Комментарий к определению Верховного Суда РФ от 15.10.2015 N 310-КГ15-12541
О.В. Мартынова,
эксперт журнала "Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Оплата труда: акты и комментарии для бухгалтера", N 12, декабрь 2015 г., с. 73-77.
В комментируемом Определении ВС РФ от 15.10.2015 N 310-КГ15-12541 рассмотрена ситуация, когда организацией допущена ошибка при заполнении платежного документа от 14.02.2014 для перечисления взносов на обязательное медицинское страхование: в поле 104 вместо КБК 39210202101081011160 указан КБК 3921020210108101116, то есть не был проставлен "0" в последнем разряде КБК.
Как утверждают проверяющие, неверное указание КБК влечет за собой незачисление денежных средств в бюджет, в данном случае - в ФОМС. В то же время спорные суммы 14.02.2014 отражены как "невыясненные поступления, зачисляемые в бюджет ПФ РФ". При этом из материалов дела следует, что организация, обнаружив ошибку в заполнении поля 104 КБК, обратилась 18.02.2014 с заявлением об уточнении платежа по платежному документу на уплату страховых взносов.
28.02.2014 ПФР было создано уведомление на уточнение вида и принадлежности платежа и в тот же день направлено на исполнение в УФК. В связи с тем, что 01.03.2014 и 02.03.2014 приходились на выходные дни, исполнение уведомления прошло 03.03.2014. Указанная дата была принята ПФ РФ как срок исполнения обязательств по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В связи с этим организации были начислены пени за период с 18.02.2014 по 03.03.2014.
Следует отметить, что суды первой и апелляционной инстанций указали: несмотря на то что при оформлении платежного поручения была допущена ошибка в указании КБК, повлекшая неперечисление суммы в бюджет ФОМС, и спорные суммы исходя из правильного указания кода главного администратора доходов бюджета (первые три разряда КБК "392" - ПФ РФ) были зачислены в бюджет ПФ РФ как невыясненные поступления, это не свидетельствует о наступлении обстоятельств, свидетельствующих об исполнении обязанности по уплате страховых взносов. То есть, по их мнению, пени за период с 18.02.2014 по 03.03.2014 начислены правомерно.
Однако суд кассационной инстанции, равно как и ВС РФ в рассматриваемом Определении N 310-КГ15-12541, указал на неправомерность такого подхода.
Пунктом 1 ч. 5 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ*(1) предусмотрено, что обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной плательщиком страховых взносов со дня предъявления в банк поручения на перечисление в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего КБК) денежных средств со счета плательщика страховых взносов в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов не признается исполненной в случае неправильного указания плательщиком страховых взносов в поручении на перечисление суммы страховых взносов номера счета Федерального казначейства, КБК и (или) наименования банка получателя, повлекшего неперечисление данной суммы в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом взыскание недоимки и начисление пени производятся только в том случае, если ошибки повлекли непоступление взносов на соответствующие счета в бюджет ПФ РФ, ФСС или ФОМС.
В силу п. 2 ст. 40 БК РФ денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с момента их зачисления на единый счет этого бюджета. Как установлено судом, перечисленная организацией сумма страховых взносов поступила на соответствующий счет казначейства, следовательно, поступила в бюджетную систему РФ и не может признаваться недоимкой.
Кроме того, ч. 8 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что при обнаружении плательщиком страховых взносов ошибки в оформлении поручения на перечисление страховых взносов, пеней и штрафов, не повлекшей их неперечисления в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства, плательщик страховых взносов вправе подать в орган контроля за уплатой страховых взносов заявление*(2) об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов в связи с допущенной ошибкой с приложением документов, подтверждающих уплату им страховых взносов. При этом в заявлении указывается и КБК.
В силу ч. 11 ст. 18 Федерального закона N 212-ФЗ на основании заявления плательщика страховых взносов об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов и акта совместной сверки расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам, если такая совместная сверка проводилась, орган контроля за уплатой страховых взносов принимает решение об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов.
При этом орган контроля за уплатой страховых взносов осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму страховых взносов, за период со дня их фактической уплаты в бюджет соответствующего государственного внебюджетного фонда на соответствующий счет Федерального казначейства до дня принятия органом контроля за уплатой страховых взносов решения об уточнении основания, типа и принадлежности платежа на день фактической уплаты страховых взносов. О принятом решении об уточнении основания, типа и принадлежности платежа, отчетного (расчетного) периода или статуса плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов уведомляет плательщика страховых взносов в течение пяти дней после принятия данного решения.
Вместе с тем Федеральным законом N 212-ФЗ не установлен порядок уточнения платежа при неверном указании КБК. Однако согласно п. 2 ст. 160.1 БК РФ в функции администратора доходов бюджета входят принятие решения о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы РФ и представление соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства. Таким образом, ПФ РФ как администратор пенсионных взносов с учетом п. 1 ст. 3 Федерального закона N 212-ФЗ с 2010 года обладает полномочиями по уточнению платежа, несмотря на то что это прямо не предусмотрено данным законом.
Соответственно, положения вышеуказанных норм сводятся к тому, что сам факт неправильного указания КБК не может явиться основанием для того, чтобы обязанность по уплате страховых взносов считать неисполненной.
Суд отметил, что зачисление страховых взносов на счет бюджета позже установленных сроков уплаты страховых взносов не означает, что обязанность по уплате взносов исполнена страхователем несвоевременно, поскольку в данном случае платежное поручение оформлено страхователем в банке в установленный для уплаты страховых взносов срок и спорные суммы страховых взносов зачислены в бюджет ПФ РФ именно в связи с исполнением данного платежного поручения. Так как из-за неправильного указания КБК не возникло задолженности перед бюджетом ПФР, у проверяющих отсутствовали правовые основания для начисления заявленных к взысканию пеней.
В заключение хотим отметить следующее. Статьей 144 БК РФ установлено, что у ПФ РФ и у ФФОМС разные бюджеты, следовательно, зачет денежных средств, поступивших в бюджет другого органа, невозможен. В связи с вышесказанным если при оформлении платежных поручений допущена ошибка в указании КБК, повлекшая за собой поступление платежей в бюджет другого внебюджетного государственного фонда, обязанность по уплате страховых взносов будет считается неисполненной. Это отмечено, например, в Постановлении ФАС УО от 03.10.2013 N Ф09-10479/13 (Определением ВАС РФ от 14.11.2013 N ВАС-15303/13 отказано в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра данного постановления в порядке надзора).
От редакции. В N 9, 2015 мы рассматривали Постановление АС МО от 27.05.2015 N А40-1065/14, в котором суд разъяснил, куда нужно обратиться за возвратом денежных средств, если при перечислении страховых взносов в ПФ РФ был указан КБК налогового органа.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(2) Письмо ПФ РФ от 06.04.2011 N ТМ-30-25/3445 "Об использовании образца заявления об уточнении отдельных реквизитов в платежном документе (поручении)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"