В ходе камеральной проверки декларации по налогу на прибыль инспекция, выявив противоречия между отраженными в ней сведениями, направила в адрес компании требование о предоставлении пояснений на этот счет. Указанное требование направлено по каналам ТКС. В нем сказано, что пояснения необходимо предоставить в течение пяти дней, но с какого момента - не уточнено. Принимая во внимание требование, установленное п. 5.1 ст. 23 НК РФ, вправе ли компания отсчитывать указанный срок со дня отправки налоговому органу электронной квитанции о приеме требования?
Т.М. Медведева,
эксперт журнала "Пищевая промышленность:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2016 г., с. 70-71.
В силу п. 3 ст. 88 НК РФ в случае выявления налоговой инспекцией в ходе камеральной проверки расхождений в информации, отраженной в налоговой декларации и иных документах, она вправе истребовать пояснения у налогоплательщика. С этой целью ему направляется соответствующее требование по форме, утвержденной Приказом ФНС России N ММВ-7-2/189@*(1).
Указанное требование может быть направлено в том числе по каналам ТКС (это следует из п. 4 ст. 31 НК РФ) в порядке, определенном Приказом ФНС России N ММВ-7-2/149@*(2).
Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ пояснения должны быть представлены налогоплательщиком в течение пяти дней (уточним: рабочих дней - в силу п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Однако с какого момента нужно исчислять названный срок, в норме не уточнено. Не содержится этого уточнения и в форме самого требования.
На первый взгляд, он должен отсчитываться с даты получения требования о представления пояснений. Так считают и специалисты ФНС, которые в Письме от 06.11.2015 N ЕД-4-15/19395 прямо указали, что пояснения необходимо представить в налоговый орган в течение пяти дней с даты получения требования.
Однако с учетом разъяснений ФНС получается, что пояснения к декларации, требование о предоставлении которых направлено в электронной форме, нужно представить ранее, чем квитанцию о получении самого требования. Ведь налогоплательщик обязан передать налоговому органу в электронной форме по каналам ТКС квитанцию о приеме любого электронного документа (включая требование о пояснениях) в течение шести рабочих дней со дня отправки документа налоговиками (п. 5.1 ст. 23 НК РФ).
Считаем, что обозначенный вариант исчисления срока приемлем при бумажном документообороте, то есть в случае, когда требование составлено на бумаге и передано налогоплательщику лично или по почте.
Если требование направлено по каналам ТКС, оговоренные п. 3 ст. 88 НК РФ пять дней на предоставление пояснений необходимо отсчитывать с даты отправки квитанции о приеме требования, поскольку именно она удостоверяет факт получения налогоплательщиком требования и готовность его исполнения. Кстати, аналогичные разъяснения приведены на официальном сайте ФНС в разделе "Часто задаваемые вопросы".
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Приказ ФНС России от 08.05.2015 N ММВ-7-2/189@ "Об утверждении форм документов, предусмотренных НК РФ и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных НК РФ налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном ст. 101 НК РФ)".
*(2) Приказ ФНС России от 15.04.2015 N ММВ-7-2/149@ "Об утверждении Порядка направления документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи и о признании утратившими силу отдельных положений Приказа ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/169@".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"