Четыре обязательных неналоговых платежа, которые Минфин разрешил включать в налоговые расходы
Е. Вайтман,
эксперт журнала "Российский налоговый курьер"
Журнал "Российский налоговый курьер", N 24, декабрь 2015 г., с. 52-56.
Плата за проезд большегрузов относится к прочим расходам. Учет утилизационного сбора зависит от категории плательщика. Экологический сбор за 2015 год платить не нужно.
При расчете налога на прибыль организация вправе учесть в расходах не только другие налоги и сборы, но и обязательные неналоговые платежи. Самые распространенные из них - страховые взносы в фонды, ввозные и вывозные таможенные пошлины (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ).
В Налоговом кодексе не говорится о прочих неналоговых платежах. Например, о новом дорожном сборе с владельцев большегрузных автомобилей, утилизационном или экологическом сборе. Лишь указано, что в налоговые расходы не включаются те обязательные сборы, которые перечислены в статье 270 НК РФ (см. таблицу справа).
Таблица
Учет налоговых и неналоговых платежей при расчете налога на прибыль
Вид налога, сбора или иного платежа | Учитывается или нет при расчете налога на прибыль |
Налоги и сборы | |
Налог на прибыль | Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ) |
НДС, предъявленный покупателю | Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ) |
Акциз, предъявленный покупателю | Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ) |
Налог на имущество | Да (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ) |
Транспортный налог | Да (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ) |
Земельный налог | Да (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ) |
Водный налог | Да (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ) |
Торговый сбор | Нет (п. 19 ст. 270 НК РФ) |
Налог на игорный бизнес | Да (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ) |
Государственная пошлина | Да (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ) |
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) | Да (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ) |
Сбор за пользование объектами животного мира | Да (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ) |
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов | Да (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ) |
Пени и штрафы по налогам и сборам | Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ) |
Неналоговые платежи | |
Страховые взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ | Да (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ) |
Страховые взносы в ФСС РФ на травматизм | Да (подп. 45 п. 1 ст. 264 НК РФ) |
Пени и штрафы по страховым взносам в ПФР, ФФОМС и ФСС РФ | Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ) |
Пени и штрафы по страховым взносам на травматизм | Нет (п. 2 ст. 270 НК РФ) |
Ввозные и вывозные таможенные пошлины | Да (подп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ) |
Плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобилями с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн (новый дорожный сбор с большегрузных автомобилей) | Да (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ) |
Утилизационный сбор за автомобили | Да (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ) |
Экологический сбор за утилизацию других видов товаров и упаковки | Да (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ) |
Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду в пределах установленных нормативов | Да (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ) |
Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду сверх допустимых нормативов, но в пределах установленных лимитов | Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ) |
Плата за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду | Нет (п. 4 ст. 270 НК РФ) |
Рассмотрим, как Минфин России рекомендует организациям отражать эти неналоговые платежи в налоговом учете
1. Новый дорожный сбор с владельцев большегрузных автомобилей
С 15 ноября 2015 года организации, имеющие в собственности автомобили с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн, обязаны перечислять плату в счет возмещения вреда автодорогам (п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 08.11.07 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ").
Плата составляет 3,73 руб. за 1 км пройденного пути (п. 1 постановления Правительства РФ от 14.06.13 N 504). С 18 ноября 2015 года предусмотрены понижающие коэффициенты (п. 2 постановления Правительства РФ от 03.11.15 N 1191):
- до 29 февраля 2016 года включительно к размеру платы применяется коэффициент 0,41;
- с 1 марта 2016 года по 31 декабря 2018 года включительно - 0,82.
Организация вправе учесть эту плату при расчете налога на прибыль (подробнее читайте во врезке на с. 54). Так считает Минфин России (письмо от 06.10.15 N 03-11-11/57133). Но не как налоги и сборы. Ведь плата за проезд большегрузов к ним не относится (ст. 13, 14 и 15 НК РФ). А как прочие расходы (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Важно. "Упрощенцы" не учитывают в расходах плату за проезд большегрузов
Перечень расходов, которые вправе признать "упрощенцы" с объектом налогообложения доходы минус расходы, является закрытым (п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
В него включены уплаченные налоги и сборы (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Плата за проезд большегрузных автомобилей не является ни налогом, ни сбором (ст. 13, 14 и 15 НК РФ). В перечне учитываемых расходов она также не упоминается. Поэтому "упрощенцы" не могут учесть ее при расчете "упрощенного" налога. Аналогичного мнения придерживается Минфин России (письмо от 06.10.15 N 03-11-11/57133).
Но только при условии, что организация использует большегрузный автомобиль в деятельности, направленной на получение доходов (п. 1 ст. 252 НК РФ).
2. Утилизационный сбор за автомобили
За каждый автомобиль, произведенный в России или ввезенный из-за границы, уплачивается утилизационный сбор (п. 1 ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.98 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", далее - Закон N 89-ФЗ). Когда автомобиль придет в негодность, за счет средств этого сбора он будет утилизирован. Без взимания с собственника дополнительной платы за утилизацию.
Плательщиками утилизационного сбора являются (п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ):
- российские автопроизводители;
- импортеры автомобилей;
- покупатели автомобилей у лиц, которые освобождены от уплаты утилизационного сбора или не уплатили его в нарушение действующих норм.
Утилизационный сбор является обязательным платежом. Но не относится к налогам и сборам, установленным налоговым законодательством (ст. 13, 14 и 15 НК РФ). Порядок отражения утилизационного сбора в налоговом учете зависит от категории плательщика и целей использования автомобиля. Минфин России разъяснил этот порядок лишь для производителей и покупателей автомобилей.
Организация является автопроизводителем
Утилизационный сбор она включает в прочие расходы (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Так рекомендует Минфин России (письма от 29.08.14 N 03-03-06/1/43346, от 11.04.14 N 03-03-06/1/16575 и от 12.03.14 N 03-03-10/10650 (это письмо ФНС России разослала по нижестоящим инспекциям письмом от 25.03.14 N ГД-4-3/5347@)).
Сбор отражается в расходах того периода, в котором у автопроизводителя возникла обязанность по его уплате (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Организация купила автомобиль у лица, не уплатившего утилизационный сбор
Она обязана сама заплатить этот сбор. Если автомобиль куплен не для перепродажи, компания учитывает его как основное средство (п. 1 ст. 257 НК РФ). При условии, что его стоимость составляет более 40 000 руб. (с 2016 года - более 100 000 руб.).
Утилизационный сбор включается в первоначальную стоимость основного средства. Организация списывает его в налоговые расходы по мере начисления амортизации автомобиля (письма Минфина России от 29.08.14 N 03-03-06/1/43346 и от 12.03.14 N 03-03-10/10650).
Минфин России не пояснил, как учитывать утилизационный сбор, если организация купила автомобиль для перепродажи. Считаем, что компания вправе поступить одним из двух способов:
- включить утилизационный сбор в покупную стоимость автомобиля. В этом случае она учтет сумму сбора только в том месяце, когда продаст автомобиль;
- отразить его как прочие расходы. Организация признает эти расходы в месяце, когда у нее появилась обязанность по уплате утилизационного сбора.
3. Экологический сбор за утилизацию других видов товаров и упаковки
Это еще один новый обязательный сбор. Его плательщиками являются производители и импортеры товаров, которые не обеспечивают утилизацию отходов от их использования (п. 7 ст. 24.2 и п. 2 ст. 24.5 Закона N 89-ФЗ). Перечень готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, утвержден распоряжением Правительства РФ от 24.09.15 N 1886-р.
Планировалось, что впервые экологический сбор нужно будет уплатить за 9 месяцев 2015 года (п. 2 ст. 23 Федерального закона от 29.12.14 N 458-ФЗ). Но на 2015 год Правительство РФ установило нулевые нормативы утилизации отходов от использования товаров. Это означает, что за 2015 год экологический сбор платить не нужно (разъяснения Минприроды России без номера и даты, размещены на сайте этого ведомства www.mnr.gov.ru 20 октября 2015 года). Возможно, обязанность по уплате сбора появится с 2016 года.
Минфин России подтвердил, что экологический сбор не является налоговым платежом. Он отличается от сборов, установленных налоговым законодательством (письмо от 13.04.15 N 03-02-07/1/20823).
Ведомство не уточнило, как отражать экологический сбор в налоговом учете. Но этот сбор аналогичен утилизационному. Оба сбора введены одним нормативным актом - Законом N 89-ФЗ.
Автопроизводители включают утилизационный сбор в прочие расходы (письма Минфина России от 29.08.14 N 03-03-06/1/43346, от 11.04.14 N 03-03-06/1/16575 и от 12.03.14 N 03-03-10/10650). Эту же логику можно распространить на учет экологического сбора.
4. Плата за выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, но лишь в пределах нормативов
В налоговом учете платежи за предельно допустимые выбросы загрязняющих веществ относятся к материальным расходам (подп. 7 п. 1 ст. 254 НК РФ и письмо Минфина России от 20.01.09 N 03-03-06/2/6). Организация признает их на дату начисления платежа (подп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Плата за сверхнормативные выбросы в налоговые расходы не включается (п. 4 ст. 270 НК РФ). Но организациям устанавливаются не только нормативы допустимых выбросов, а еще и лимиты (ст. 1 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды").
Лимиты на выбросы устанавливают тем компаниям, которые не в состоянии придерживаться допустимого уровня загрязнения. Но предпринимают меры для поэтапного снижения выбросов до этого уровня (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ).
Минфин России считает, что плату за выбросы сверх допустимых нормативов, но в пределах лимитов нельзя включать в расходы (письма от 01.12.05 N 03-03-04/403 и от 03.12.04 N 03-03-01-04/1/169). Такие выбросы являются сверхнормативными. Хотя и находятся в пределах лимитов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Российский налоговый курьер"
"Российский налоговый курьер" - специализированный практический журнал для главных бухгалтеров, аудиторов и налоговых консультантов. Журнал для тех, кто хочет сдавать налоговую отчетность без проблем!
Свидетельство о регистрации средства массовой информации N 017745 от 29.09.99