МРОТ и прожиточный минимум
И. Скворцова,
юрист практики трудового права,
международная юридическая фирма CMS,
г. Москва
Газета "эж-ЮРИСТ", N 45, ноябрь 2015 г.
Комитет Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендовал принять в первом чтении правительственный законопроект N 911766-6 о повышении минимального размера оплаты труда в следующем году на 4%. Соотношение предлагаемого проектом МРОТ к уровню прожиточного минимума для трудоспособного населения в 2016 году составит 53,6%. Это означает, что задача хотя бы сравнять две вышеуказанные величины, поставленная нормами Трудового кодекса и положениями Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, не будет выполнена. Почему? Ответ следует искать в сфере экономики.
Пересмотр не удивителен
Выплата заработной платы не ниже минимального размера оплаты труда является одной из основных гарантий, предусмотренных действующим трудовым законодательством. При этом установлено, что МРОТ должен превышать прожиточный минимум трудоспособного населения или равняться ему.
Иными словами, предполагается, что величины МРОТ должно быть достаточно для приобретения минимального набора продуктов питания, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности человека, а также для совершения обязательных платежей и сборов (например оплаты коммунальных услуг). Однако даже по истечении 14 лет с момента отмены КЗоТ РФ и вступления в силу ТК РФ это не было достигнуто.
Во исполнение данной нормы ТК РФ предусматривает необходимость поэтапного повышения МРОТ до прожиточного минимума трудоспособного населения. Порядок и сроки такого повышения должны были быть установлены отдельным федеральным законом, который до настоящего времени не принят. Летом 2015 года Министерством труда и социального развития РФ была предпринята очередная попытка по разработке такого порядка поэтапного повышения МРОТ. В настоящее время законопроект находится на рассмотрении региональных трехсторонних комиссий. Пока не известно, когда он будет передан в Государственную думу РФ. Однако даже в соответствии с этим законопроектом в течение следующих трех лет величина МРОТ так и не достигнет величины прожиточного минимума.
В настоящее время величина МРОТ устанавливается Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Какой-либо методики по расчету величины МРОТ, установленной на законодательном уровне, нет. Обычно пересмотр МРОТ происходит с учетом текущих показателей инфляции, а также прогнозируемой инфляции на следующий год.
МРОТ устанавливается одновременно на всей территории России. При этом в субъектах федерации могут устанавливаться локальные МРОТ, которые должны быть не ниже федерального МРОТ. Повышенная величина МРОТ в субъекте федерации устанавливается путем заключения трехстороннего соглашения между объединением работодателей, объединением профсоюзов и уполномоченным органом исполнительной власти. Такие локальные МРОТ установлены, например, для Москвы и Московской области.
Величина прожиточного минимума трудоспособного населения, в свою очередь, пересматривается ежеквартально. Данное правило установлено Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и соблюдается уже на протяжении многих лет.
Нет каких-либо оснований говорить, что для очередного пересмотра прожиточного минимума имеются особые предпосылки. Это законодательно установленная процедура, и в таком пересмотре нет ничего удивительного.
Как отмечалось выше, величина прожиточного минимума определяется на основании потребительской корзины и официальных данных об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги, а также данных об индексах расходов по обязательным платежам и сборам. При этом законодателем установлены четкие правила и методики для расчета каждого из показателей, перечисленных выше.
Влияние на законодательство и бизнес
Само по себе увеличение МРОТ не должно повлечь каких-либо изменений в ТК РФ или каких-либо иных нормах о труде. Но, безусловно, оно будет иметь существенные последствия для экономики.
В первую очередь увеличение МРОТ создаст значительную нагрузку на бюджет.
Так, бюджетным учреждениям необходимо будет пересмотреть размеры заработных плат своих работников с тем, чтобы они были не ниже МРОТ.
Кроме того, как известно, помимо определения размера оплаты труда, МРОТ также применяется для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и других социальных пособий, которые выплачиваются из бюджета. Например, если общий стаж работы работника не превышает 6 месяцев, то в случае болезни ему будет выплачено пособие по нетрудоспособности, размер которого за полный месяц не может превышать МРОТ. Пособие по беременности и родам также не может превышать МРОТ, если, в частности, в расчетный период у работницы не было каких-либо доходов или средняя сумма таких доходов ниже МРОТ. Соответственно, пересмотр МРОТ повлечет за собой существенное увеличение размера социальных выплат, гарантированных государством.
Что касается бизнеса, то при повышении МРОТ, несомненно, вырастут и расходы на персонал. С учетом того, что гарантия минимальной оплаты труда установлена для всех работодателей, в том числе и для коммерческих организаций, то при увеличении МРОТ работодатели будут вынуждены пересмотреть заработные платы тех работников, которые в настоящее время получают менее МРОТ. С учетом текущей экономической ситуации в стране и стремления работодателей максимально сокращать свои расходы (в том числе и на персонал), для малого бизнеса такое требование, без сомнения, может стать камнем преткновения.
В случае если работодатели проигнорируют требование о повышении заработной платы до МРОТ, то они могут быть привлечены к административной ответственности за несоблюдение трудового законодательства, а также могут быть вынуждены выплатить работникам разницу между МРОТ и фактической заработной платой таких работников вместе с процентами.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru