В соответствии со ст. 57 ТК РФ работодатель имеет право предусмотреть внутренними положениями любые дополнительные выплаты работникам, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством. Ст. 3 ТК РФ запрещает дискриминацию в сфере труда, в том числе по гендерному признаку. В положении организации имеется пункт, согласно которому женщинам при рождении или усыновлении ребенка выплачивается дополнительная материальная помощь. Не является ли такой пункт дискриминацией в отношении мужчин? Ведь, во-первых, законодательство РФ ставит мужчин и женщин в равные права при возможности получения единовременного пособия при рождении ребенка и при предоставлении отпуска по уходу за ребенком, т.е. несмотря на то, что рожает женщина, воспользоваться правом на выплату может и мужчина, во-вторых, в случае с усыновлением даже физически нет разницы в том, кто это сделал мужчина или женщина. Если это законно, то может ли работодатель на тех же принципах ввести выплату всем мусульманам в Рамадан, ведь они должны потратиться на покупку барана, а другие нет. Если нет, то в чем разница?
Действующее законодательство не содержит норм, регулирующих порядок выплаты материальной помощи работникам работодателем. Работодатель вправе устанавливать систему стимулирования работников по своему усмотрению, в т.ч. устанавливать различные положения о выплате материальной помощи мужчинам и женщинам, являющимся работниками. Однако если Вы считаете, что в отношении Вас допущена дискриминация, Вы можете обратиться в суд за защитой своих прав.
В соответствии со ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В своем Постановлении от 15.12.2011 г. N 28-П "По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Остаева" Конституционный суд РФ указал: "Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, в том числе ее статьи 17 (часть 3), 19 и 55 (часть 3), допускает существование различий в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, если такие различия объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании. Соответственно, при установлении гарантий государственной поддержки и социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства законодатель вправе использовать дифференцированный подход к определению характера и объема таких гарантий, предоставляемых той или иной категории граждан, с учетом конкретных социально значимых обстоятельств.".
В соответствии с ч. 4 ст. 3 ТК РФ лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.