Осуществление правосудия с привлечением присяжных заседателей в условиях модернизации законодательства о судебной системе и судоустройстве в Российской Федерации
М.Д. Миронов,
юрист, стажер кафедры судебной власти,
правоохранительной и правозащитной
деятельности юридического факультета РУДН
Журнал "Экономика и право. XXI век", N 2, апрель-июнь 2015 г., с. 199-207.
Среди различных форм правовой институционализации (конституция, конституционные (органические) законы, законы, другие нормативные правовые акты) института суда присяжных важнейшей является придание им конституционно-правового статуса, что свидетельствует о признании той роли, которую они играют в демократизации судебной системы, обеспечении ее независимости, состязательности судебного процесса*(1). Конституционный статус суда присяжных заседателей более характерен для стран с демократическими традициями. Так, Стивен Тейман указывает, что "на настоящий момент ни одна из бывших социалистических стран Советского блока и ни одна из республик бывшего Советского Союза не приняла решение ввести или возвратиться к суду присяжных"*(2). Необходимо отметить, что данное высказывание достоверно лишь частично*(3).
Конституционный статус института суда присяжных заседателей является важнейшей гарантией, защищающей от возможности конъюнктурного отказа от него в интересах очередного руководства страны в целом или отдельной ветви власти, т.к. не может быть изменен обычным законом, а только конституционным, принимаемым в порядке усложненной процедуры. В.И. Лафитский считает, что стабильность Конституции США предопределена не только пластичностью ее положений, но и в не меньшей степени крайне сложным порядком ее пересмотра*(4). В то же время в юридической науке распространены концепции, придающие различный смысл роли конституции. Так, Андраш Шайо утверждает, что в смысле содержания (в общественном или политическом, только не в юридическом) конституция как основной закон носит обязывающий характер в силу особого способа ее принятия или ратификации*(5). В.В. Мамонов подчеркивает: "Фактическая конституция не всегда совпадает с юридической, углубление этого явления имеет для общества негативные последствия и может привести к кризису государства"*(6).
Представляет большой интерес сравнительно-правовой анализ конституционных норм, регламентирующих институт суда присяжных заседателей в постсоветских странах со странами Европейского союза и США. Так, Л.А. Окуньков в современном конституционном развитии стран Европейского союза отмечает следующие тенденции: расширение прав и свобод человека и гражданина, постепенный отход от национального законодательства и выдвижения требований внутригосударственным судам следовать высокому европейскому стандарту*(7). В то же время необходимо подчеркнуть, что ни один международный договор в области прав человека не требует слушания дела судом присяжных, но если в стране он действует, то требование независимости и беспристрастности распространяется и на присяжных*(8). Основным источником нормативно-правового регулирования осуществления правосудия с привлечением присяжных заседателей является Конституция РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 20 Конституции РФ 1993 г., смертная казнь, впредь до ее отмены, может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей*(9). Таким образом, право обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей выступает особой уголовно-процессуальной гарантией судебной защиты права каждого на жизнь*(10). Согласно ч. 2 ст. 47 Конституции РФ, "Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных законом". При этом в п. 6 второго раздела Конституции РФ закреплено, что до введения в действие специального закона сохраняется прежний порядок рассмотрения дел. Несмотря на то, что в статьях 20 и 47 Конституции РФ об участии присяжных в гражданском судопроизводстве не упомянуто, однако часть 4 ст. 123 Конституции РФ сформулирована более широко: "В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей". Таким образом, Конституция РФ не исключает возможности рассмотрения судом присяжных и гражданских дел*(11).
На взгляд автора, обоснованно, провести сравнительно-правовой анализ правовых норм о суде присяжных заседателей. Общепризнанный принцип организации и деятельности правосудия с участием представителей населения является одним из демократических начал судопроизводства. И в мировой судебной практике наиболее распространены следующие формы участия граждан в осуществлении правосудия: институт суда присяжных заседателей, существующий в двух основных формах, - совместные коллегии с профессиональным судьей или судьями и самостоятельные коллегии суда присяжных, а также институт народных заседателей и институт мировых судей. В настоящее время наибольшее распространение получили суды присяжных заседателей*(12).
Выбор для анализа данного института судебной системы обусловлен его введением во многих постсоветских странах. Ю.А. Тихомиров отмечает, что нередко происходит прямое заимствование научно-правовых концепций, которые не всегда находят адекватное отражение в законодательстве, и в качестве примера приводит поспешное введение суда присяжных в России*(13). Однако среди новейших конституций постсоветских стран не так часто встречаются нормы о применении суда присяжных заседателей, хотя во многих из них приняты или специальные законы о суде присяжных заседателей, или в законах о судоустройстве и статусе судей имеются нормы об их применении*(14). А.К. Котов пишет, что "конституционные нормы - это нормы непосредственно самой Конституции", которые "входят в совокупность норм конституционного права и составляют ядро этой отрасли, и одновременно служат основанием действительности норм и актов всей системы действующего в стране права". Так, В.А. Ржевский и Н.М. Чепурнова, анализируя конституционные принципы организации и функционирования судебной власти в России, отмечают: "Участие граждан в осуществлении правосудия становится конституционным принципом осуществления судебной власти, тогда как сочетание коллегиального и единоличного рассмотрения судебных дел утрачивает свою конституционную значимость и становится принципом судоустройства"*(15).
Необходимо подчеркнуть, что включение в конституции ряда стран - бывших союзных республик СССР норм о суде присяжных заседателей является прогрессивным моментом, декларирующим о создании системы независимой судебной власти с участием народа в отправлении правосудия. Участие граждан в отправлении правосудия отмечается многими исследователями как характерный элемент конституционного регулирования судебной власти во многих странах Содружества Независимых Государств*(16).
В Конституции Российской Федерации (1993 г.) институту суда присяжных заседателей посвящены три статьи - ст. 20 и 47 главы 2 "Права и свободы человека и гражданина" и ст. 123 главы 7 "Судебная власть". В частности, И.Л. Петрухин указывает, что в России суд присяжных был введен первоначально законом и лишь несколько позднее был закреплен в Конституции страны и этим были опровергнуты утверждения об экспериментальном характере данного института*(17).
В Конституции Украины (1996 г.) участию присяжных заседателей посвящены ст. 124 и ст. 127 раздела VIII "Правосудие". Так, в ст. 124 записано об участии народа в отправлении правосудия: "Народ непосредственно принимает участие в осуществлении правосудия через народных заседателей и присяжных", а в ст. 127 указано: "Правосудие осуществляют профессиональные судьи и, в определенных законом случаях, народные заседатели и присяжные", т.е. в отличие от России данный институт является элементом судебной системы, но не провозглашен конституционным правом гражданина. Необходимо отметить, что как присяжные, так и народные заседатели действуют только в составе коллегии*(18).
В Конституцию Республики Казахстан (1995 г.) в 1998 г. была введена новелла в ст. 76 об участии присяжных заседателей в судопроизводстве: "В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей"*(19). Аналогичная норма прописана в ст. 91 Конституции Армении (1995 г.): "В установленных законом случаях судопроизводство осуществляется с участием присяжных"*(20). Необходимо отметить, что указанные положения в Конституциях Казахстана и Армении находятся в разделах, посвященных организации судебной власти*(21). Формулировка в конституциях о "суде с участием присяжных" из-за верховенства конституционных положений может стать основой для принятия законов, уменьшающих их правовой статус в судопроизводстве. Аналогичная формулировка дана и в Конституции Российской Федерации, что дает возможность некоторым правоведам требовать признания соответствующего раздела УПК противоречащим основному закону и его изменения*(22).
Среди стран Балтии конституционная норма, посвященная участию присяжных заседателей в осуществлении правосудия, имеется лишь в Конституции Латвии. В этой стране восстановлено действие Конституции, принятой еще в досоветский период (1922 г.): в ст. 85 VI отдела "Суд" прописано: "В Латвии существуют суды присяжных на основании особого закона"*(23). Конституционализация суда присяжных не означает его институционализации в законодательстве страны и применения в судопроизводстве. Н.М. Колосова считает, что отсутствие законов, издаваемых с целью обеспечения конституционных норм, позволяет ставить вопрос о юридической ответственности государства в целом, т.к. без законодательных актов затруднена или невозможна реализация конституционных прав и свобод*(24). Институционализация суда присяжных заседателей в судебной системе ряда постсоветских стран в рамках законодательных актов, посвященных судоустройству и статусу судей, не всегда обеспечивает его функционирование*(25).
Так, в Республике Беларусь, хотя суд присяжных не предусмотрен в Конституции, согласно ст. 8 Закона о судоустройстве и статусе судей от 13 января 1990 г., предусматривалась смешанная коллегия, которая должна была рассматривать уголовные дела о преступлениях, за совершение которых возможно назначение смертной казни, если обвиняемый не признает себя виновным и требует назначения суда присяжных*(26). Однако Верховный Совет в 1996 г. принял Закон об отсрочке введения данного института до 2000 г., а впоследствии предусмотренная форма правосудия была исключена Законом от 11 мая 2000 г. в связи с тем, что парламент страны не преодолел вето Президента Республики Беларусь, а в проекте Кодекса о судоустройстве и статусе судей данный институт не упоминается вовсе*(27). Такого поворота в реформе судебно-правовой системы - отказа от суда присяжных заседателей не могло быть в случае конституционных гарантий функционирования института суда присяжных в стране*(28).
В конституциях стран с большими историческими традициями суда присяжных заседателей в судебной системе чаще встречаются нормы о применении этого института. В конституциях некоторых стран даны достаточно подробные нормы о статусе суда присяжных заседателей и условиях его функционирования.
Большой интерес представляют нормы конституции стран системы англо-американского права о суде присяжных. Так, в Конституции США (1787 г.) в разделе 2 статьи III записано: "Дела о преступлениях, включая те, которые преследуются в порядке импичмента, подлежат рассмотрению судом присяжных". При этом рассмотрение должно происходить в том штате, где совершено преступление. В поправке VI от 1791 г. дана более подробная регламентация: "При всяком уголовном преследовании обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд беспристрастных присяжных того штата и округа, ранее установленного законом, где было совершено преступление". В поправке VII от того же года дано дополнение о применении суда присяжных заседателей в гражданском судопроизводстве: "По всем гражданским делам, основанным на общем праве, в которых оспариваемая цена иска превышает 20 долларов, сохраняется право на суд присяжных; но ни один факт, рассмотренный присяжными, не может быть пересмотрен каким-либо судом Соединенных Штатов иначе, как в соответствии с нормами общего права"*(29). Необходимо обратить внимание, что эти поправки входят в число десяти, составивших Билль о правах, т.е. право на рассмотрение в суде присяжных заседателей является одним из основополагающих конституционных норм, гарантирующих права и свободы. Дэвид Карри отмечает, что в отношении уголовного судопроизводства конституционные положения выглядят цивилизованными и возможными, однако здесь скрыта одна хитрость: лишь сравнительно немногим, обвиненным в уголовных преступлениях, удалось попасть на самом деле в такие образцовые условия ведения следствия*(30). Рене Давид и Камилла Жоффре-Спинози объясняют факт, что институт присяжных сохранил в США свое значение гораздо больше, чем на своей родине в Англии, его конституционным закреплением. "Невозможно прямо обойти эту конституционную норму; только окольными путями в США удалось добиться ограничения участия присяжных"*(31). В.И. Лафитский считает, что конституционное толкование не охватило формулой "надлежащей правовой процедурой" лишь два положения федерального Билля о правах: V и VII поправки, а среди требований Верховного Суда США, гарантирующих "надлежащую правовую процедуру", необходимо выделить принцип справедливого суда, согласно которому признавались нарушением давление на присяжных и судей, предубежденность присяжных и другие*(32).
Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии считается местом рождения суда присяжных. Несомненно, во Францию суд присяжных был перенесен из Англии в 1789 году*(33). Необходимо отметить, что в Англии отсутствует единый писаный акт высшей юридической силы, но специалисты по конституционному праву считают британской конституцией совокупность законов, судебные решения - прецеденты, обычаи, сложившиеся в практике государственной деятельности, и труды крупных ученых-юристов. По мнению Е.В. Кудрявцевой, несмотря на уменьшение роли суда присяжных в Англии и его почти полное исчезновение из гражданского процесса, английские юристы считают, что право на процесс с жюри есть у гражданина, когда дело носит квазиуголовный оттенок и затронута его репутация*(34).
Среди других стран Европейского союза нормы о суде присяжных заседателей имеются в конституциях Австрии, Бельгии, Греции, Дании, Испании, Ирландии, Португалии и Швеции*(35). Нормы о суде присяжных в конституциях всех стран находятся в разделах, посвященных судебной власти, за исключением Швеции, Конституция которой состоит из трех основных законов и принципы судоустройства суда присяжных заседателей изложены в Акте о свободе печати. Несмотря на характерное в последние десятилетия ограничение применения суда присяжных в судопроизводстве, наблюдается в то же время закрепление данного института в конституциях, принятых после Второй мировой войны, и в новейших конституциях*(36). Так, если в Конституции Королевства Дании (1953 г.) записано, что присяжные принимают участие в отправлении уголовного правосудия согласно закону, то в конституциях посттоталитарных стран даны более конкретные нормы об участии присяжных заседателей: в Португалии и Греции - о совместной коллегии с судьями-профессионалами, а в Испании - отдельным жюри, за исключением уголовных дел, наказание за совершение которых не превышает шести лет лишения свободы*(37).
В статье 91 Конституции Австрии (1920 г.) наряду с положением о том, что народ должен участвовать в отправлении правосудия, записано: "По делам о перечисленных в Законе преступлениях, за которые может быть назначено суровое наказание, а также по делам о всех политических преступлениях и проступках вопрос о виновности обвиняемого решают присяжные". Однако фактически в судопроизводстве не существует суда присяжных: дела о преступлениях средней тяжести рассматривает коллегия из трех судей-профессионалов и двух заседателей (шеффенов), о тяжких преступлениях - трое судей и восемь непрофессионалов.
В статье 150 Конституции Бельгии (1831 г.) записано: "Суд присяжных установлен по всем уголовным делам, политическим преступлениям и преступлениям прессы". Практически суд присяжных в составе трех профессиональных судей и 12 присяжных заседателей рассматривает дела о наиболее серьезных преступлениях.
В статье 97 Конституции Греции (1975 г.) прописано, что "уголовные и политические преступления рассматриваются смешанными судами присяжных, создаваемыми из числа постоянных судей и присяжных заседателей, как это определено законом", т.е. дано прямое указание на применение совместных коллегий из пяти присяжных и трех профессиональных судей. Смешанные коллегии присяжных заседателей и судей используются и в уголовном судопроизводстве Дании, а в Основном законе страны указано, что основания и порядок участия присяжных в делах устанавливаются законом. Данная форма суда присяжных характерна и для Италии. Более конкретная норма, предусматривающая совместное отправление правосудия, записана в Конституции Португальской Республики (1976 г.). В п. 1. ст. 210 указано: "Жюри состоит из судей коллегиального суда и присяжных заседателей и участвует в судебном рассмотрении тяжких преступлений по требованию обвинения или защиты, за исключением дел о терроризме". Необходимо отметить, что и в ряде государств Европейского союза в судопроизводстве используются суды присяжных заседателей в форме совместных коллегий с судьями-профессионалами, хотя в их конституциях не прописаны нормы о данном институте (ФРГ, Финляндия и Франция)*(38). Таким образом, сравнительный анализ конституционализации института суда присяжных заседателей в постсоветских странах, где он только получает развитие в судопроизводстве, и странах с длительными традициями его применения свидетельствует о важности данной формы институционализации, особенно для первых, т.к. наличие конституционной нормы гарантирует введение суда присяжных в отправление правосудия как его полноправного участника, обеспечивающего эффективную и независимую судебную власть*(39).
Библиографический список:
1. Буков В.А. От российского суда присяжных к пролетарскому правосудию: у истоков тоталитаризма. - М., 1997. - С. 200.
2. Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М.: МНИМП, 1998. С. 218.
3. Грудцына Л.Ю. Институты гражданского общества в системе частноправовых и публично-правовых отношений // Образование и право. 2014. N 3(55)-4(56).
4. Грудцына Л.Ю. Содержание и классификация институтов гражданского общества в России // Образование и право. 2014. N 1(53)-2(54).
5. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. М.: Междунар. отношения, 1999. С. 290.
6. Иванова С.А. Договор об образовании: понятие, содержание, правовое регулирование // Образование и право. 2014. N 9(61)-10(62).
7. Иванова С.А. Инновационные процессы в современном российском образовании // Образование и право. 2013. N 5(45)-6(46).
8. Иванова С.А. Принцип справедливости в обязательственном праве // Образование и право. 2013. N 3(43)-4(44).
9. Иванова С.А. Структура финансирования высшего образования в Российской Федерации // 2014. N 11(63)-12(64).
10. Карри Д. Конституция Соединенных Штатов: Настольная книга гражданина / Пер. с англ. Алматы: Казахстан, 1994. С. 19, 56.
11. Ковешников Е.М., Марченко М.Н., Стещенко Л.А. Конституционное право стран Содружества Независимых Государств. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 358.
12. Колосова Н.М. Конституционное право граждан на судебную защиту их прав и свобод в СНГ // Государство и право. 1996. N 12. С. 36.
13. Конституция Латвийской Республики от 15 февраля 1922 г. // Новые конституции стран СНГ и Балтии. М.: Манускрипт, Юрайт, 1998. С. 581.
14. Конституция Соединенных Штатов Америки // Конституции 16 стран мира. Алматы, "Жетi жарэы", 1995. С. 393, 397.
15. Конституция Украины // Конституции стран СНГ. Алматы, Жетi жарэы, 1999. С. 399.
16. Коровяковский Д.Г. Правовые основы, способы и методы обеспечения экономической безопасности банковской деятельности в современных условиях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. N 3. С. 43-52.
17. Коровяковский Д.Г. Российский и зарубежный опыт в области защиты персональных данных // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. N 5. С. 48-54.
18. Королев С.В., Коровяковский Д.Г. Научно-образовательная система стратегического планирования для целей управления демографическими процессами в России как фактор национальной безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. N 14. С. 58-64.
19. Кудрявцева Е.В. Судебное решение в английском гражданском процессе. М.: Городец, 1998. С. 72.
20. Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. М.: НОРМА, 1998. С. 74.
21. Мамонов В.В. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, основы, гарантии // Государство и право. 2004. N 10. С. 43.
22. Мартинович И. Введение суда присяжных в Республике Беларусь - требование времени // Российская юстиция. 2001. N 8. С. 54.
23. Матвеева М.А., Шагиева Р.В. Правовое регулирование и правотворчество в правовой системе общества: теоретико-методологические основы соотношения // Государство право. 2014. N 12. С. 5-13.
24. Михайлов П.Л. Суд присяжных во Франции: становление, развитие трансформация. - СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2004. - С. 23.
25. Окуньков Л.А. Конституционное развитие в государствах Европейского союза // Конституции государств Европейского союза. М.: "Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА", 1997. С. X.
26. Петрухин И.Л. Суд присяжных: проблемы и перспективы // Государство и право. 2001. N 3. С. 5-6.
27. Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Конституционные принципы организации и функционирования судебной власти: вопросы правового регулирования и практики // Конституционное и муниципальное право. 1999. N 2. С. 10.
28. Тейман С. Введение народного участия в отправлении правосудия в Казахстане // Российская юстиция. 2004. N 6. С. 63.
29. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: Норма, 1996. С. 54.
30. Шагиев Б.В., Шагиева Р.В. Правоохранительная деятельность: проблемы теоретического обоснования // Административное и муниципальное право. 2014. N 6. С. 538-549.
31. Шагиева Р.В. Процессуальное право в системе российского права // Административное право и практика администрирования. 2014. N 2. С. 1-18.
32. Шайо А. Самоограничение власти. Краткий курс конституционализма / Пер. с венг. М.: Юристъ, 1999. С. 51.
33. Якупов Р.Х. Уголовный процесс. М.: Зерцало, 1999. С. 445.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Шагиева Р.В. Процессуальное право в системе российского права // Административное право и практика администрирования. 2014. N 2. С. 1-18.
*(2) См.: Тейман С. Введение народного участия в отправлении правосудия в Казахстане // Российская юстиция. 2004. N 6. С. 63.
*(3) См.: Коровяковский Д.Г. Правовые основы, способы и методы обеспечения экономической безопасности банковской деятельности в современных условиях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. N 3. С. 43-52. См.: Коровяковский Д.Г. Правовые основы, способы и методы обеспечения экономической безопасности банковской деятельности в современных условиях // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. N 3. С. 43-52.
*(4) См.: Лафитский В.И. Основы конституционного строя США. М.: НОРМА, 1998. С. 74.
*(5) См.: Шайо А. Самоограничение власти. Крат кий курс конституционализма / Пер. с венг. М.: Юристъ, 1999. С. 51.
*(6) См.: Мамонов В.В. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, основы, гарантии // Государство и право. 2004. N 10. С. 43.
*(7) См.: Окуньков Л.А. Конституционное развитие в государствах Европейского союза // Конституции государств Европейского союза. М.: "Издательская группа ИНФРАМ-НОРМА", 1997. С. X.
*(8) См.: Гомьен Д., Харрис Д., Зваак Л. Европейская конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия: право и практика. М.: МНИМП, 1998. С. 218.
*(9) См.: Буков В.А. От российского суда присяжных к пролетарскому правосудию: у истоков тоталитаризма. - М., 1997. - С. 200.
*(10) См.: Шагиева Р.В. Процессуальное право в системе российского права // Административное право и практика администрирования. 2014. N 2. С. 1-18.
*(11) См.: Иванова С.А. Инновационные процессы в современном российском образовании // Образование и право. 2013. N 5(45)-6(46).
*(12) См.: Иванова С.А. Принцип справедливости в обязательственном праве // Образование и право. 2013. N 3(43)-4(44).
*(13) См.: Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: Норма, 1996. С. 54.
*(14) См.: Матвеева М.А., Шагиева Р.В. Правовое регулирование и правотворчество в правовой системе общества: теоретико-методологические основы соотношения // Государство право. 2014. N 12. С. 513.
*(15) См.: Ржевский В.А., Чепурнова Н.М. Конституционные принципы организации и функционирования судебной власти: вопросы правового регулирования и практики // Конституционное и муниципальное право. 1999. N 2. С. 10.
*(16) См.: Ковешников Е.М., Марченко М.Н., Стещенко Л.А. Конституционное право стран Содружества Независимых Государств. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. С. 358.
*(17) См.: Петрухин И.Л. Суд присяжных: проблемы и перспективы // Государство и право. 2001. N 3. С. 5-6.
*(18) См.: Конституция Украины // Конституции стран СНГ. Алматы, Жетi жарэы, 1999. С. 399.
*(19) См.: Конституция Республики Казахстан от 30 августа 1995 г. // Там же. С. 184.
*(20) См.: Конституция Республики Армении от 5 июля 1995 г. // Там же. С. 66.
*(21) См.: Иванова С.А. Структура финансирования высшего образования в Российской Федерации // 2014. N 11(63)-12(64).
*(22) См.: Якупов Р.Х. Уголовный процесс. М.: Зерцало, 1999. С. 445.
*(23) См.: Конституция Латвийской Республики от 15 февраля 1922 г. // Новые конституции стран СНГ и Балтии. М.: Манускрипт, Юрайт, 1998. С. 581.
*(24) См.: Колосова Н.М. Конституционное право граждан на судебную защиту их прав и свобод в СНГ // Государство и право. 1996. N 12. С. 36.
*(25) См.: Коровяковский Д.Г. Российский и за рубежный опыт в области защиты персональных данных // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2009. N 5. С. 48-54.
*(26) См.: Шагиева Р.В. Процессуальное право в системе российского права // Административное право и практика администрирования. 2014. N 2. С. 118.
*(27) См.: Мартинович И. Введение суда присяжных в Республике Беларусь - требование времени // Российская юстиция. 2001. N 8. С. 54.
*(28) См.: Иванова С.А. Договор об образовании: понятие, содержание, правовое регулирование // Образование и право. 2014. N 9(61)-10(62).
*(29) См.: Конституция Соединенных Штатов Америки // Конституции 16 стран мира. Алматы, "Жетi жарэы", 1995. С. 393, 397.
*(30) См.: Карри Д. Конституция Соединенных Штатов: Настольная книга гражданина / Пер. с англ. Алматы: Казахстан, 1994. С. 19, 56.
*(31) См.: Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности / Пер. с фр. М.: Междунар. отношения, 1999. С. 290.
*(32) См.: Лафитский В.И. // Указ. соч. С. 206 207, 210.
*(33) См.: Михайлов П.Л. Суд присяжных во Франции: становление, развитие трансформация. СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2004. - С. 23.
*(34) См.: Кудрявцева Е.В. Судебное решение в английском гражданском процессе. М.: Городец, 1998. С. 72.
*(35) См.: Конституции государств Европейского союза. М.: "Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА", 1997. С. 58, 133, 282, 310, 349, 398, 576, 750-752.
*(36) См.: Королев С.В., Коровяковский Д.Г. Научно-образовательная система стратегического планирования для целей управления демографическими процессами в России как фактор национальной безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2014. N 14. С. 58-64.
*(37) См.: Грудцына Л.Ю. Институты гражданского общества в системе частноправовых и публично-правовых отношений // Образование и право. 2014. N 3(55)-4(56).
*(38) См.: Грудцына Л.Ю. Содержание и классификация институтов гражданского общества в России // Образование и право. 2014. N 1(53)-2(54).
*(39) См.: Шагиев Б.В., Шагиева Р.В. Правоохранительная деятельность: проблемы теоретического обоснования // Административное и муниципальное право. 2014. N 6. С. 538-549.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Миронов М.Д. Осуществление правосудия с привлечением присяжных заседателей в условиях модернизации законодательства о судебной системе и судоустройстве в Российской Федерации
Mironov M.D. The implementation of justice with involvement of jurors in the conditions of modernization of the legislation on judicial system and judicial system in the Russian Federation
М.Д. Миронов - юрист, стажер кафедры судебной власти, правоохранительной и правозащитной деятельности юридического факультета РУДН
M.D. Mironov - lawyer, trainee of chair of judicial authority, law-enforcement and human rights activity of law department of RUDN
В Концепции судебной реформы, принятой 24 октября 1991 г. одним из основных положений является возобновление суда присяжных, который в России действовал с 1864 по 1917 гг., после чего был упразднен. Общепризнанный принцип организации и деятельности правосудия с участием представителей населения является одним из демократических начал судопроизводства. И в мировой судебной практике наиболее распространены следующие формы участия граждан в осуществлении правосудия: институт суда присяжных заседателей, существующий в двух основных формах, - совместные коллегии с профессиональным судьей или судьями и самостоятельные коллегии суда присяжных, а также институт народных заседателей и институт мировых судей. В настоящее время наибольшее распространение получили суды присяжных заседателей.
In the Concept of the judicial reform accepted on October 24, 1991 by one of basic provisions renewal of a jury which in Russia worked from 1864 to 1917 then it was abolished is. The conventional principle of the organization and activity of justice with participation of representatives of the population is one of democratic principles of legal proceedings. And the following forms of participation of citizens in justice implementation are most widespread in world jurisprudence: the institute of a jury of assessors existing in two main forms - joint boards with the professional judge or judges and independent boards of a jury, and also institute of jurymen and institute of magistrates. Now the greatest distribution was gained by juries of assessors.
Ключевые слова: судебная реформа, судопроизводство, судья, присяжные заседатели, суд, суд присяжных, Верховный Суд России, правосудие, справедливое наказание, приговор, законность.
Keywords: judicial reform, legal proceedings, judge, jurors, court, jury, Supreme Court of Russia, justice, fair punishment, sentence, legality.
Журнал "Экономика и право. XXI век"
Ежеквартальный аналитический научно-информационный журнал, посвященный актуальным вопросам развития экономической и юридической науки, иным теоретико-правовым и практическим вопросам экономического развития и применения права в современной жизни