В положении о закупке установлено, что заказчик вправе осуществлять все закупки неконкурентным способом (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя), и указаны ограничения по цене таких закупок. При этом положение о закупке содержит также конкурентные способы закупки, однако заказчиком они не используются. Может ли заказчик осуществлять все закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя?
Журнал "Вестник Института госзакупок", N 1, январь 2016 г., с. 5-6.
Так как формально действующая редакция Закона N 223-ФЗ прямо не определяет круг допустимых способов закупок товаров, работ, услуг, то включение в положение о закупке такого способа закупки, как закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), и условий его применения соответствует закону. Вместе с тем необходимо помнить, что в ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ установлены принципы закупки товаров, работ и услуг, в том числе такие, как: равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Применение любого из предусмотренных положением о закупке способов закупки должно быть реализовано с учетом названных принципов. Из анализа судебной практики следует, что использование такого способа закупки, как закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), возможно только в той мере, в которой применение конкурентных способов закупки является невозможным либо экономически нецелесообразным.
При этом суды считают, что необеспечение конкурентных процедур приводит к ограничению доступа лиц, претендующих на заключение договора, к участию в закупке (см. постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2015 N 15АП-19385/2014 по делу N А32-25338/2014; постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14.08.2015 N Ф09-5430/15 по делу N А60-47219/2014).
Действия заказчика, осуществляющего все закупки товаров, работ, услуг исключительно способом закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), могут быть признаны нарушающими требования ч. 1 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, а также принципы, установленные ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ.
1 января 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационно-правовой бюллетень "Вестник Института госзакупок"
"Вестник Института госзакупок" является зарегистрированным средством массовой информации. Рег. N Роскомнадзора ЭЛ N ФС 77-60742. Издается Институтом государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий (Институт госзакупок).