Информация о дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета
М. Мишанина,
редактор журнала "Казенные учреждения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Казенные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2016 г., с. 35-44.
В целях повышения эффективности использования бюджетных средств главным распорядителям средств федерального бюджета (ГРБС) одновременно с бюджетной отчетностью за 2015 год следует представить в ОФК информацию о проведении инвентаризации дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета с указанием причин ее возникновения и мер по сокращению. Методические рекомендации по формированию такой информации приведены в Письме Минфина РФ N 02-07-07/73609, Федерального казначейства N 07-04-05/02-848 от 10.12.2015 (далее - Методические рекомендации). На что следует обратить внимание? Остановимся на основных моментах.
Порядок проведения инвентаризации дебиторской задолженности
Для обеспечения качественного и достоверного анализа информации о состоянии дебиторской задолженности проводится инвентаризация. Порядок ее проведения устанавливается учреждением самостоятельно в рамках формирования учетной политики, с учетом положений Методических указаний по инвентаризации*(1) (в части норм действующего законодательства), Приказа Минфина РФ от 30.03.2015 N 52н (в части применения первичных документов и регистров учета), а также Методических рекомендаций.
В ходе проведения инвентаризации инвентаризационная комиссия:
а) сопоставляет фактическое наличие дебиторской задолженности с данными бухгалтерского учета путем документальной проверки оснований для осуществления авансовых платежей;
б) анализирует остатки дебиторской задолженности по следующим критериям:
- размеру образовавшейся задолженности;
- размеру образовавшейся задолженности в процентах от объема расходного обязательства (до 30%, от 30 до 50%, от 50 до 80%, свыше 80%);
- размеру просроченной задолженности, с учетом сроков ее образования (до 1 месяца, от 1 месяца до 1 года, от 1 года до 3 лет, свыше 3 лет);
- наличию и размеру обеспечения исполнения обязательств контрагентом по обязательствам (при наличии дебиторской задолженности);
- наличию и размеру задолженностей, не возвращенных контрагентом, по которым направлены исковые заявления в суд, из них присуждено судом (в том числе по которым исполнительные листы направлены на принудительное взыскание в Федеральную службу судебных приставов (ФССП), а также наличие задолженности, по которой принудительное взыскание приостановлено, исполнительный лист возвращен);
- наличию и размеру задолженности по компенсации затрат по расторгнутым договорам, контрактам (счет 1 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат").
Если по каждому принятому обязательству (государственному контракту) размер дебиторской задолженности превышает сумму 300 млн. руб., то дополнительно анализируется следующая информация:
- дата возникновения обязательства по условиям контракта;
- дата возникновения задолженности (дата оплаты аванса);
- статус задолженности (просроченная/текущая);
- причина возникновения задолженности (в структуре причин, предусмотренных Методическими рекомендациями).
Результаты проведенной инвентаризации оформляются инвентаризационными описями расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089). Такие описи служат основанием для составления акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835) (далее - акт (ф. 0504835)).
При выявлении по результатам инвентаризации расхождений к акту (ф. 0504835) прилагаются:
- ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092);
- расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам (по форме согласно приложению 1 к Методическим рекомендациям) - при наличии таковой;
- расшифровка дебиторской задолженности по контрактным обязательствам (по форме согласно приложению 2 к Методическим рекомендациям) - при наличии таковой, если ее размер превышает сумму 300 млн. руб. по каждому принятому обязательству;
- расшифровка дебиторской задолженности по субсидиям организациям (по форме согласно приложению 3 к Методическим рекомендациям) - если субсидии предоставляются в соответствии со ст. 78, 78.1, 78.2 БК РФ.
Особенности формирования расшифровок
Расшифровка дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам (приложение 1 к Методическим рекомендациям). Формирование ее показателей осуществляется ГРБС по результатам проведенной подведомственными ПБС инвентаризации дебиторской задолженности по расходам, на основании данных бюджетного и аналитического учета, а также бюджетной и аналитической отчетности подведомственных ПБС. Форма данного документа уже знакома субъектам бюджетной отчетности, порядок ее заполнения и представления в ОФК был ранее доведен Письмом Минфина РФ N 02-07-07/56629*(2) и полностью повторяет порядок, предусмотренный Методическими рекомендациями.
Напомним особенности формирования расшифровки дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам. Итак, она состоит из двух разделов:
- 1 "Задолженность по выданным авансам". Формирование показателей данного раздела осуществляется по категориям объемов авансирования (менее 30%, от 30 до 50%, от 50 до 80%, свыше 80%) с детализацией по счетам аналитического учета;
- 2 "Сроки погашения дебиторской задолженности". В данном разделе дебиторская задолженность показывается по срокам ее погашения (со сроком погашения до конца текущего финансового периода, со сроком погашения с начала очередного финансового периода до трех лет включительно, от трех до пяти лет включительно, более пяти лет) с детализацией по счетам аналитического учета.
В соответствующих графах расшифровки отражаются следующие показатели:
Номер графы | Показатели |
1 | Наименование показателя |
2 | Код строки |
3 | Код соответствующего счета аналитического учета счета 1 206 00 000 |
4 | Общая сумма дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам на конец отчетного периода, учтенная по соответствующему коду счета аналитического учета, отраженному в графе 3 |
5 | Общая сумма просроченной дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам на конец отчетного периода, учтенная по соответствующему коду счета аналитического учета, отраженному в графе 3. Показатель графы 5 формируется путем суммирования показателей граф 6, 7, 8, 9 |
6-9 | Сумма просроченной дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам с детализацией по срокам неисполнения (просрочки) обязательств (до одного месяца, от одного месяца до одного года включительно, от одного года до трех лет включительно, свыше трех лет включительно) |
10 | Сумма обеспечения исполнения поставщиком обязательств, по которым образовалась просроченная дебиторская задолженность, отраженная в графах 5-9, предоставленного в соответствии со ст. 96 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок" (денежный залог, банковская гарантия) |
11 | Сумма исков о взыскании просроченной дебиторской задолженности, направленных в суд |
12 | Сумма задолженности, по которой принято судебное решение о взыскании, направленная на взыскание в принудительном порядке |
13 | Сумма исков, по которым взыскание приостановлено в установленном законодательством порядке и (или) исполнительный лист по которым возвращен |
1 | Наименование показателя |
2 | Код строки группирующего показателя |
3 | Код соответствующего счета аналитического учета счета 1 206 00 000 |
4 | Общая сумма дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам на конец отчетного периода, учтенная по соответствующему коду счета аналитического учета, отраженному в графе 3 |
Формирование показателей, отраженных в соответствующих строках разд. 1 и 2 расшифровки, осуществляется следующим образом:
Номер строки | Порядок формирования |
Отражается сумма задолженности по расторгнутым договорам, контрактам на основании данных аналитического учета по счету 1 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат" в части компенсации затрат по расторгнутым договорам, контрактам | |
При заполнении расшифровки должно соблюдаться равенство показателей графы 4 строки 010 разд. 1 и графы 4 строки 010 разд. 2.
Помимо этого, показатели расшифровки должны соответствовать идентичным показателям сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) (далее - сведения (ф. 0503169)), а именно:
- сумма показателей граф 4, 5 разд. 1 (за исключением показателей, отраженных по строке 060) должна быть равна показателям граф 5, 7 сведений (ф. 0503169) соответственно;
- сумма показателей графы 4 разд. 2 - показателям графы 5 сведений (ф. 0503169).
Расшифровка дебиторской задолженности по контрактным обязательствам (приложение 2 к Методическим рекомендациям). Как было отмечено выше, данная расшифровка формируется по государственным контрактам, остаток дебиторской задолженности по которым составляет более 300 млн. руб.
В расшифровке указываются сведения о бюджетном обязательстве, дебиторской задолженности и приводится аналитическая информация. В соответствующих графах расшифровки отражаются следующие показатели:
Номер графы | Показатели |
1 | Наименование показателя |
Бюджетное обязательство | |
2 | Номер реестровой записи в реестре контрактов, отраженный в графе 6 разд. 4 сведений о принятом бюджетном обязательстве (ф. 0531702) (далее - сведения (ф. 0531702)) |
3 | Учетный номер обязательства, отраженный в графе 3 разд. 2.6 выписки из лицевого счета получателя бюджетных средств (ф. 0531759) |
4 | Код по КОФК органа федерального казначейства по месту регистрации обязательства, указанный на основании информации, отраженной в заголовочной части сведений (ф. 0531702) |
5 | ИНН контрагента, отраженный в графе 2 разд. 2 сведений (ф. 0531702) |
6 | Общая сумма бюджетного обязательства согласно показателям, отраженным в графе 8 разд. 1 сведений (ф. 0531702) |
Дебиторская задолженность | |
7 | Соответствующий номер счета бюджетного учета по счетам 1 206 21 000 "Расчеты по авансам по услугам связи", 1 206 22 000 "Расчеты по авансам по транспортным услугам", 1 206 23 000 "Расчеты по авансам по коммунальным услугам", 1 206 24 000 "Расчеты по авансам по арендной плате за пользование имуществом", 1 206 25 000 "Расчеты по авансам по работам, услугам по содержанию имущества", 1 206 26 000 "Расчеты по авансам по прочим работам, услугам", 1 206 31 000 "Расчеты по авансам по приобретению основных средств", 1 206 32 000 "Расчеты по авансам по приобретению нематериальных активов", 1 206 33 000 "Расчеты по авансам по приобретению непроизведенных активов", 1 206 34 000 "Расчеты по авансам по приобретению материальных запасов" |
8 | Остаток дебиторской задолженности по выданным авансам, образовавшейся на начало года |
9 | Остаток просроченной дебиторской задолженности по выданным авансам, образовавшейся на начало года |
10 | Остаток дебиторской задолженности по выданным авансам, образовавшейся на конец отчетного периода |
11 | Остаток просроченной дебиторской задолженности по выданным авансам, образовавшейся на конец отчетного периода |
12 | Дата возникновения дебиторской задолженности по выданным авансам, образовавшейся на конец отчетного периода |
13 | Предельная дата завершения расчетов по дебиторской задолженности по выданным авансам, образовавшейся на конец отчетного периода |
Аналитическая информация | |
14 | Плановый объем дебиторской задолженности в разрезе государственных контрактов на конец следующего отчетного периода |
15, 16* | Код причины образования задолженности и пояснения причин образования задолженности соответственно |
17, 18* | Код принимаемых мер по сокращению задолженности и пояснения принимаемых мер по сокращению задолженности соответственно |
* Соответствующие коды с пояснениями представлены в п. 3 Методических рекомендаций. |
Расшифровка дебиторской задолженности по субсидиям организациям (приложение 3 к Методическим рекомендациям). Сведения о дебиторской задолженности по субсидиям организациям в разрезе бюджетных обязательств по видам субсидий, предоставляемых организациям в соответствии со ст. 78, 78.1, 78.2 БК РФ формируются ГРБС в части остатков дебиторской задолженности:
- по субсидиям, предоставляемым федеральным бюджетным и автономным учреждениям, размер которых на отчетную дату составляет более 300 млн. руб.;
- по субсидиям, предоставляемым федеральным государственным унитарным предприятиям, вне зависимости от размера задолженности;
- по субсидиям юридическим лицам, в том числе государственным корпорациям и государственной компании, вне зависимости от размера задолженности.
В соответствующих графах расшифровки отражаются следующие показатели:
Номер графы | Показатели |
1 | Наименование показателя |
Бюджетное обязательство | |
2 | Учетный номер обязательства, отраженный в графе 3 разд. 2.6 выписки из лицевого счета получателя бюджетных средств (ф. 0531759) |
3 | Код по КОФК органа федерального казначейства по месту регистрации обязательства, указанный на основании информации, отраженной в заголовочной части сведений (ф. 0531702) |
4 | ИНН контрагента, отраженный в графе 2 разд. 2 сведений (ф. 0531702) |
5 | Общая сумма бюджетного обязательства согласно показателям, отраженным в графе 8 разд. 1 сведений (ф. 0531702) |
Дебиторская задолженность | |
6 | Соответствующий номер счета бюджетного учета по счетам 1 206 41 000 "Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям", 1 206 42 000 "Расчеты по авансовым безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций", 1 206 73 000 "Расчеты по авансам на приобретение акций и по иным формам участия в капитале" |
7 | Остаток дебиторской задолженности по выданным авансам, образовавшейся на начало года |
8 | Остаток дебиторской задолженности по субсидии (договору) на начало года, подлежащей возврату в бюджет |
9 | Остаток дебиторской задолженности по выданным авансам, образовавшейся на конец отчетного периода |
10 | Остаток дебиторской задолженности по субсидии (договору), по которой ГРБС, ее предоставившим, подтверждена потребность в использовании средств в следующем отчетном периоде |
11 | Остаток просроченной дебиторской задолженности по выданным авансам, образовавшейся на конец отчетного периода |
12 | Остаток дебиторской задолженности по субсидии (договору), подлежащий возврату в федеральный бюджет в следующем отчетном периоде |
13 | Дата возникновения дебиторской задолженности, отраженной в графе 10 |
14 | Предельная дата завершения расчетов по дебиторской задолженности, отраженной в графе 10 |
Аналитическая информация | |
15 | Плановый объем дебиторской задолженности в разрезе бюджетных обязательств на конец следующего отчетного периода |
16, 17* | Код причины образования задолженности и пояснения причин образования задолженности соответственно |
18, 19* | Код принимаемых мер по сокращению задолженности и пояснения принимаемых мер по сокращению задолженности соответственно |
* Соответствующие коды с пояснениями представлены в п. 4 Методических рекомендаций. |
Раскрытие информации о принимаемых мерах по минимизации дебиторской задолженности
Информация о дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета подлежит раскрытию ГРБС в составе сводной пояснительной записки (ф. 0503160) в разд. 4 "Анализ показателей бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности" (далее - разд. 4 пояснительной записки (ф. 0503160)).
К сведению. Вся сводная информация о дебиторской задолженности формируется ГРБС на основании сведений, представленных им подведомственными распорядителями, получателями бюджетных средств.
В данном разделе приводится обобщенная информация о принимаемых мерах по минимизации дебиторской задолженности, сроках их реализации и ожидаемом снижении объемов дебиторской задолженности по расходам в разрезе текущих мер и мер перспективного характера, отраженных в расшифровках. Информация указывается в разрезе типов дебиторской задолженности:
- по оплате работ, услуг;
- по приобретению нефинансовых активов;
- по перечислениям федеральным бюджетным и автономным учреждениям;
- по перечислениям организациям, за исключением федеральных бюджетных и автономных учреждений;
- по безвозмездным перечислениям бюджетам бюджетной системы РФ;
- по иным расходам.
По каждому типу дебиторской задолженности производится расчет показателей эффективности принимаемых мер:
1) Прирост задолженности, % = Сумма дебиторской задолженности по расходам на отчетную дату / Сумма дебиторской задолженности по расходам на предшествующую отчетную дату х 100%;
2) Доля авансирования, % = Сумма авансовых платежей / Сумма кассовых расходов х 100%.
Информация представляется в разд. 4 пояснительной записки (ф. 0503160) в табличной форме с комментариями по отдельным позициям (характер и состав принимаемых мер, сроки реализации мер, плановая величина дебиторской задолженности по ее видам, фактически сложившаяся величина, причины неисполнения плана и т.п.).
Кроме того, в этом разделе приводятся:
- анализ эффективности принимаемых мер по минимизации дебиторской задолженности по расходам;
- предложения по повышению эффективности мер по минимизации дебиторской задолженности по расходам (с их обоснованием и оценкой ожидаемого эффекта);
- иная информация, оказавшая существенное влияние и характеризующая показатели бухгалтерской отчетности субъекта бюджетной отчетности за отчетный период, в части результатов инвентаризации дебиторской задолженности и мер по ее сокращению, не нашедшая отражения в расшифровках.
Порядок направления информации
Информация о дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета, сформированная по формам в соответствии с приложениями 1, 2, 3 к Методическим рекомендациям, с указанием причин образования названной задолженности и мер по ее сокращению направляется одновременно с ежеквартальной и годовой бюджетной отчетностью в Федеральное казначейство.
Федеральное казначейство, в свою очередь, на основании представляемой ГРБС информации проводит анализ эффективности принимаемых ими мер по сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета и представляет результаты анализа в Минфин для последующего направления соответствующих материалов в Правительство РФ (п. 2 Постановления Правительства РФ от 21.11.2015 N 1256 "Об организации работы по сокращению дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета").
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утв. Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 N 49.
*(2) Письмо Минфина РФ от 02.10.2015 N 02-07-07/56629 "О направлении Расшифровки дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам" (вместе с "Порядком формирования показателей Расшифровки дебиторской задолженности по расчетам по выданным авансам").
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"