Комментарий к Федеральному закону от 28.11.2015 N 350-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 12 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
А.Б. Сухов,
эксперт журнала
"Акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Акты и комментарии для бухгалтера", N 1, январь 2016 г., с. 94-98.
Депутаты обратили внимание на то, что законодательством о валютном регулировании и валютном контроле не предусмотрен эффективный механизм возврата размещенных за рубежом денежных средств резидентов РФ. В связи с этим они приняли Федеральный закон от 28.11.2015 N 350-ФЗ "О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 12 и 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 350-ФЗ).
Согласно Федеральному закону от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон о валютном регулировании) единственным разрешенным способом возврата размещенных за рубежом денежных средств является их перевод на счет резидента в уполномоченный банк на территории РФ.
Но законодательство большинства иностранных государств позволяет зачислить денежные средства, полученные от продажи внешних ценных бумаг или в результате доверительного управления, только на счета клиента, открытые в банках на территории соответствующих государств. Таким образом, физические лица - резиденты, разместившие свои денежные средства в иностранных финансовых инструментах или передавшие их в доверительное управление управляющим-нерезидентам, вынуждены оставлять их в иностранных юрисдикциях. Иначе говоря, резиденты не могут вывести данные денежные средства в РФ без зачисления на счета, открытые в иностранных банках. Но это противоречит Закону о валютном регулировании, игнорирование его требований в таком случае является основанием для привлечения указанных лиц к административной ответственности, установленной для нарушителей ст. 15.25 КоАП РФ.
Теперь физические лица - резиденты смогут выполнять требования законодательства иностранного государства, то есть зачислять денежные средства, полученные в результате отчуждения внешних ценных бумаг либо доверительного управления, на свои счета, открытые в банках, расположенных на территории иностранного государства, а затем вывести их в РФ.
В статье 5.1 Закона о валютном контроле указывается, что на счета резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), могут быть зачислены суммы кредитов и займов в иностранной валюте, полученные по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств - членов ОЭСР или ФАТФ на срок свыше двух лет.
Здесь же перечислен ряд других случаев, когда на счета физических лиц - резидентов, открытые в банках, расположенных на территориях государств - членов ОЭСР или ФАТФ, могут быть зачислены денежные средства, полученные от нерезидентов.
Из этого списка исключены денежные средства, выплачиваемые в виде грантов, но включены:
- денежные средства, полученные физическим лицом - резидентом в результате отчуждения им внешних ценных бумаг, прошедших процедуру листинга на российской бирже либо иностранной бирже, входящей в перечень иностранных бирж, приведенный в п. 4 ст. 27.5-3 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"*(1);
- денежные средства, выплачиваемые физическому лицу - резиденту в виде дохода, полученного от передачи в доверительное управление денежных средств и (или) ценных бумаг доверительному управляющему - нерезиденту.
Для физических лиц - резидентов сделано еще одно послабление. Согласно п. 7 ст. 12 Закона о валютном регулировании резиденты, признаваемые таковыми в соответствии с данным законом, представляют налоговым органам по месту своего учета отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами в порядке, устанавливаемом Правительством РФ*(2) по согласованию с ЦБ РФ.
Здесь же указываются категории резидентов, для которых это правило необязательно. А для физических лиц - резидентов теперь будет установлен особый порядок, по всей вероятности, упрощенный. Но он сначала должен быть также утвержден Правительством РФ, а перед тем согласован с ЦБ РФ.
Уточнен также п. 10 ч. 4 ст. 23 Закона о валютном регулировании. Он предусматривает, что в целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций. Теперь дополнительно сказано, что агенты валютного контроля могут запрашивать указанные документы и в том случае, если они оформлены и выданы банками, расположенными за пределами территории РФ.
К сведению. В соответствии с п. 3 ст. 22 Закона о валютном контроле агентами валютного контроля считаются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", таможенные органы и налоговые органы.
Внесены изменения и в КоАП РФ. Согласно п. 6 ст. 15.25 этого кодекса административное наказание предусмотрено, в частности, за несоблюдение установленного порядка представления отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами.
Теперь уточнено, что и само непредставление или представление с нарушением определенного порядка указанных банковских документов будет являться отдельным нарушением, наказуемым в соответствии с ч. 6 ст. 15.25 КоАП, даже если сам отчет представлен по всем правилам.
Данной нормой в действующей редакции предусматривается наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 5 000 руб.; на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 руб. Помимо упомянутого нарушения ею устанавливается наказание за:
- несоблюдение определенного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям;
- нарушение определенного порядка представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций;
- нарушение предусмотренных правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций или паспортов сделок.
Теперь дополнительно сказано, что на граждан за нарушение указанной статьи будет налагаться штраф в размере от 2 000 до 3 000 руб.
Аналогичные изменения (в части установления отдельной ответственности за непредставление подтверждающих банковских документов) внесены и в ч. 6.1-6.5 ст. 15.25 КоАП РФ.
В эти части данной статьи введена и дополнительная ответственность для граждан, а именно:
- ч. 6.1 - от 300 до 500 руб.;
- ч. 6.2 - от 1 000 до 1 500 руб.;
- ч. 6.3 - от 2 500 до 3 000 руб.;
- ч. 6.4 - 10 000 руб.;
- ч. 6.5 - 20 000 руб.
Федеральный закон N 350-ФЗ опубликован на портале www.pravo.gov.ru 28.11.2015 и с этой даты в части изменений Закона о валютном регулировании вступил в силу, за исключением абз. 6 пп. "а" п. 1 ст. 2 Федерального закона N 350-ФЗ, который будет применяться с 01.01.2018.
Изменения, которые внесены в КоАП РФ, вступают в силу с 01.01.2016.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Об этих денежных средствах говорится в абз. 6 пп. "а" п. 1 ст. 2 Федерального закона N 350-Ф3. Для данного абзаца установлены особые сроки вступления в силу, о чем сказано в конце комментария.
*(2) См. Постановление Правительства РФ от 28.12.2005 N 819.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"