Некоммерческие организации как институт гражданского общества
М.С. Меткин,
И.А. Карпинская,
студентки группы Ю3-2 юридического факультета
ФГБУ ВПО "Финансовый университет при
Правительстве Российской Федерации"
Научный руководитель:
Е.С. Якимова,
ассистент кафедры "Гражданское право" ФГБУ ВПО
"Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
Журнал "Образование и право", N 7-8, июль-август 2015 г., с. 38-46.
За последние 15-20 лет неправительственные организации набирают популярность в России. Они считаются выразителями общественного мнения, способствуют формированию гражданского общества.
На 31 декабря 2014 г. в разделе "Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях" на сайте Министерства юстиции РФ числятся более 435 тыс. некоммерческих организаций. В России деятельность НКО регламентируется Законом "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г.
В современном мире качество государственного управления напрямую связано с эффективностью и уровнем структурированности публичной политики и институтов гражданского общества. В мировой практике для деятельности некоммерческих организаций (НКО) как одного из системообразующих элементов гражданского общества характерно постоянно возрастающее влияние общественности на управленческие решения, что вызывает расширение сферы самоуправления и утверждение активной гражданской позиции. Они необходимы для установления политической стабильности, реализации конституционных прав граждан и эффективного решения социальных проблем общества.
Россия специфична разобщенностью гражданских структур и отсутствием устойчивых горизонтальных связей между ними. Это влияет на эффективность их функционирования. Сотрудничество трех секторов - государственного, коммерческого и некоммерческого - взаимовыгодно и может способствовать устойчивому развитию и консолидации демократии в стране.
Актуальность проблемы подтверждается тем, что в России со стороны государственных властей уделяется большое внимание построению и развитию основных институтов гражданского общества, что находит отражение в ежегодных посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации. Некоммерческие организации - действенная структура гражданского общества, которая служит посредником между государством и населением, организуя публичный диалог по основным вопросам развития страны, регионов, местных сообществ.
Некоммерческие организации признаются неотъемлемой частью гражданского общества. Гражданское общество является сферой жизнедеятельности относительно независимых от государства индивидов, их групп и организаций, которые взаимодействуют между собой для достижения общих целей.
"НКО, или некоммерческая организация, - это организация, для которой извлечение прибыли не является основной целью деятельности. Такие некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных и иных целей, и главной функцией их является, как правило, приносить пользу обществу" [5].
Некоммерческие организации вправе заниматься предпринимательской деятельностью в пределах, необходимых для достижения их уставных целей, но, как правило, существуют на пожертвования или на благотворительные средства от сторонних организаций, которыми часто являются государство и представители бизнеса. По этой причине НКО по основному источнику доходов для развития организации принято относить к "третьему сектору" экономики, существующему за счет пожертвований.
"Источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются в соответствии со статьей 26 ФЗ "О некоммерческих организациях": регулярные и единовременные поступления от учредителей (участников, членов); добровольные имущественные взносы и пожертвования; выручка от реализации товаров, работ, услуг; дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам; доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации; другие не запрещенные законом поступления" [5].
Законы могут устанавливать ограничения на источники доходов некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов.
Порядок регулярных поступлений от учредителей (участников, членов) устанавливается в учредительных документах некоммерческой организации.
Прибыль, полученная некоммерческой организацией, не подлежит распределению между ее участниками (членами).
Рассмотрим Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", который вступил в силу 16 мая 2014 г. Законом изменено нормативное регулирование понятия, порядка создания и осуществления деятельности юридических лиц, в том числе некоммерческих организаций, введено разделение юридических лиц на корпоративные и унитарные, изменен перечень форм некоммерческих организаций и порядок ведения некоммерческими организациями деятельности, приносящей доход (предпринимательской деятельности).
В соответствии с данным Законом некоммерческие организации вправе осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям; пп. 5 и 6 дополнены следующим содержанием: "Некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью (пункт 1 статьи 66.2 ФЗ от 5 мая 2014 года N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации").
Во всех демократических государствах, занимающих передовые позиции, развитый "третий сектор" - предмет гордости, основа гражданского общества. В его составе огромное количество различных объединений, которые работают во благо общества. Довольно часто методы и формы работы НКО по эффективности превосходят государственные организации. По этой причине во многих странах они заняты поддержкой и защитой населения, местным самоуправлением, экологией и медициной, образованием и социальной реабилитацией, оказанием специфических консалтинговых услуг, внедряя и пропагандируя удобные практики, которые иногда становятся ориентиром для правительственных программ.
Несмотря на возрастающее количество некоммерческих организаций, в нашей стране сектор НКО развит еще слабо. Социологи и экономисты индексируют его 10-15% от общего числа созданных объединений и юридических лиц в нашей стране. Поэтому развитие НКО - одна из приоритетных задач политического и экономического курса современной России.
Целесообразно рассмотреть в нашей статье изменения законодательства, регулирующего деятельность НКО:
1. В проекте федерального закона N 674850-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" полномочия Министерства юстиции РФ установлены в подп. 1 и 2 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", где предусматривается, что должностные лица Минюста не имеют права на запрос у органов управления некоммерческой организации документов, содержащих информацию о ее финансово-хозяйственной деятельности. На практике получили распространение случаи, когда должностными лицами Минюста при проведении проверок вышеуказанное ограничение не соблюдается: у проверяемых некоммерческих организаций запрашивается, например, бухгалтерский баланс (подаваемый в органы налоговой службы) или сведения, находящиеся в органах государственной статистики. По нашему мнению, принятие предлагаемых законопроектом изменений позволит более четко конкретизировать полномочия контролирующих органов, снизить нагрузку на проверяемые организации и издержки (в частности, связанные с копированием большого объема документов), минимизировать риски злоупотреблений со стороны контролирующих органов.
2. Федеральным законом от 21 февраля 2014 г. N 18-ФЗ "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях" (законопроект внесен Правительством РФ) введены дополнительные основания для проведения внеплановых проверок деятельности некоммерческих организаций (истечение срока устранения ранее выявленных нарушений, поступление в органы Минюста информации о нарушении действующего законодательства или о наличии признаков экстремизма, приказ руководителя органа Минюста в соответствии с поручением Президента, Правительства РФ или требования прокурора).
3. В настоящее время идет разработка двух законов - новой редакции закона "О некоммерческих организациях" и закона "О праве граждан на объединение", который должен заменить действующий Закон "Об общественных объединениях". Новый закон об НКО будет регулировать гражданско-правовые отношения, а закон о праве на объединение - публично-правовые отношения некоммерческих организаций. "Таким образом, вопрос об имуществе, реорганизации, финансировании или ликвидации организаций будет решен в законе об НКО, а вопрос об их деятельности, об отношениях с государством - в законе о праве граждан на объединение", - говорит М.А. Федотов. Остальные действующие законы - "О политических партиях", "О свободе совести и о религиозных объединениях" и другие отраслевые законодательные акты - предстоит увязать с этими рамочными законами.
Однако, по мнению председателя ассоциации "Агора" Павла Чикова, Закон об НКО противоречит Гражданскому кодексу в части организационно-правовых форм некоммерческих организаций, а положение об иностранных агентах - договору агентирования, которое содержится во второй части Гражданского кодекса. Такой договор предполагает действие в чьих-то интересах, а понятие иностранного агента трактуется шире [9].
4. 7 марта 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 147-ФЗ "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях". Законом введено дополнительное основание для проведения внеплановой проверки деятельности некоммерческих организаций: поступление в органы Минюста информации об осуществлении деятельности некоммерческой организации, выполняющей функции иностранного агента, не включенной в предусмотренный Законом соответствующий реестр; органы Минюста наделены правом самостоятельно принимать решение о включении той или иной некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Российские власти продолжают проводить внезапные проверки НКО, которые ведут к появлению новых "иностранных агентов". Многие попытки оспорить данный статус в ходе судебных процессов не увенчались успехом, некоторые обращения такого рода по-прежнему находятся в производстве. Часть НКО должны заплатить огромные штрафы за отказ от добровольного вступления в реестр "иностранных агентов", чего они не могут выполнить по своему финансовому состоянию. Последствием таких событий стало закрытие ведущих НКО, а также негативное влияние на деятельность десятков других организаций и способность независимого гражданского общества существовать без страха преследования. В декабре 2014 г. и январе 2015 г. официальный список НКО, зарегистрированных в качестве "иностранных агентов" был расширен. Среди них оказались "Гражданский контроль", "Ресурсный правозащитный центр", "Человек и закон", Общероссийское общественное движение "За права человека", "Комитет против пыток", Московская школа гражданского просвещения и Сахаровский центр; в России насчитывается 41 организация, включенная в список иностранных агентов. В настоящее время ситуация изменилась, и 18 февраля 2015 г. комитет Госдумы по делам общественных объединений одобрил президентский законопроект о порядке исключения некоммерческих организаций (НКО) из реестра иностранных агентов.
Более того, существует идея, согласно которой добровольный выход из реестра и отказ от иностранного финансирования позволят организации получить грант из бюджета России.
Зампред комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ольга Казакова указала четыре основания, по которым Минюст сможет исключить НКО из реестра: "Первое основание (для исключения из реестра) касается того, что организация либо ликвидируется, либо претерпевает реорганизацию и, соответственно, выводится из данного реестра. Поправки позволяют НКО подавать заявление об исключении из реестра, если организация в течение года не получала иностранного финансирования, доказала, что не занимается политической деятельностью, или в течение трех месяцев успела отказаться от - зарубежных денег и вернула их - жертвователю. НКО, вышедшая из - реестра, но затем включенная в него повторно, сможет подать заявление о выходе только через три года" [4].
Мы согласны с мнением Александра Тарнавского, члена партии "Справедливая Россия", о том, что исключение из реестра на срок от одного до трех лет является слишком большим [1].
Анализируя вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что и Закон 2014 г., и законопроект, который рассматривается сейчас, имеют как ряд сторонников, так и противников подобных положений. Сторонники Закона утверждают, что он полностью воспроизводит положения американского закона FARA, из чего, по их мнению, следует соответствие российского закона международным демократическим нормам. Критики российского Закона указывают, что FARA (в его нынешнем виде, с учетом всех поправок) направлен на лоббистские фирмы, в то время как российский Закон прямо и явно направлен на неправительственные организации. Более того, аргументов против Закона намного больше, чем "за", что, в свою очередь, также позволяет сделать вывод о его неэффективности и нецелесообразности.
Важнейшее место в парадигме нового общественного устройства, по мнению многих авторов, может занять теория и практика современного некоммерческого сектора, который призван решить важнейшую задачу - сбалансировать интересы частного, корпоративного и общественного характера. Таким образом, НКО необходимо развивать, чему способствует Институт проблем гражданского общества.
В целях обеспечения государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты, Президент РФ 25.07.2014 издал Распоряжение N 243-рп "Об обеспечении в 2014 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты", предоставляющее некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества и реализующим социально значимые проекты, субсидии, предусмотренные в федеральном бюджете на 2014 г., в размере 1 000 000 тыс. руб. на проведение конкурсов и выделение по их результатам грантов другим некоммерческим неправительственным организациям для реализации ими социально значимых проектов.
Институт проблем гражданского общества проводил конкурс на основании Распоряжения Президента РФ от 17 января 2014 г. N 11-рп. Количество поступивших заявок большое, так, в 2014 г. операторы обработали 2 936 заявки и отобрали 347 проектов, направленных на поддержание здоровья нации, развитие знаний, молодежь и благотворительность.
Список литературы
[1] "Газета.ру" // [Электронный ресурс]. - Электронное издан. - 2015 - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/politics/2015/01/20_a_6382009.shtml (Дата обращения 20.02.2015).
[2] Проект федерального закона N 674850-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
[3] Распоряжение Президента РФ 25.07.2014 г. N 243-рп "Об обеспечении в 2014 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты" // Собрание законодательства РФ. 28.07.2014. N 30 (часть II). Ст. 4299.
[4] Сетевое издание "РИА Новости" // [Электронный ресурс]. - Электронное издан. - 2015-Режим доступа: http://ria.ru/society/20150225/1049459880.html (Дата обращения 25.02.2015).
[5] Федеральный закон "О некоммерческих организациях" от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 145.
[6] Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".
[7] Федеральный закон от 21 февраля 2014 года N 18-ФЗ "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
[8] Федеральный закон от 4 июня 2014 года N 147-ФЗ "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
[9] Электронное периодическое издание "Ведомости" // [Электронный ресурс]. - Электронное периодическое издан. - 2015 - Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2015/02/19/dva-zakona-dlya-agen tov (дата обращения 19.02.2015).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Меткина М.С., Карпинская И.А. Некоммерческие организации как институт гражданского общества
Metkina M.S., Karpinskaya I.A. Non-profit organizations as institute of civil society
М.С. Меткина, И.А. Карпинская - студентки группы Ю3-2 юридического факультета ФГБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации"
M.S. Metkina, I.A. Karpinskaya - students of Yu3-2 group of law department of Federal State Budgetary Institution VPO "Finansovy universitet pri Pravitelstve Rossiyskoy Federatsii"
Научный руководитель: ассистент кафедры "Гражданское право" ФГБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации" Якимова Е.С.
Research supervisor: assistant to Civil law chair of Federal State Budgetary Institution VPO "Finansovy universitet pri Pravitelstve Rossiyskoy Federatsii" Yakimova E.S.
Статья посвящена анализу роли некоммерческих организаций в гражданском обществе, их эффективному воздействию на экономическое и социальное развитие. Исследованы нововведения и изменения в Законе "О некоммерческих организациях" от 12 января 1996 г., Гражданском кодексе РФ и иных нормативно-правовых актах. Рассмотрено введение дополнительного основания для проведения внеплановой проверки деятельности некоммерческих организаций и наделение органов Минюста правом самостоятельно принимать решение о включении той или иной некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Article is devoted to the analysis of a role of non-profit organizations in civil society, to their effective impact on economic and social development. Innovations and changes in the Law "About Non-profit Organizations" of January 12, 1996, the Civil code of the Russian Federation and other normative legal acts are investigated. Introduction of the additional basis for carrying out unscheduled inspection of activity of non-profit organizations and investment of bodies of Ministry of Justice with the right independently to make the decision on inclusion of this or that non-profit organization in the register of the non-profit organizations which are carrying out functions of the foreign agent is considered.
Ключевые слова. Некоммерческие организации, НКО, иностранный агент, проведение проверок, гражданское общество, изменение, баланс интересов, экономика, сектор.
Keywords. Non-profit organizations, NPO, foreign agent, carrying out checks, civil society, change, balance of interests, economy, sector.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.