Направления оптимизации сети и численности работников государственных (муниципальных) учреждений (на примере образовательных учреждений)
О.Ю. Горбачева,
кандидат юридических наук,
доцент кафедры "Гражданское право"
Финансового университета при Правительстве РФ
Журнал "Образование и право", N 11-12, ноябрь-декабрь 2015 г., с. 214-221.
Сеть образовательных учреждений выступает в Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" в качестве одной из основных характеристик системы образования в стране. Сложности, встречающиеся на пути оптимизации образовательной сети, обусловлены, с одной стороны, комплексным характером системы образования, а с другой - ресурсными ограничениями возможностей ее развития. Иными словами, задача удовлетворения образовательных потребностей населения, реализация прав детей на образование и развитие нередко на практике вступают в противоречие с необходимостью оптимизации, поисками более эффективных моделей управления государственными финансами, направляемыми на развитие данной сферы.
Важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется Конституцией РФ (ч. 1 и 2 ст. 43) на основе конституционного принципа юридического равенства. Закрепляя право на образование, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую, в том числе, что государство и муниципальные образования, исходя из конституционного требования общедоступности, обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Постановлении от 15.05.2006 N 5-П, реализация конституционного права на общедоступное и бесплатное дошкольное образование предполагает нормативное закрепление минимальных федеральных стандартов обеспечения этого права, которые субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны учитывать, осуществляя собственное нормативное регулирование. Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу образования, и в связи с этим распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований являются нормы Конституции Российской Федерации, из которых вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий публичной власти: по смыслу ст. 7, 71 (п. "в", "з"), 75 (ч. 3), 114 (п. "а" ч. 1) и 132 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности ее ст. 43 (ч. 2) и 38 (ч. 1). Таким образом, сокращение бюджетного финансирования и ухудшение материально-технической базы образовательных учреждений не допускается.
Однако отмечается стремление оптимизировать саму сеть образовательных учреждений, где цели оптимизации - сокращение бюджетных расходов. Возникает вопрос: действительно ли это цель оптимизации либо действующим законодательством вкладывается в это понятие иной смысл? Стоит рассмотреть данное стремление с точки зрения обозначенного выше и сформулированного Конституционным Судом РФ постулата о недопущении сокращения бюджетного финансирования и ухудшения материально-технической базы образовательных учреждений. Отношения по оптимизации должны строиться на базе определенной модели, а под оптимизацией понимается поэтапное приближение к этой модели. Общим основанием для построения модели выступают критерии эффективности и результативности развития образовательной системы, такие, как повышение качества образовательных услуг, удовлетворенность населения образовательными услугами, повышение спроса на конкретные виды образовательных услуг, качественное изменение и развитие всех составляющих сети образовательных учреждений, повышение уровня квалификации преподавательско-педагогических кадров.
Можно сказать, что подобная модель закреплена в Постановлении Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497 "О федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы" (данное Постановление Правительства РФ действует с 5 июня 2015 г.). Меры, реализуемые данной Программой, направлены на обеспечение доступности качественного образования путем создания и распространения структурных и технологических инноваций в среднем профессиональном и высшем образовании, развитии современных механизмов и технологий общего образования, а также путем формирования востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов.
Оптимизацию сети учреждений образования можно рассматривать только с точки зрения названной федеральной целевой программы. В свете данной программы под оптимизацией следует понимать не сокращение числа учебных заведений каким бы то ни было образом - ликвидацией малокомплектных и неполных либо реорганизацией (слияние или присоединение), что тоже приводит к уменьшению количества учебных заведений и сокращению бюджетных расходов путем простого объединения штатного состава сотрудников и сокращения дублирующих штатных единиц. Оптимизацией сети учебных заведений в таком случае, на наш взгляд, будет создание новых и модернизация и перепрофилирование старых, существующих учреждений. Иными словами, действующая федеральная целевая программа не дает возможности относиться к оптимизации сети образовательных учреждений как к поводу уменьшить число учебных заведений и приступать к данному процессу, преследуя цель сокращения бюджетных расходов.
Подходы к оптимизации численности работников образовательных учреждений. Построенная в Постановлении Правительства РФ от 23 мая 2015 г. N 497 оптимизационная модель предполагает создание новых и модернизацию созданных учебных заведений. Это потребует, в том числе, оптимизации структуры управления. Для этого Программой предусмотрены мероприятия по повышению качества в системе среднего профессионального и высшего образования, в числе которых можно назвать, например, переподготовку руководящего состава в образовательных организациях профессионального образования.
Оптимальная структура управления, с одной стороны, обеспечит легкую управляемость и быструю передачу задач по цепочке "руководитель - исполнитель", а с другой стороны, даст сотрудникам всех уровней возможность проявить инициативу и самостоятельность в принятии решений. Процессы оптимизации сети образовательных учреждений могут оказывать влияние на формирование структуры образовательного учреждения. Согласно ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся. Упомянутая норма содержит открытый список структурных подразделений образовательного учреждения и называет более 30 возможных. Все они могут быть сгруппированы по следующим видам:
1. подразделения, задачей которых является административное обеспечение деятельности образовательного учреждения (финансовый отдел, юридическая служба, бухгалтерия и др.);
2. подразделения, задачей которых является осуществление основной деятельности учреждения. Их количество, структура и состав определяются реализуемыми образовательными программами;
3. подразделения, задачей которых является материально-техническое обеспечение основной деятельности учреждения (библиотека, столовая и др.).
Каким образом может быть оптимизирована численность сотрудников образовательных учреждений всех трех групп, если за оптимизационную модель брать федеральную целевую программу?
Применительно к выделенным в первую группу структурным подразделениям имеет смысл по аналогии с многофункциональными центрами предоставления госуслуг разработать систему многофункциональных региональных центров, предоставляющих юридические, консалтинговые, HR-услуги и IT-услуги, сократив, таким образом, расходы каждого образовательного учреждения на содержание подобных специалистов. В данном случае принцип формирования таких центров территориальный.
Зачастую структурные подразделения создаются с целью обособления имущества, закрепляемого для ведения определенной деятельности. Численность сотрудников такого структурного подразделения в таком случае может не превышать одного человека. Очевидно, что эффективно такой сотрудник не может исполнять функции, возложенные на данное подразделение. Цели создания подразделения "де юре" и "де факто" не совпадают. Таким образом, если имеется подобное структурное подразделение, предлагается в целях эффективного управления хозяйственные функции передать на аутсорсинг. Например, в отношении подразделений, отнесенных к третьей группе, можно предложить следующее решение, оптимизирующее расходы: уборку возложить на клининговую компанию, а питание - на кейтеринговую компанию. Однако следует помнить, что деятельность данного учреждения ведется в интересах детей, а это предполагает особые требования в первую очередь к качеству оказываемой образовательному учреждению услуги. Также стоит отметить, что в образовательном процессе данные группы специалистов не задействованы, поэтому мы можем вести речь о сокращении расходов за счет выделения их в отдельную структуру, имеющую свои цели, задачи.
Что касается подразделений, реализующих образовательные программы, то в данном случае оптимизация численности не должна подразумевать сокращения численности. Скорее, наоборот, должен быть оптимальный качественный рост учителей и преподавателей. Все предпосылки для этого предоставляет Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы.
Среди специалистов существует мнение, высказанное, в том числе, на уровне Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов, о целесообразности организации преподавательской деятельности "учителей-предметников" по графику в нескольких школах, расположенных в пределах одного муниципального образования (или смежных муниципальных образований). Но задача школы не только образовательная, но и воспитательная. Согласно ст. 47 Закона об образовании в рабочее время педагогических работников в зависимости от занимаемой должности включается:
- учебная (преподавательская), воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа;
- иная педагогическая работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом, - методическая, подготовительная, организационная, диагностическая, работа по ведению мониторинга, работа, предусмотренная планами воспитательных, физкультурно-оздоровительных, спортивных, творческих и иных мероприятий, проводимых с обучающимися.
При предлагаемом подходе к оптимизации численности работников сферы образования выполнение обязанностей, возложенных на учителя действующим законодательством, становится невозможным. Не говоря о том, что утрачивается, во-первых, личная связь между учителем, учеником и родителями (законными представителями), что делает воспитательную работу неэффективной; во-вторых, нивелируется такое понятие, как педагогический коллектив - совокупность единомышленников. Следствием этого будет снижение качества образования и невозможность реализации воспитательной функции. Однако именно на обеспечение качества и широкой доступности образовательных программ для всех без исключения групп населения направлена Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы.
Возникает вопрос и о реализации данного предложения с точки зрения трудового законодательства. Исходя из норм трудового законодательства, учитель может быть сотрудником только одного учебного заведения, а в остальных муниципальных учебных заведениях оформлен на основе срочного трудового договора (ст. 59 ТК РФ) в качестве внешнего совместителя (ст. 60.1 ТК РФ). Вопросы совместительства педагогических работников регулируются Постановлением Минтруда России от 30.06.2003 г. N 41 "Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры", которое налагает серьезные ограничения на работу по совместительству. Например, к таким ограничениям относится ограничение по продолжительности работы, которая не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели (абз. 6 пп. "б" п. 1 Постановления). Таким образом, возникает вопрос о соотнесении продолжительности рабочего времени по основному месту работы и по совместительству.
Для реализации программ высшего образования с целью оптимизации численности работников структурных подразделений, выделенных во вторую группу, предлагается создание на базе одного учредителя межвузовского центра преподавательско-педагогических кадров с целью привлечения их к образовательному процессу в разных учебных заведениях на основе срочного трудового договора (внутренний аутсорсинг), - в отличие от первой группы, принцип формирования не столько по территориальному принципу, сколько по принципу "подведомственности" одному учредителю. Для успешной реализации названных мероприятий необходима правовая регламентация отношений, складывающихся в сфере передачи определенных функций, осуществляемых подразделениями образовательного учреждения на аутсорсинг; правовые предпосылки создания внутреннего аутсорсингового центра на базе одного учредителя для всех подконтрольных ему образовательных учреждений; создание региональных (данный термин употребляется с целью подчеркнуть территориальный принцип формирования, но не ради указания на конкретную территорию) многофункциональных центров, предоставляющих услуги образовательным учреждениям.
В заключение еще раз подчеркнем, что оптимизация сети образовательных учреждений и численности работников таких учреждений должна строиться, прежде всего, на конституционных принципах, а цели, задачи и методы должны формулироваться в соответствии с определенной оптимизационной моделью, отвечающей требованиям действующего законодательства и рассчитанной на долгосрочную перспективу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Горбачева О.Ю. Направления оптимизации сети и численности работников государственных (муниципальных) учреждений (на примере образовательных учреждений)
Gorbacheva O.Yu. The directions of optimization of a network and number of workers of the public (municipal) institutions (on the example of educational institutions)
О.Ю. Горбачева - кандидат юридических наук, доцент кафедры "Гражданское право" Финансового университета при Правительстве РФ
O.Yu. Gorbacheva - candidate of jurisprudence, associate professor "Civil law" Financial University under the Government of the Russian Federation
Статья посвящена оценке целесообразности оптимизации сети и численности сотрудников образовательных учреждений, основанной на сокращении бюджетных расходов на данную сферу. Поскольку реформа образования не должна повлечь за собой снижения качества и доступности образовательных услуг, а удовлетворенность населения от образовательных услуг, как результат данной реформы, должна возрастать, делается вывод о неэффективности такого подхода к оптимизации, который строится только на сокращении бюджетных расходов. В качестве оптимизационной модели автор рассматривает Федеральную целевую программу "(Развитие образования 2016-2020 г." в системной связи с действующим законодательством. На основе такого анализа предлагается повысить качество образовательных услуг за счет изменения структуры и управления образовательными учреждениями среднего профессионального и высшего образования.
The article evaluates the feasibility of optimization of the network and number of employees of educational institutions, based on the reduction of budget expenditures in this area. Given that education reform should not result in reducing the quality and accessibility of educational services and the level of satisfaction of the population from educational services as a result of this reform should increase, the conclusion about the ineffectiveness of this approach to optimization, which is based only on the budget cuts. As optimization models, the author discusses the Federal target program "(Development of education 20162020 g." in the system due to the current legislation. Based on this analysis, it is proposed to improve the quality of educational services due to changes in the structure and governance of educational institutions of secondary professional and higher education.
Ключевые слова. Образование, образовательное учреждение, бюджетные расходы, оптимизация, целевая программа, многофункциональный центр, аутсорсинг, реорганизация, реформа образования, оценка качества.
Key words. Education, educational institution, budget expenditures, optimization, target-oriented program, multifunctional center, outsourcing, reorganization, education reform, quality rating.
Научно-правовой журнал "Образование и право" посвящен актуальным вопросам применения законодательства в сфере образования, правовому мониторингу, инновационным технологиям и реформе юридического образования в России.
В журнале анализируются проблемы современного законодательства в сфере образования, основные направления реформы среднего специального, высшего и поствузовского образования в целом, и юридического образования в частности.