Предприятия розничной торговли под контролем
С.В. Тяпухин,
эксперт журнала
"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2016 г., с. 68-71.
Обеспечить собираемость налогов в период экономического кризиса в стране - одна из первоочередных задач государства. Современные реалии предполагают ужесточение налоговой политики, в том числе продолжение борьбы со схемами ухода от уплаты налогов. О том, какие меры контроля могут быть предприняты со стороны банка, в котором у торговой организации открыт счет, - в данной статье.
Банк России, осуществляющий надзорную деятельность за кредитными организациями, утвердил Методические рекомендации о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов (от 04.12.2015 N 35-МР) (далее - Методические рекомендации). В частности, эти рекомендации касаются предприятий розничной торговли.
Центробанк отмечает, что в настоящее время фиксируется снижение объемов операций по обналичиванию денежных средств в банковском секторе недобросовестными хозяйствующими субъектами. В то же время начали использоваться альтернативные схемы по получению наличных денежных средств при активном участии лиц, осуществляющих розничную торговлю товарами (в частности, продовольственными товарами, строительными материалами, автомобилями, легкими автотранспортными средствами) за наличный расчет, в том числе через торговую сеть.
Схема выглядит так: предприятие розничной торговли наличную выручку (подлежащую в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 11.03.2014 N 3210-У хранению на банковских счетах в банках) передает третьему лицу (заказчику "налички"), который "оплачивает" полученные в наличной форме денежные средства, перечисляя деньги в безналичной форме на расчетный счет организации розничной торговли (в том числе путем проведения многочисленных транзитных операций).
Как правило, вышеназванные зачисления производятся по договорам, исполнение которых не предполагает уплату НДС (агентским договорам, договорам об оказании услуг, договорам займа, уступки прав требования и т.п.).
Для справки. Признаки, которыми могут характеризоваться транзитные операции, изложены в Письме ЦБ РФ от 31.12.2014 N 236-Т. Приведем их ниже (учитывается одновременное наличие таких признаков):
- зачисление денежных средств на счет клиента от большого количества других резидентов со счетов, открытых в банках РФ, с последующим их списанием;
- списание денежных средств со счета производится в срок, не превышающий двух дней со дня их зачисления;
- списания проводятся регулярно (как правило, ежедневно);
- списания проводятся в течение длительного периода времени (как правило, не менее трех месяцев);
- деятельность клиента, в рамках которой производятся зачисления денежных средств на счет и списания денежных средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
- с используемого для указанных операций счета уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему РФ не осуществляется или осуществляется в незначительных размерах, не сопоставимых с масштабом деятельности владельца счета.
Контролирующими органами описанные выше операции с наличными денежными средствами часто классифицируются как уклонение от уплаты налогов, легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем. Кредитная организация может быть признана вовлеченной в осуществление противоправной деятельности. Во избежание этого Банк России рекомендует кредитным организациям, в которых открыты расчетные счета предприятий розничной торговли, на которые внесение наличной выручки не производится либо производится в незначительных объемах, а также регулярно (например, более одного раза в неделю) поступают спорные зачисления, следующее:
- обеспечить повышенное внимание ко всем операциям организации розничной торговли;
- направлять в Росфинмониторинг информацию о таких зачислениях (п. 3 ст. 7 Закона о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем*(1));
- запрашивать у организации розничной торговли документы (сведения), являющиеся основанием для подобных зачислений, обосновывающие их экономический смысл и законные цели;
- запрашивать у организации документы о сумме полученной наличной выручки за период, например за месяц (кредитная организация самостоятельно определяет период, за который она будет запрашивать соответствующую информацию), соотносить эти данные с информацией, полученной при идентификации организации;
- запрашивать у организации розничной торговли документы, подтверждающие внесение организацией розничной торговли в соответствующий период времени наличных денежных средств на расчетные счета, открытые в других кредитных организациях, в объеме, сопоставимом с суммой полученной наличной выручки;
- в случае непредставления организацией розничной торговли названных выше документов (сведений) банк вправе отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет юридического лица) (в частности, данное право предоставлено кредитным организациям п. 11 ст. 7 Закона о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем);
- в случае принятия в течение календарного года в отношении предприятия розничной торговли двух решений по п. 11 ст. 7 Закона о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем банк вправе расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом (абз. 3 п. 5.2 ст. 7 этого закона).
* * *
Активную борьбу со схемами по обналичиванию денежных средств ведут четыре ведомства: ФНС, Росфинмониторинг, Центробанк, Министерство внутренних дел. Так, например, банк обязан уделять особое внимания клиентам и совершаемым ими операциям, если они входят в группу риска (признаки видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях отмывания доходов, полученных преступным путем, сформулированы в Информационном письме Росфинмониторинга от 02.08.2011 N 17). К таковым, в частности, относятся новые клиенты (если срок, прошедший с даты принятия на обслуживание клиента, составляет менее одного года), организации, с даты государственной регистрации которых прошло немного времени (не более одного года), по счетам которых проходит большое количество операций.
И наконец, с этого года банкам настоятельно рекомендовали в целях обеспечения реализации принципа "знай своего клиента" и программы управления риском отмывания доходов, полученных преступным путем, в том числе управления риском потери деловой репутации, связанным с вовлечением кредитной организации в осуществление противоправной деятельности, обращать повышенное внимание на операции, совершаемые предприятиями розничной торговли, в целях предотвращения осуществления последними незаконных действий.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"