Комментарий к определению Верховного Суда Российской Федерации от 24.11.2015 N 309-КГ15-14662
О.И. Волкова,
эксперт журнала "Оплата труда
в государственном (муниципальном) учреждении:
акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 1, январь 2016 г., с. 54-56.
В Определении ВС РФ от 24.11.2015 N 309-КГ15-14662 организация - плательщик страховых взносов оспорила требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которое выставил ПФР. Рассмотрим подробнее, чем руководствовался суд при вынесении такого решения.
Согласно ч. 1 ст. 19 Закона N 212-ФЗ*(1) в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках. При этом взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за их уплатой путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя (ч. 2 ст. 19 Закона N 212-ФЗ).
При этом до принятия решения об осуществлении взыскания орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со ст. 22 Закона N 212-ФЗ (ч. 3 ст. 19 данного закона).
В силу ч. 1 ст. 22 Закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Кроме того, ч. 4 данной статьи предусмотрено, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения:
- о сумме задолженности;
- о размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования;
- о сроке уплаты причитающейся суммы;
- о сроке исполнения этого требования;
- о мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые принимаются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов;
- об основаниях для взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
Также в названном требовании должны быть ссылки на положения Закона N 212-ФЗ, которые устанавливают обязанность плательщика уплатить страховые взносы.
Согласно ч. 5 ст. 22 Закона N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для их уплаты не обозначен в этом требовании.
Арбитры обратили внимание, что из вышеприведенных положений законодательства следует: в требовании об уплате пеней должны быть отражены размер недоимки, дата, с которой начисляются пени (установленный законом срок уплаты страховых взносов за определенный отчетный период), то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пеней.
Что касается оспариваемого требования об уплате недоимки и пеней в срок, предусмотренный фондом для добровольного исполнения, в ходе дела было установлено, что в нем не был указан отчетный период, за который выставлены недоимка и пени. Следовательно, у организации - плательщика страховых взносов не было возможности проверить расчет суммы пеней, отраженных в этом требовании. Кроме того, судом было установлено, что в требовании не были приведены сведения о сроке уплаты недоимки (отчетном периоде).
Что же касается доводов сотрудников ПФР о том, что страхователь должен знать о начисленных суммах страховых взносов и отчетном периоде, они были отклонены судом, так как данные доводы сводятся к возражениям о нецелесообразности исполнения требований закона. Кроме того, такой способ самостоятельного определения организацией - плательщиком страховых взносов отчетного периода возникновения недоимки может привести к недостоверному результату, в частности, в случае совпадения размеров платежей за различные отчетные периоды.
Таким образом, арбитры сделали вывод, что требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов недействительно, поскольку в нем отсутствует обязательная информация, установленная ч. 4 ст. 22 Закона N 212-ФЗ.
Отметим, что это не единственное решение суда, в котором требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается недействительным. В Постановлении ФАС ЗСО от 11.11.2011 N А27-3969/2011 арбитры также обратили внимание на несоответствие направленного плательщику требования нормам ч. 4 ст. 22 Закона 212-ФЗ. Сведения, указанные в требовании, не позволяют проверить обоснованность начисления пеней ввиду отсутствия необходимых данных о недоимке, на которую начислены спорные суммы пеней (отражена только общая сумма пеней по недоимке по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии без подробного расчета), и периоде начисления пеней.
Аналогичные выводы содержатся в постановлениях ФАС ПО от 30.10.2012 N А72-646/2012 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 25.12.2012 N ВАС-16612/12), ФАС ВСО от 14.06.2012 N А78-8112/2011, ФАС МО от 25.05.2012 N А41-20729/11, ФАС СЗО от 14.04.2011 N А44-3385/2010 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 15.06.2011 N ВАС-7589/11).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"