1 июля 2014 года запрещено проведение региональных государственных лотерей, муниципальных лотерей, негосударственных лотерей и стимулирующих лотерей (ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 28.12.13 N 416-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лотереях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Организаторами государственных лотерей выступают Минфин России (распоряжение Правительства РФ от 14.09.09 N 1318-р "О проведении всероссийских государственных лотерей") и Минтруд России (распоряжение Правительства РФ от 02.05.12 N 687-р "О проведении тиражных всероссийских государственных лотерей"). А операторами являются ООО "Спортлото" и ЗАО "Государственные спортивные лотереи" (письмо ФНС России от 13.07.15 N ЕД-4-2/12231).
Ситуация вторая
Компания провела рекламный розыгрыш среди покупателей, победителям выплатила денежные призы.
Когда возникает первый риск
Если с выигрыша организация удержала НДФЛ по ставке 13%.
Ставка НДФЛ зависит от цели проведения розыгрыша. Стоимость призов рекламных лотерей, конкурсов, игр и иных мероприятий облагается по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ). В ходе розыгрыша организация рекламирует конкретную продукцию, работы или услуги.
Если лотерея не рекламная, ставка будет 13% (письмо Минфина России от 03.11.11 N 03-04-05/1-856). По 13% облагаются и выигрыши в лотереи, которые не рекламируют товары, работы или услуги компании (письмо Минфина России от 09.08.10 N 03-04-05/2-441).
Примечание. Затраты на публикацию в газете условия участия в лотерее безопаснее нормировать.
Когда возникает второй риск
Если в налоговые расходы компания включила полную стоимость затрат на проведение лотереи.
Победителем лотереи может оказаться любой покупатель. То есть круг победителей не определен. Значит, лотерея является рекламой (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.06 N 38-ФЗ "О рекламе"). Получается, расходы на проведение розыгрыша в налоговом учете нормируются. Их можно учесть в пределах 1% выручки от реализации (п. 4 ст. 264 НК РФ, письма Минфина России от 30.11.12 N 03-03-06/1/619 и от 29.08.08 N 03-03-06/1/485, постановления АС Московского округа от 25.02.15 N Ф05-621/2015, Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.10 N 09АП-13309/2010-АК).
Нормирование расходов на покупку призов направлено на то, чтобы компании не "прикрывали" рекламными акциями фактическую реализацию товаров (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.06.12 N 09АП-13838/2012).
Ситуация третья
Компания продала лотерейные билеты на участие в рекламном розыгрыше бытовой техники. Троим победителям она вручила образцы продукции.
Когда возникает первый риск
Если при продаже лотерейных билетов организация не начислила НДС.
Налогом не облагается проведение лотерей по решению госоргана (подп. 8.1 п. 3 ст. 149 НК РФ). Поэтому компания, которая по собственной инициативе проводит рекламный розыгрыш, уплачивает НДС со стоимости лотерейных билетов (определение ВАС РФ от 19.11.10 N ВАС-8505/10 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.05.12 N 09АП-12314/2012-АК, 09АП-11914/2012-АК).
Когда возникает второй риск
Если стоимость призов не включили в базу по НДС.
При передаче рекламной или сувенирной продукции компания начисляет НДС (письмо УФНС России по г. Москве от 09.02.10 N 16-15/13276 и постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 19.03.13 N А20-2704/2010). Исключение - если стоимость призов не превышает 100 руб. Тогда начислять НДС не нужно (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Но есть мнение, что начислять НДС на стоимость выигрышей не нужно. Во-первых, передача приза не является безвозмездной (участники лотереи купили лотерейные билеты). Во-вторых, розыгрыш рекламный, то есть вручение призов - это их передача для собственных нужд компании (подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ и постановление ФАС Московского округа от 22.11.13 N Ф05-14681/2013, оставлено в силе определением ВАС РФ от 29.04.14 N ВАС-2540/14).
Примечание. Вручение победителю лотереи приза - это передача для собственных нужд, которая не облагается НДС.
Ситуация четвертая
Организация опубликовала в интернете условия проведения рекламной лотереи.
Когда возникает риск
Если затраты на публикацию она целиком списала в налоговые расходы.
Оператор лотереи обязан публиковать в СМИ и в интернете:
- условия проведения лотереи, данные о ее организаторе и операторе (ч. 10 ст. 20 Закона о лотереях);
- отчет о проведении лотереи (ч. 9 статьи 20 Закона о лотереях);
- количество изготовленных, реализованных и нереализованных лотерейных билетов, сумму и количество востребованных и невостребованных выигрышей и пр. (п. 1 Состава сведений, включаемых в годовой отчет о проведении лотереи, и порядок его опубликования, приведенного в приложении к приказу Минфина России от 03.03.11 N 27н).
Затраты на соответствующие публикации обусловлены законодательством. Поэтому их можно учесть при налогообложении прибыли на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Но на коммерческую организацию, которая проводит рекламный розыгрыш, законодательство о лотереях не распространяется. Поэтому списывать стоимость публикации условий розыгрыша на основании такой нормы рискованно. Лучше отнести расходы к рекламным. И учесть в пределах норм (п. 4 ст. 264 НК РФ). Вряд ли инспекторы согласятся, что такие расходы не нужно нормировать. Поскольку сама лотерея не является рекламой продукции компании через СМИ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99