В нашем учреждении была проведена специальная оценка условий труда 13.08.2015 г. Ознакомление с карточками по специальной оценке условий труда (СОУТ) с сотрудниками начали проводить с 07.12.2015 г. При ознакомлении выяснилось, что отчет по СОУТ экспертом подписан 14.08.2015 г., также стоят подписи членов комиссии, но без даты. У сотрудников учреждения возникли вопросы, поэтому инициировали коллективное собрание, куда пригласили для разъяснения юриста учреждения. На собрании были заданы вопросы по СОУТ, а именно: какого числа подписан отчет по СОУТ комиссией, нам было отвечено, началом декабря. При этом с какого числа на основании статьи 147 ТК РФ должна производиться компенсационная выплата в размере не менее 4% от оклада - непонятно. Дополнительный отпуск за вредные условия на основании статьи 117 ТК РФ нам будет предоставляться 7 дней и не более. Мы привели доводы о том, почему на основании статьи 423 ТК РФ не применяется Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 (далее по тексту - Список); Инструкция о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденную постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20. С учетом решения Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2013 г. N АКПИ12-1570 для установления конкретной продолжительности дополнительного отпуска работодатель может использовать Список, а также на основании Определения Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 N 135-О ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней должен предоставляться всем работникам в соответствии со статьей 117 ТК РФ включая тех, чьи профессии, должности или выполняемая работа не предусмотрены Списком, что только в случаях, когда по определённой профессии или должности Списком предусмотрены более высокие компенсации работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, подлежит применению Список, в остальных случаях продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска не может быть менее 7 календарных дней. Нам все равно было отказано в предоставлении дополнительного отпуска на основании вышеизложенного. На основании статьи 118 ТК (постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22.09.1977 N 870 "О мерах по дальнейшему улучшению народно здравоохранения" и постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 16.10.1986 N 1240); участковым врачам и участковым медицинским сестрам территориальных участков предоставлялся дополнительный трехдневный отпуск, за непрерывную работу в этих должностях свыше 3 лет. В предоставление данного отпуска нам отказано со ссылкой на то, что данный отпуск не указан в карте по СОУТ и ст. 118 ТК одно и то же, что и ст. 117 ТК РФ. Вопрос, связанный с продолжительностью рабочей недели, на основании статьи 350 ТК РФ и Постановление Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 "О продолжительности рабочего времени медицинских работников в зависимости от занимаемой ими должности и (или) специальности". Право на сокращенную 33-часовую рабочую неделю врачам, проводящим исключительно амбулаторный прием больных. Рабочую неделю врачам-специалистам ставят 39 часов. Просим дать нам разъяснения по вопросам: 1. применения Списка цехов по дополнительному отпуску за вредные условия труда; 2. предоставления дополнительного отпуска участковым врачам и медицинским сестрам в размере 3 дней за стаж; 3. применения Постановления Правительства РФ от 14.02.2003 N 101; 4. от какого числа должно считаться подписание отчета по СОУТ: от 14.08.2015 г. или от начала декабря?
(1) После проведения специальной оценки условий труда Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22), не подлежит применению.
После проведения специальной оценки условий труда работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда, устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, минимальная продолжительность которого составляет 7 календарных дней.
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника может быть увеличена и устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
(2) Участковые врачи и участковые медсестры имеют право на ежегодный дополнительный оплачиваемый 3-дневный отпуск за соответствующий стаж работы свыше 3-х лет (см. Правовое обоснование).
(3) Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации. Согласно Постановлению Правительства РФ от 14.02.2003 N 101 врач, который проводит исключительно амбулаторный прием больных, имеет право на сокращенную 33-часовую рабочую неделю.
(4) Ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись работодатель обязан произвести в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются результаты проведения специальной оценки условий труда. После этого отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии (для этих действий срок не установлен).
Если работодатель не предоставляет каких-либо гарантий и компенсаций, установленных трудовым законодательством, то за защитой своих прав работники вправе обратиться в территориальный орган Роструда - государственную инспекцию труда (в том числе через данный ресурс), а также в суд.
Правовое обоснование:
Федеральным законом от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 421-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2014, в ТК РФ внесены изменения, устанавливающие дифференцированный подход к определению вида и объема гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда (ст. 92, 117, 147 ТК РФ).
При этом отнесение условий труда на рабочих местах к вредным или опасным условиям труда в целях, предусмотренных трудовым законодательством, с 01.01.2014 должно осуществляться на основании результатов специальной оценки условий труда в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Федеральный закон N 426-ФЗ).
До вступления в силу федеральных законов N 426-ФЗ и N 421-ФЗ гарантии и компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на основании результатов аттестации рабочих мест в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 870 (признано утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 N 726).
При этом переходными положениями ст. 15 Федерального закона N 421-ФЗ предусмотрено, что при реализации в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона N 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
Таким образом, к моменту вступления в силу Федерального закона N 421-ФЗ виды и достигнутые размеры предоставляемых гарантий (компенсаций) работникам, на рабочих местах которых по результатам проведенной до 31.12.2013 аттестации рабочих мест по условиям труда установлены вредные (опасные) условия труда, должны сохраняться до улучшения условий труда на данных рабочих местах, подтвержденного результатами проведения специальной оценки условий труда.
В соответствии со ст. 27 Федерального закона NN 426-ФЗ результаты ранее проведенной работодателями аттестации рабочих мест по условиям труда действуют в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев, требующих в соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 426-ФЗ проведения внеплановой специальной оценки условий труда.
Пересмотр предоставляемых компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, возможен по результатам специальной оценки условий труда, при этом улучшением условий труда считается уменьшение итогового класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.
Согласно ст. 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.
Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.
Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.
На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, установленную частью второй настоящей статьи, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.
Согласно п. 32 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.09.1977 N 870 "О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения" с 1 января 1979 г. установлен ежегодный дополнительный оплачиваемый 3-дневный отпуск врачам участковых больниц и амбулаторий, расположенных в сельской местности, участковым терапевтам и педиатрам территориальных участков городских поликлиник, выездных бригад станций и отделений скорой и неотложной медицинской помощи, станций санитарной авиации и отделений плановой и экстренной консультативной помощи за непрерывную работу в указанных учреждениях и на территориальных участках свыше трех лет.
Согласно п. 5 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР, ВЦСПС от 16.10.1986 N 1240 "О повышении заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения" распространить действие пункта 32 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 сентября 1977 г. N 870 на старших врачей станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи и заведующих терапевтическими и педиатрическими отделениями поликлиник, а также на участковых медицинских сестер терапевтических и педиатрических территориальных участков.
Для медицинских работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 39 часов в неделю. В зависимости от должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени медицинских работников определяется Правительством Российской Федерации (ч. 1 ст. 350 ТК РФ).
В соответствии с Перечнем должностей и (или) специальностей медицинских работников, организаций, а также отделений, палат, кабинетов и условий труда, работа в которых дает право на сокращенную рабочую 33-часовую рабочую неделю (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.02.2003 N 101) врач, который проводит исключительно амбулаторный прием больных, имеет право на сокращенную 33-часовую рабочую неделю.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда":
- организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет отчет о ее проведении, в который включаются результаты проведения специальной оценки условий труда (п. 1);
- отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчету (п. 2);
- работодатель организует ознакомление работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5).
Согласно ст. 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
В соответствии со ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется Федеральной службой по труду и занятости (Роструд) и ее территориальными органами (государственными инспекциями труда). За защитой своих трудовых прав работник может обратиться в государственную инспекцию труда по месту нахождения работодателя, в том числе через данный ресурс.
Работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). При пропуске по уважительным причинам сроков они могут быть восстановлены судом. Трудовые споры рассматриваются районными (городскими) судами по месту нахождения работодателя.
При этом необходимо иметь в виду, что государственный инспектор труда не вправе выдавать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению, по искам, принятым к рассмотрению судом, или вопросам, по которым имеется решение суда (ч. 2 ст. 357 ТК РФ). Таким образом, подавая иск в суд, работник утрачивает возможность защиты своих трудовых прав посредством обращения в государственную инспекцию труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", январь 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.