Посчитаем ТС в целях применения "вмененки"
М.К. Мишина,
эксперт журнала
"ЕНВД: бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Единый налог на вмененный доход: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2015 г., с. 25-28.
Официальная позиция по вопросу учета количества транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов, в целях применения системы налогообложения в виде ЕНВД меняется с завидным постоянством, о чем мы неоднократно писали на страницах нашего журнала (см., к примеру, статью Н.В. Фирфаровой "Машины в ремонте. Смена позиции чиновников", N 3, 2014). Какова она на сегодняшний день? Что в связи с этим важно знать "вмененщику", оказывающему автотранспортные услуги в соответствии с пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ? Какие транспортные средства следует учесть в целях соблюдения установленного данной нормой лимита? Есть ли шанс положительного исхода судебного разбирательства в случае возникновения споров с налоговиками?
На основании пп. 5 п. 2 ст. 346.26 НК РФ спецрежим в виде ЕНВД может быть применен в отношении оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином праве (пользования, владения и (или) распоряжения) не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг. Если количество ТС налогоплательщика превышает 20, то данная деятельность в рамках системы налогообложения в виде ЕНВД облагаться не может.
Определение понятия "автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов" в Налоговом кодексе отсутствует. При этом в ст. 346.27 НК РФ под транспортными средствами (далее - ТС) понимаются автотранспортные средства, предназначенные для перевозки по дорогам пассажиров и грузов (автобусы любых типов, легковые и грузовые автомобили). К ТС не относятся прицепы, полуприцепы и прицепы-роспуски.
Как указывает Минфин, определяющим критерием для применения системы налогообложения в виде ЕНВД является количество ТС, находящихся на праве собственности, пользования, владения и (или) распоряжения (Письмо от 27.07.2015 N 03-11-09/43179), независимо от их эксплуатационного состояния (например, ремонт, простой, консервация и т.п.), а также от характера их использования налогоплательщиком (например, для хозяйственных нужд или в качестве служебного транспорта).
Обратите внимание! Еще год назад (в 2014 году) Минфин разрешал в целях уплаты ЕНВД не учитывать ТС, находящиеся в ремонте (Письмо от 17.03.2014 N 03-11-11/11347).
По мнению финансистов, в общее количество ТС также включаются ТС, полученные по договору аренды и лизинга (письма от 21.07.2015 N 03-11-11/41907, от 06.07.2015 N 03-11-11/38756). Исключение составляют сдаваемые в аренду ТС, а также внедорожный автотранспорт, то есть не предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования (например, самоходные дорожно-строительные, мелиоративные, сельскохозяйственные и иные машины), зарегистрированные в установленном порядке в органах Гостехнадзора.
Порядок регистрации ТС (автомобильного транспорта) регламентирован Постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938.
Определение категорий ТС осуществляется на основании сведений, предоставляемых соответствующими регистрирующими органами. Так, все ТС, относящиеся к автомототранспорту, имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч, предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируются в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России (п. 2 названного документа). Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные аналогичные машины и прицепы к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, регистрируют органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники.
В пункте 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" сказано, что допуск ТС для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации осуществляется путем их регистрации и выдачи соответствующих документов.
Таким образом, по мнению компетентных органов, на уплату ЕНВД может переводиться предпринимательская деятельность, связанная с оказанием услуг по перевозке пассажиров или грузов транспортными средствами, зарегистрированными в установленном порядке в органах ГИБДД как автотранспорт, предназначенный для движения по автомобильным дорогам общего пользования, независимо от того, для какой цели изначально предназначено то или иное ТС и какое оборудование на нем размещено, а также при условии, что собственником и (или) арендатором данного транспортного средства заключен договор на оказание услуг по перевозке пассажиров или грузов (письма Минфина России N 03-11-09/43179, от 09.09.2013 N 03-11-11/36939).
Сегодняшняя позиция контролирующих органов согласуется с решением Конституционного суда. В Определении от 25.02.2010 N 295-О-О отмечено, что применение спецрежима в виде ЕНВД связывается законодателем не с эксплуатацией ТС, а с правом собственности или иным правом (пользования, владения и (или) распоряжения) на них. Данные выводы, кстати, повлияли на решения некоторых арбитражных судов при разрешении споров по данному вопросу (см., к примеру, постановления ФАС ВСО от 14.06.2012 N А74-1020/2010, ФАС СЗО от 11.10.2012 N А42-7747/2011 *(1), ФАС УО от 19.06.2012 N Ф09-4730/12).
Однако нужно отметить, что после выхода в свет Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.03.2013 N 157 в судебных спорах наметилась тенденция к их разрешению в пользу налогоплательщиков. Так, высшие судьи рассмотрели следующую ситуацию: налогоплательщик лишь в эпизодических случаях использовал ТС для оказания автотранспортных услуг по перевозке грузов. В целом же они эксплуатировались в основных видах деятельности организации (в лесоводстве и лесозаготовке). Отсюда вывод, что если часть ТС используется организацией в основной, а не "вмененной" деятельности, то они не должны участвовать при расчете ЕНВД, а также при установлении возможности применения спецрежима (хоть они и принадлежат ей на праве собственности).
Вместе с тем ТС может находиться в собственности налогоплательщика, но при этом быть передано другому лицу по договору аренды. В этом случае оно также не будет участвовать в расчете "вмененного" налога. Президиум ВАС указал, что сущность спецрежима в виде ЕНВД предполагает учет при определении величины физического показателя только того имущества, которое способно приносить налогоплательщику доход и непосредственно участвовать в облагаемой ЕНВД предпринимательской деятельности.
В рассмотренном высшими судьями случае в распоряжении налогоплательщика фактически находились ТС. Передав несколько из них арендатору, он утратил правовые основания и фактическую возможность использовать это имущество в своей предпринимательской деятельности. В то же время, отметил ВАС, такие основания и возможность возникли у арендатора, который и должен учитывать соответствующие финансово-хозяйственные операции при определении объема своих налоговых обязанностей.
Следовательно, "вмененщик" при исчислении величины физического показателя вправе не включать в него ТС, переданные арендатору. Данный вывод взяли на вооружение арбитражные суды в постановлениях ФАС ВСО от 29.04.2014 по делу N А10-1337/2013, ФАС ДВО от 26.02.2014 N Ф03-7213/2013 по делу N А59-83/2013.
Рассматривая дела со схожими обстоятельствами, арбитры указывают: при определении базы по ЕНВД налоговый орган должен исходить из количества фактически используемых при осуществлении предпринимательской деятельности автотранспортных средств, а не из общего количества имеющихся у налогоплательщика на праве собственности или ином праве ТС, предназначенных для оказания соответствующих услуг (Постановление АС УО от 24.02.2015 N Ф09-553/15 по делу N А50-7373/2014). При этом налоговики должны доказать, что находящиеся на праве собственности ТС используются именно для оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов. При отсутствии доказательств такие ТС в расчете единого налога учитываться не должны (Постановление АС ВВО от 11.11.2014 по делу N А29-1314/2014).
* * *
Согласно позиции Минфина, выраженной в его последних разъяснениях, возможность применения системы налогообложения в виде ЕНВД зависит не от фактической эксплуатации ТС, а от наличия права собственности или иного права (пользования, владения и (или) распоряжения) у хозяйствующего субъекта, их использующего.
Арбитражная практика расходится с подобным мнением. Суды исходят из фактического использования ТС. Соответственно, при возникновении (полагаем, неизбежном) налоговых споров у "вмененщика" имеются все шансы доказать свою правоту.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Определением ВАС РФ от 12.04.2013 N ВАС-351/13 в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"