Что нужно знать о работниках из ЕАЭС
М. Косульникова,
главный бухгалтер ООО "Галан"
Журнал "Налоговый учет для бухгалтера", N 10, октябрь 2015 г., с. 16-23.
С 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, согласно которому граждане Республик Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан при трудоустройстве частично приравниваются к гражданам Российской Федерации. Рассмотрим особенности приема на работу указанных иностранцев, отчисления с выплат таким лицам и какие пособия им полагаются.
Страны ЕАЭС
С 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор о ЕАЭС). Участниками данного договора являются:
- Российская Федерация - с 01.01.2015;
- Республика Беларусь - с 01.01.2015;
- Республика Казахстан - с 01.01.2015;
- Республика Армения - с 02.01.2015*(1);
- Кыргызская Республика - с 12.08.2015*(2).
В рамках Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики (п. 1 ст. 1 Договора о ЕАЭС). При этом государства - члены ЕАЭС осуществляют сотрудничество по согласованию политики в сфере регулирования трудовой миграции (п. 1 ст. 96 Договора о ЕАЭС).
Поскольку Договор о ЕАЭС является международным договором, его правила приоритетны перед нормативными правовыми актами Российской Федерации (ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации).
Далее, говоря о работниках ЕАЭС, мы будем иметь в виду граждан Республик Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия.
Заключаем трудовой договор
Квоты и разрешения
Правительство РФ ежегодно с учетом региональных особенностей рынка труда и необходимости в приоритетном порядке трудоустройства граждан России устанавливает лимит на иностранных работников. На это указано в п. 5 ст. 18.1 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 115-ФЗ). Тем не менее граждан ЕАЭС работодатели вправе принимать на работу без учета ограничений по защите национального рынка труда (п. 2 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
Как правило, иностранным гражданам для осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации требуется получать разрешение на работу или патент. Однако и здесь у граждан ЕАЭС есть преимущество - не требуется получать разрешения на осуществление трудовой деятельности (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
К сведению. В Договоре о ЕАЭС под термином "трудовая деятельность" подразумевается деятельность на основании трудового договора или деятельность по выполнению работ (оказанию услуг) на основании гражданско-правового договора (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС).
Предъявляемые документы
Список документов, необходимых для трудоустройства граждан ЕАЭС, практически не отличается от документов, подаваемых россиянами (ст. 65 ТК РФ). Так что отметим лишь спорные моменты.
В основном вопросы возникают о трудовых книжках граждан ЕАЭС. На территории Российской Федерации ведутся трудовые книжки только установленного образца (ст. 66 ТК РФ). В настоящее время имеется две формы трудовых книжек, обладающие одинаковой силой: образца 1974 г. *(3) и 2004 г. *(4) Соответственно, если работник предъявляет трудовую книжку одного из указанных образцов, то в нее вносится запись о приеме на работу. Если сотрудник предъявит иную книжку, работодатель обязан на него завести новую трудовую книжку российского образца. При этом никаких записей об общем (непрерывном) трудовом стаже данного работника на территории своей страны в трудовую книжку российского образца не производится (письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1).
Обратим внимание и на документы об образовании. Для граждан ЕАЭС в целях осуществления трудовой деятельности признаются документы об образовании, выданные образовательными организациями (учреждениями образования, организациями в сфере образования) государств ЕАЭС, без проведения процедур признания документов об образовании (п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
Работодатели вправе запросить нотариальный перевод документов об образовании. Также в целях подтверждения документов они вправе направлять запросы, в том числе путем обращения к информационным базам данных, в образовательные организации, выдавшие документ об образовании (п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
Между тем для некоторых отраслей обязательна процедура признания документов об образовании. Речь идет о педагогической, юридической, медицинской или фармацевтической деятельности (п. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС). Административный регламент предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, утвержден приказом Минобрнауки России от 24.12.2013 N 1391.
Миграционный контроль
Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - это лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу или миграционную карту, либо иные документы (п. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Отметим, что с республиками Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Армения у нас установлен безвизовый режим пересечения границ*(5). При этом граждане Белоруссии могут свободно въезжать на территорию РФ без миграционной карты*(6).
Граждане ЕАЭС, прибывшие в РФ в целях осуществления трудовой деятельности, освобождаются от обязанности регистрации (постановки на учет) в течение 30 суток с даты въезда (п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС). В случае пребывания граждан ЕАЭС на территории РФ свыше 30 суток с даты въезда им следует встать на миграционный учет (п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
В дальнейшем срок временного пребывания (проживания) такого работника на территории РФ определяется сроком действия трудового или гражданско-правового договора (п. 5 ст. 97 Договора о ЕАЭС). В случае досрочного расторжения указанного договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию РФ работник имеет право без выезда с территории РФ в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор (п. 9 ст. 97 Договора о ЕАЭС).
О заключенном с иностранным гражданином договоре следует уведомить миграционную службу. Сделать это надо в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения соответствующего договора (п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ). Форма уведомления утверждена приказом ФМС России от 28.06.2010 N 147 "О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации".
К сведению. Существует мнение, что о заключении с гражданами Белоруссии трудового договора не надо уведомлять миграционную службу. Ведь согласно п. 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации не применяется.
Тем не менее специалисты миграционной службы считают, что о заключении трудового договора с гражданином Белоруссии следует уведомить ФМС России в обычном порядке (письмо отдела УФМС России по г. Москве в ВАО от 08.06.2015 N МС-9/21-4586н; разъяснения управлений ФМС по Воронежской области*(7), по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области*(8), по Тамбовской области*(9), по Ульяновской области)*(10).
Налог на доходы физических лиц
Ставка налога
Основная ставка по НДФЛ составляет 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ). Если у вас работают лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, то с их зарплаты следует удержать налог исходя из ставки в 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). Однако из этого правила есть исключения.
Доходы от работы по найму, осуществляемой в РФ, полученные гражданами ЕАЭС, вне зависимости от налогового статуса физлица облагаются исходя из ставки 13% НДФЛ (п. 73 Договора о ЕАЭС). Речь идет о работах по трудовым договорам, договорам подряда и возмездного оказания услуг, которые выполняются на территории России (письмо ФНС России от 10.06.2015 N ОА-3-17/2276@).
Указанная норма действует начиная с первого дня работы граждан ЕАЭС на территории Российской Федерации (письма ФНС России от 03.02.2015 N БС-4-11/1561 (вместе с письмом Минфина России от 27.01.2015 N 03-04-07/2703), Минфина России от 24.04.2015 N 03-04-05/23651 и от 10.03.2015 N 03-08-05/12342).
Для применения работодателем ставки налога в размере 13% в отношении доходов работника из ЕАЭС никакого специального удостоверения (подтверждения) от российского налогового органа не требуется (письма ФНС России от 10.06.2015 N ОА-3-17/2276@ и ФНС России от 30.04.2015 N ОА-3-17/1811@).
К сведению. Существует мнение, что ст. 73 Договора о ЕАЭС носит дискриминационный характер по отношению к физическим лицам - гражданам Российской Федерации, работающим по найму в государствах - членах ЕАЭС и возвращающимся в Россию, не имея статуса налогового резидента РФ. Минфин России в письме от 03.06.2015 N 03-04-07/32205 сказал, что в настоящее время вопрос изменения налоговой ставки, применяемой к доходам от работы по найму в Российской Федерации граждан России, не имеющих статуса налогового резидента РФ, изучается.
Налоговые вычеты
При расчете НДФЛ доходы работников, облагаемые по ставке, предусмотренной в п. 1 ст. 224 НК РФ (13%), можно уменьшить на сумму полагающихся налоговых вычетов (п. 3 ст. 210 НК РФ).
Право на вычет реализуется независимо от гражданства работника и места его регистрации (письмо УФНС России по г. Москве от 29.02.2012 N 20-14/14805@).
Однако, с работниками из ЕАЭС не все так просто. Ведь в норме идет отсылка конкретно на п. 1 ст. 224 НК РФ, а не просто на ставку налога. Поэтому можно сделать косвенный вывод, что для получения вычета необходимо быть налоговым резидентом РФ.
К сведению. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на время выезда за границу для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья (п. 2 ст. 207 НК РФ).
При этом положения Договора о ЕАЭС о применении к доходам граждан этих государств налоговых ставок, предусмотренных для налоговых резидентов государств-членов, не означает, что указанные граждане автоматически признаются резидентами в соответствующем государстве. Вопросы признания физического лица налоговым резидентом какого-либо из государств-членов Договором о ЕАЭС не регулируются. В этих целях используются положения национального законодательства (письмо Минфина России от 25.02.2015 N 03-04-05/9207).
Таким образом, в случае нахождения гражданина ЕАЭС в Российской Федерации более 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев такое лицо будет признано налоговым резидентом (письмо Минфина России от 05.05.2015 N 03-04-05/25727). После чего они смогут получать установленные статьями 218-221 НК РФ налоговые вычеты (письмо Минфина России от 09.04.2015 N 03-04-06/20223).
К сведению. Если у сотрудника ребенок находится за пределами Российской Федерации, то "детский" налоговый вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает ребенок (абз. 15 подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).
Примечание. Подробнее о том, как подтвердить налоговый статус работника, читайте на стр. 40.
Страховые взносы
ПФР
Договор о ЕАЭС не содержит специальных положений, определяющих условия обязательного пенсионного страхования трудящихся государств-членов. Так что в части вопросов пенсионного страхования применяется законодательство страны трудоустройства (письма Минтруда России от 31.03.2015 N 17-3/В-155 и от 13.03.2015 N 17-3/ООГ-268). Следовательно, с выплат в пользу граждан ЕАЭС следует уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Отметим, что с 2015 года с выплат иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим на территории РФ, начисляются пенсионные взносы вне зависимости от срока действия заключенных трудовых договоров. Расчет ведут исходя из тарифа, установленного для граждан РФ на финансирование страховой части трудовой пенсии (п. 1 ст. 7 и ст. 22.1 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). Данное правило касается и граждан стран ЕАЭС.
ФФОМС
Социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся из государств ЕАЭС и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС). При этом к социальному обеспечению, в частности, относится обязательное медицинское страхование (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС).
Таким образом, граждане ЕАЭС с первого дня работы на территории Российской Федерации независимо от своего статуса являются застрахованными в системе обязательного медицинского страхования наравне с гражданами РФ. Соответственно, работодатели должны уплачивать с выплат в пользу данных лиц страховые взносы на обязательное медицинское страхование по тарифу 5,1%. Указанный вывод прозвучал в письмах ПФ РФ от 28.05.2015 N БГ-30-26/6868 (вместе с письмом Минтруда России от 07.05.2015 N 17-3/В-235), Минтруда России от 22.05.2015 N 17-3/ООГ-618, от 13.05.2015 N 17-3/В-238, от 07.05.2015 N 17-3/В-235, от 31.03.2015 N 17-3/В-155, от 13.03.2015 N 17-3/ООГ-268.
Отметим, что существует неопределенность с правом на бесплатное медицинское обслуживание граждан стран ЕАЭС. Согласно Договору о ЕАЭС указанные лица имеют право на бесплатную скорую медицинскую помощь (в экстренной и неотложной формах) (п. 4 приложения N 30 к Договору о ЕАЭС). В случае продолжения лечения пациента в медицинской организации после устранения непосредственной угрозы его жизни или здоровью окружающих оплата стоимости оказанных услуг осуществляется непосредственно пациентом (п. 5 приложения N 30 к Договору о ЕАЭС). Однако экстренная медицинская помощь оказывается всем иностранцам бесплатно (п. 3 Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 N 186). Несмотря на это, Минтруд РФ настаивает на уплате взносов в ФФОМС по обычному тарифу с выплат гражданам ЕАЭС (письма Минтруда приведены выше).
ФСС России
Как мы уже говорили, социальное страхование (кроме пенсионного) трудящихся ЕАЭС и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС). При этом к социальному страхованию, в частности, относятся обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС).
Таким образом, с 1 января 2015 года с выплат гражданам ЕАЭС должны уплачиваться страховые взносы в ФСС РФ в тех же размерах, что и с выплат гражданам России, т.е. по тарифу 2,9% (письма Минтруда России от 31.03.2015 N 17-3/В-155 и от 13.03.2015 N 17-3/ООГ-268).
Взносы на травматизм
Обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат абсолютно все иностранные граждане (ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", далее Закон N 125-ФЗ).
При этом страхование трудящихся стран ЕАЭС осуществляется в том же порядке, что и граждан России (п. 5 ст. 96 и п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС).
Социальные пособия
Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование граждан ЕАЭС осуществляются на тех же условиях и в том же порядке, что и россиян (п. 3 ст. 98 и п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС).
Таким образом, граждане стран ЕАЭС с первого дня работы на территории Российской Федерации имеют право на получение всех видов пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (письма Минтруда России от 31.03.2015 N 17-3/В-155 и от 13.03.2015 N 17-3/ООГ-268):
- пособие по временной нетрудоспособности;
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком;
- социальное пособие на погребение.
Отметим, что трудовой (страховой) стаж трудящихся государств ЕАЭС засчитывается в стаж для целей расчета пособий в соответствии с законодательством РФ (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Минске 10.10.2014), Федеральный закон от 22.12.2014 N 420-ФЗ "О ратификации Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года".
*(2) Договор о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (подписан в г. Москве 23.12.2014), Федеральный закон от 13.07.2015 N 219-ФЗ "О ратификации Договора о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и отдельные международные договоры, входящие в право Евразийского экономического союза, в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, Протокола об условиях и переходных положениях по применению Кыргызской Республикой Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, отдельных международных договоров, входящих в право Евразийского экономического союза, и актов органов Евразийского экономического союза в связи с присоединением Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и Протокола о присоединении Республики Армения к подписанному 23 декабря 2014 года Договору о присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года".
*(3) Постановление Совмина СССР и ВЦСПС от 06.09.1973 N 656 "О трудовых книжках рабочих и служащих".
*(4) Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках".
*(5) Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан от 30.11.2000 "О взаимных безвизовых поездках граждан", Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Армения (заключено в г. Москве 25.09.2000).
*(6) Пункт 1 ст. 2 Соглашения между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006 "Об обеспечении равных прав граждан Российской Федерации и Республики Беларусь на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства на территориях государств - участников Союзного государства".
*(7) http://www.fmsvrn.ru/gosuslugi/patent/poryadok-predostavleniya-rabotodate lyami/.
*(8) http://www.ufms.spb.ru/desc/pamjatka-dlja-dind-1085.html.
*(9) http://fms.tambov.gov.ru/faq/irs.
*(10) http://ufms.region73.ru/ufms_new/index.php?option=com_content&view=articl e&id=2060:2015-01-30-07-20-32&catid=74:2009-11-30-07-51-28&Itemid=166.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru