Практические аспекты процессуальных нарушений при взыскании недоимок по налогам в бюджет
А.А. Семенцова,
бакалавр юриспруденции, магистрант Финансового
Университета при Правительстве Российской Федерации,
ведущий консультант ФАС России
Журнал "Образование и право", N 7-8, июль-август 2015 г., с. 224-228.
В Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - НК РФ) определено понятие недоимки. Так, согласно ч. 2 ст. 44 НК РФ, недоимка - это сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок.
Согласно ст. 31 НК РФ, налоговый орган обязан взыскивать недоимки, пени и штрафы в порядке, установленном НК РФ.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
В соответствии со ст. 70 НК РФ при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Статьей 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента).
Под денежными средствами и имуществом организации или индивидуального предпринимателя, за чей счет в установленном порядке должно производиться взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, понимаются денежные средства налогоплательщика (плательщика сборов) на счетах в банках, их наличные денежные средства, а также иное имущество, перечисленное в ст. 47, 48 НК РФ [4].
Так, в ст. 47 НК РФ установлено, что взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве" [5].
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится последовательно в отношении:
1) наличных денежных средств и денежных средств в банках;
2) имущества, не участвующего непосредственно в производстве продукции (товаров), в частности: ценных бумаг, валютных ценностей, непроизводственных помещений, легкового автотранспорта, предметов дизайна служебных помещений;
3) готовой продукции (товаров), иных материальных ценностей, не участвующих и (или) не предназначенных для непосредственного участия в производстве;
4) сырья и материалов, предназначенных для непосредственного участия в производстве, а также станков, оборудования, зданий, сооружений и других основных средств;
5) имущества, переданного по договору во владение, в пользование или распоряжение другим лицам без перехода к ним права собственности на это имущество, если для обеспечения исполнения обязанности по уплате налога такие договоры расторгнуты или признаны недействительными в установленном порядке;
6) другого имущества, за исключением предназначенного для повседневного личного пользования индивидуальным предпринимателем или членами его семьи, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок обращения взыскания на имущество должника регламентируется Федеральным законом от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". Обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю [5]. Таким образом, итогом взыскания недоимки является поступление денежных средств в бюджет. Тем самым есть основания рассматривать недоимку как денежное взыскание.
Вместе с тем? в настоящее время показатели эффективности налогового органа, который обладает необходимыми полномочиями и имеет необходимые рычаги по взысканию налоговой задолженности, на практике отнюдь не прогрессируют [3]. Так, согласно данным Росстата, недоимка по налоговым платежам в Российской Федерации на 1 января 2011 г. составила 314,3 млрд. рублей (44,7% от общей задолженности).
По состоянию на 1 января 2013 г. недоимка по налоговым платежам составила 346,3 млрд. рублей (47,5% от общей задолженности) и по сравнению с 1 января 2011 г. увеличилась на 9,3%.
Недоимка по налоговым платежам на 1 января 2015 г., составившая 430,3 млрд. рублей (47% от общей задолженности), по сравнению с 1 января 2013 г. увеличилась на 20%.
Таким образом, в Российской Федерации наблюдается существенный рост недоимки - неуплаченной в бюджет суммы налога или сбора, что свидетельствует о существовании практических проблем при применении налогового законодательства в данной сфере и о необходимости их выявления и решения.
К одной из таких проблем можно отнести несоблюдение должностными лицами налоговых органонов сроков направления документов, нарушение процессуальных мероприятий, предусмотренных действующим налоговым законодательством. Так, Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 27.08.2013 г. N Ф09-8523/13, учитывая установленные законодательством сроки выявления недоимки и сроки на бесспорное взыскание налоговым органом задолженности, пришел к обоснованному выводу о пропуске налоговым органом трехмесячного срока извещения налогоплательщика.
Кроме того, судом было установлено, что налоговая проверка в отношении налогоплательщика не проводилась, следовательно, налоговым органом нарушен порядок исчисления и взыскания налога в отношении земельного участка, используемого предпринимателем в предпринимательских целях, в силу чего направление требования с предложением уплаты недоимки являлось неправомерным [2, с. 23-35]. В итоге жалоба налогового органа оставлена без удовлетворения, а, согласно ст. 70 НК РФ, налоговая инспекция потеряла право на истребование недоимки. Кроме того, существуют случаи признания позиции налогоплательщика о произведении налоговым органом незаконного зачета задолженности, по которой истек срок на принудительное взыскание, в счет имеющейся переплаты, правомерной, что подтверждается в Постановлении ФАС Поволжского округа от 01.04.2014 г. по делу N А65-15360/2013. В соответствии с позицией, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.09.2009 г. N 6544/09, поскольку зачет является разновидностью (формой) уплаты налога, на него распространяются общие положения НК РФ, определяющие сроки реализации права налоговых органов на принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов, которые подлежат применению, в том числе, при произведении зачета сумм излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности. Следовательно, ст. 78 НК РФ не допускает возможности проведения зачета излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, по которой сроки на принудительное взыскание, установленные в ст. 46-48, 69, 70 и 78 НК РФ, истекли. Таким образом, зачет, произведенный налоговым органом в 2013 г. по недоимке за 1 квартал 2009 г., являлся незаконным. Таким образом, можно сделать вывод, что для решения вопросов, связанных с недоимкой по налогам, следует не только учитывать совершенствование действующего законодательства, раскрытие схем ухода от уплаты недоимки, но и обратить внимание должностных лиц налоговых органов на соблюдение сроков и порядка при установлении и взыскании недоимки, а именно не допускать процессуальных нарушений.
Для предотвращения указанных нарушений должностными лицами налоговых органов Российской Федерации целесообразно обеспечить применение к последним дисциплинарных взысканий, а также организовать контроль над их исполнением [1, с. 13-18]. Так, статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрены следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Вместе с тем, согласно Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", для государственных гражданских служащих Российской Федерации, к которым, в том числе, относятся должностные лица налоговых органов Российской Федерации, помимо перечисленных дисциплинарных взысканий, предусмотрено такое дисциплинарное взыскание, как предупреждение о неполном должностном соответствии. Обязательное применение указанных санкций к должностным лицам налоговых органов Российской Федерации может способствовать уменьшению количества нарушений при осуществлении взыскания налоговой недоимки.
Список литературы
[1] Галушкин А.А., Грудцына Л.Ю. Проблемы правового обеспечения адвокатской деятельности // Право и управление. XXI век. 2014. N 3 (32).
[2] Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. К вопросу о признании прав человека комплексной отраслью российского права // Государство и право. 2009. N 1.
[3] Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Толковый словарь юридических терминов. Москва, 2007.
[4] Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 г. N 64 "О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления", п. 20.
[5] Федеральный закон от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", ст. 69.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Семенцова А.А. Практические аспекты процессуальных нарушений при взыскании недоимок по налогам в бюджет
Sementsova A.A. Practical aspects of procedural violations when collecting shortages on taxes in the budget
А.А. Семенцова - бакалавр юриспруденции, магистрант Финансового Университета при Правительстве Российской Федерации, Ведущий консультант ФАС России
A.A. Sementsova - bachelor of law, undergraduate of Financial University at the Government of the Russian Federation, Leading consultant of FAS Russia
В данной статье рассмотрена проблема роста недоимки по налогам в бюджет Российской Федерации. Проанализированы практические аспекты процессуальных нарушений при взыскании недоимок. Особое внимание обращается на практические проблемы при применении налогового законодательства в данной сфере, необходимость их выявления и решения. К одной из таких проблем отнесено несоблюдение налоговыми органами сроков направления документов, нарушение процессуальных мероприятий, предусмотренных действующим налоговым законодательством.
In this article the problem of growth of a shortage on taxes in the budget of the Russian Federation is considered. Practical aspects of procedural violations when collecting shortages are analysed. Special attention is paid on practical problems at application of the tax law in this sphere, need of their identification and the decision. Non-compliance with terms of the direction of documents by tax authorities, violation of the procedural actions provided by the existing tax law is referred to one of such problems.
Ключевые слова. Недоимка по налогам, бюджет, налоговый орган, должностные лица, показатели недоимки, взыскание налога.
Keywords. A shortage on taxes, the budget, tax authority, officials, shortage indicators, collecting a tax.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.