Надзор за исполнением законов в сфере использования государственного имущества
М. Кагамлык,
научный сотрудник НИИ Академии
Генеральной прокуратуры РФ
Журнал "Законность", N 11, ноябрь 2015 г., с. 37-39.
В соответствии с п. 8 приказа Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" прокурорам предписано сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов о собственности.
Состояние законности в сфере использования государственного имущества продолжает оставаться неудовлетворительным.
В 2013 г. прокурорами выявлено свыше 11,1 тыс. нарушений законов в указанной сфере, с целью пресечения которых внесено 2179 представлений, принесено 100 протестов на незаконные правовые акты, направлено в суд 1,1 тыс. исков и заявлений. По требованиям прокуроров 1034 виновных должностных лица привлечены к дисциплинарной ответственности и 823 лица - к административной, 174 должностных лица предостережены о недопустимости нарушения закона. По результатам прокурорских проверок возбуждено 220 уголовных дел*(1).
По поручению Президента страны прокуроры проводят комплексные проверки соблюдения законодательства, регулирующего использование государственного имущества, находящегося в собственности РФ.
Результаты прокурорских проверок свидетельствуют о множестве нарушений: предоставление недвижимого имущества в пользование без согласия собственника, использование имущества без заключения договоров и их государственной регистрации, передача прав владения (пользования) вне процедуры торгов, невнесение либо несвоевременное внесение арендных платежей, непроведение конкурсов на право заключения договоров аренды и др.
Значительное количество правонарушений в этой сфере совершается либо непосредственно должностными лицами органов управления государственным имуществом, либо вследствие ненадлежащего осуществления ими своих контрольных функций.
Многочисленные нарушения выявляются в территориальных органах Росимущества: издаются правовые акты с нарушением требований закона; полномочия по контролю за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью объектов федеральной собственности, в том числе земельными участками, осуществляются не в полном объёме; контроль за сохранностью объектов федеральной собственности, за должным поступлением в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества не осуществляется. Не соблюдаются требования об обязательной регистрации прав собственности на недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, отсутствие которой порождает невозможность вовлечения в хозяйственный оборот недвижимого имущества, в том числе земельных участков, увеличение сроков оформления прав хозяйствующих субъектов на использование недвижимого имущества. Проверки проводятся поверхностно, должных мер по устранению выявленных нарушений не принимается, виновные лица не привлекаются к ответственности.
В Краснодарском крае в результате проведённой проверки финансово-хозяйственной деятельности ОАО выявлено выбытие 19 объектов имущества общества без оценки их рыночной стоимости, без согласования с Советом директоров, а также неправомерная передача в аренду земельного участка общества. Однако каких-либо действенных мер по возврату названного имущества из чужого незаконного владения не принято.
В связи с выявленными нарушениями закона и. о. руководителя территориального управления внесено представление.
В деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления фиксируются факты принятия незаконных правовых актов по распоряжению государственным имуществом и земельными участками. Правоотношения по распоряжению федеральным имуществом и земельными участками регулируются с превышением компетенции. Допускается незаконное отчуждение земельных участков. Распространены факты включения в состав имущества субъектов Федерации объектов, относящихся к федеральной собственности.
В Забайкальском крае постановлением главы администрации муниципального района ФГУП предоставлен в аренду земельный участок лесного фонда, который в силу ст. 8 ЛК РФ, ст. 17 ЗК РФ является федеральной собственностью, в связи с чем орган местного самоуправления не имел полномочий по распоряжению участком. Указанное постановление прокурором района опротестовано, однако протест рассмотрен и отклонён, в связи с чем правовой акт оспорен райпрокурором в судебном порядке. Заявление прокурора судом удовлетворено, постановление признано незаконным со дня его принятия.
В деятельности органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц (налоговых органах) фиксируются следующие нарушения: налоговые органы не соблюдают установленные ст. 8, 11 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сроки внесения в соответствующие реестры сведений о зарегистрированных юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, предоставления предусмотренной законом информации, а также сроки выдачи свидетельств о государственной регистрации; при регистрации незаконно истребуются дополнительные документы; имеют место факты необоснованных отказов в регистрации юридических лиц.
В Краснодарском крае проверкой выявлены нарушения установленных ст. 8, 11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" сроков внесения в соответствующие реестры сведении о зарегистрированных юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, предоставления предусмотренной законом информации, а также сроков выдачи свидетельств о государственной регистрации. По этим фактам Крымским межрайонным прокурором, прокурорами Центрального района г. Сочи, Абинского района в налоговые органы внесены представления.
В деятельности органов, осуществляющих земельный контроль (территориальных органах Росреестра) выявляются следующие нарушения: не соблюдаются требования, установленные Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в приказах не содержится сведений о целях, задачах, предмете проверки; правовых основаниях проведения проверки, в том числе подлежащих проверке обязательных требованиях; сроках проведения и перечне мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки; перечне административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия; перечне документов, представление которых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки), а также не принимаются исчерпывающие меры реагирования, направленные на устранение выявленных нарушений и привлечение виновных к установленной законом ответственности.
Должностные лица управления Росреестра по Тульской области при осуществлении государственного земельного контроля допускали нарушения, касающиеся формирования ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере соблюдения земельного законодательства, использовали при проведении проверок неповеренные средства измерений, что повлекло за собой невозможность осуществления плановых мероприятий и, как следствие, неэффективное осуществление государственного земельного контроля.
Прокуратурой области руководителю управления Росреестра по Тульской области внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, приняты конкретные меры к устранению нарушений.
В деятельности организаций, в чьём владении и пользовании находится федеральное имущество, фиксируются следующие нарушения: федеральное имущество используется без правоустанавливающих документов; имущество зачастую предоставляется в пользование с нарушением установленного порядка, в том числе без согласования с собственником; отсутствует государственная регистрация прав на объекты федеральной собственности; не обеспечивается полное и адресное поступление платежей от использования имущества. Многочисленные нарушения выявляются при банкротстве федеральных государственных предприятий, а также акционерных обществ и других организаций: сообщения о результатах торгов не публикуются, решения о проведении повторных торгов не принимаются; несвоевременно предъявляются к исполнению в службу судебных приставов исполнительные листы о взыскании дебиторской задолженности. Основными причинами возникновения обязательств перед кредиторами, которые не были исполнены и привели к банкротству, являются: неправомерные сделки по выводу имущества в преддверии банкротства, заключение кредитных договоров, не обеспеченных реальной залоговой базой, фиктивных сделок об оказании услуг, фактически не оказанных либо направленных на создание искусственной задолженности, и т.п.
В Орловской области в соответствии с договором аренды недвижимого имущества, заключённым ТУ Росимущества по области и ИП Л., последнему было передано в пользование помещение площадью 122,4 кв. м, расположенное на первом этаже жилого дома, сроком на один год. Арендная плата в течение всего срока действия договора Л. не вносилась, кроме того, он по окончании срока действия договора аренды самовольно и без уведомления арендатора заключил договор субаренды указанного помещения с ИП Ю. В дальнейшем договоры субаренды заключались между сторонами ежегодно.
В результате незаконных противоправных действий Л. по сдаче в аренду федерального имущества федеральному бюджету причинён существенный вред в размере 2 340 870 руб.
По этим материалам возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 330 УК.
Негативно сказывается на ситуации отсутствие законодательного регулирования порядка осуществления контрольных функций органами Росимущества в отношении правообладателей и иных лиц, в пользовании которых находятся объекты федеральной собственности.
Кроме того, закрепление за территориальными органами Росимущества в соответствующих положениях о территориальных управлениях осуществления некоторых функций исключительно по поручению Росимущества влечёт затягивание сроков исполнения соответствующих документов.
Требует более детального законодательного регулирования деятельность территориальных органов Росимущества, в том числе в части проведения ими контрольных мероприятий, исполнения функций собственника федерального имущества, а также осуществления процесса продажи арестованного, конфискованного и иного имущества, обращённого в доход государства.
В целях повышения эффективности и результативности работы органов прокуратуры при проверке соблюдения законодательства, регулирующего использование государственного имущества, находящего в собственности РФ, требуется изменить систему учёта федерального имущества. В настоящее время система ведения такого учёта в территориальных подразделениях Росимущества не позволяет отследить "историю" распоряжения федеральным имуществом конкретной организацией, поскольку реестр утраченного имущества ведётся без привязки к юридическому лицу, у которого оно было изъято, и указания последующего правообладателя. Эта практика значительно затрудняет проведение проверочных мероприятий, цель которых - установление наличия или отсутствия фактических полномочий и оснований для распоряжения федеральным имуществом.
------------------------------------------------------------------------
*(1) http://genproc.gov.ru/smi/news.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кагамлык М.Ю. Надзор за исполнением законов в сфере использования государственного имущества
Kagamlyk M.Y. Supervision over implementation of laws in the sphere of disposal of state-owned property
Статья посвящена вопросам прокурорского надзора за исполнением законов в сфере использования государственного имущества, нарушениям закона, выявляемым прокуратурой, принимаемым мерам прокурорского реагирования с целью устранения нарушений закона.
Article deals prosecutorial oversight issues the implementation of laws in the use of state property, violations of the law, detectable prosecutors, measures taken prosecutorial respons in order to eliminate violations of the law.
Ключевые слова: прокурорский надзор; государственное имущество; законность.
Keywords: prosecutorial oversight; state property; legality.
Журнал "Законность"
Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:
- материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;
- новое законодательство и его комментарий;
- организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);
- материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;
- дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.