Готовимся к проверке ККТ и полноты учета выручки
Ю.Ю. Каменная,
эксперт журнала "Туристические и гостиничные услуги:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, ноябрь-декабрь 2015 г., с. 63-67.
Правильность применения ККТ и полноту учета выручки проверяют налоговые органы (ст. 7 Закона N 54-ФЗ*(1), п. 1 ст. 7 Закона N 943-1*(2)). И все же это разные виды проверок, хотя они и могут проводиться одновременно. Акты по их итогам составляются отдельно. Порядок проведения названных проверок регулируется разными документами:
- для проверок ККТ утвержден Административный регламент N 132н*(3);
- для проверок полноты учета выручки утвержден Административный регламент N 133н*(4).
Данный материал представляет собой тест для бухгалтеров и руководителей организаций. Оцените, насколько вы готовы к проверкам.
Вопросы для проверки
Проверка ККТ
1. Каков срок давности для привлечения к административной ответственности за неприменение ККТ?
А. Два месяца со дня совершения указанного нарушения.
Б. Один год со дня совершения указанного нарушения.
2. Какая ответственность грозит юридическим лицам за неприменение ККТ?
А. Административный штраф от 30 000 до 40 000 руб.
Б. Предупреждение или административный штраф от 40 000 до 50 000 руб.
3. Какая ответственность грозит индивидуальным предпринимателям за неприменение ККТ?
А. Административный штраф от 30 000 до 40 000 руб.
Б. Административный штраф от 3000 до 4000 руб.
4. Как складывается судебная практика по вопросам правомерности проведения налоговиками контрольных закупок?
А. В пользу налоговиков.
Б. В пользу проверяемых лиц.
5. Можно ли составить акт проверки, если должностных лиц нет на месте или они уклоняются от его подписания?
А. Да.
Б. Нет.
6. Какова максимальная длительность проверок ККТ?
А. Не более 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту соответствующего поручения.
Б. Не более 5 рабочих дней с даты выписки соответствующего поручения.
Проверка полноты учета выручки
1. Какая ответственность грозит юридическим лицам за нарушение порядка ведения кассовых операций?
А. Предупреждение или административный штраф от 30 000 до 40 000 руб.
Б. Административный штраф от 40 000 до 50 000 руб.
2. Какая ответственность грозит индивидуальным предпринимателям за нарушение порядка ведения кассовых операций?
А. Административный штраф от 40 000 до 50 000 руб.
Б. Административный штраф от 4000 до 5000 руб.
3. Какова максимальная длительность проверки полноты учета выручки?
А. Не более 20 рабочих дней с даты предъявления проверяемому объекту соответствующего поручения.
Б. Не более 30 календарных дней с даты предъявления проверяемому объекту соответствующего поручения.
4. Какой период может охватывать проверка?
А. Два месяца.
Б. Любой.
5. Возможна ли повторная проверка полноты учета выручки за один и тот же период? А. Невозможна. Б. Возможна.
6. Каков срок давности привлечения к ответственности за превышение лимита кассы?
А. Два месяца со дня совершения указанного нарушения.
Б. Два месяца со дня обнаружения указанного нарушения.
Ответы и комментарии
N вопроса | Правильный ответ | Пояснения |
Проверка ККТ | ||
1 | А | Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление о назначении административного наказания за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения ККТ не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения правонарушения |
2 | А | За неприменение ККТ юридические лица несут ответственность в виде штрафа от 30 000 до 40 000 руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ) |
3 | Б | За неприменение ККТ индивидуальные предприниматели наказываются штрафом в размере, установленном для должностных лиц, - от 3000 до 4000 руб. (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ). То, что в данном случае ИП привлекаются к ответственности как должностные лица, следует из ст. 2.4 КоАП РФ |
4 | А | В отношении правомерности контрольной закупки судебная практика противоречива. Однако необходимо учитывать, что п. 7 Административного регламента N 132н обязывает налоговиков осуществлять контроль выдачи кассовых чеков. Согласно п. 23 названного регламента эта обязанность представляет собой приобретение товара, его оплату наличными денежными средствами и (или) с использованием платежных карт, и установление факта оформления либо неоформления документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар. Верховный суд в Постановлении от 11.05.2012 N 45-АД12-4 разрешил налоговикам проводить контрольную закупку, отметив, что результаты данных мероприятий являются допустимыми доказательствами, подтверждающими факт совершения административного правонарушения (см. также Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2015 по делу N А41-44443/15). Поэтому оспорить штраф за неприменение ККТ по ст. 14.5 КоАП РФ, ссылаясь на неправомочность проведения контрольной закупки налоговиками, будет проблематично |
5 | А | В соответствии с п. 49 Административного регламента N 132н в случае, если проверяемый объект или его представитель отсутствуют либо уклоняются от подписания акта проверки, этот факт отражается в акте проверки, который направляется по почте заказным письмом по месту нахождения или месту жительства проверяемого объекта. Таким образом, данный факт не поможет избежать составления акта и наложения штрафа |
6 | Б | Согласно п. 19 Административного регламента N 132н максимальный срок проверки порядка применения ККТ составляет не более пяти рабочих дней с даты выписки соответствующего поручения |
Проверка полноты учета выручки | ||
1 | Б | Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций юридическими лицами влечет наложение административного штрафа в размере от 40 000 до 50 000 руб. (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ) |
2 | Б | За нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций ИП наказываются штрафом в размере, установленном для должностных лиц, - от 4 000 до 5 000 руб. (ч. 1 ст. 15.1 КоАП РФ). То, что в данном случае ИП привлекаются к ответственности как должностные лица, следует из ст. 2.4 КоАП РФ |
3 | А | Проверка полноты учета выручки не может длиться более 20 рабочих дней с даты предъявления поручения о проведении проверки (п. 19 Административного регламента N 133н) |
4 | Б | Для выездных налоговых проверок период, который может быть проверен, не должен превышать трех лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ). Но проверка полноты учета выручки имеет свой предмет и к налоговым проверкам не относится, поэтому налоговики могут проверить любой период. Однако привлечь к ответственности за нарушения может получиться не всегда, поскольку существует срок давности привлечения к ответственности (Письмо ФНС РФ от 12.09.2012 N АС-4-2/15195) |
5 | Б | Действующими нормативными правовыми актами периодичность проведения проверок полноты учета выручки денежных средств в организациях и у ИП не ограничена. Данный факт констатировали представители ФНС в Письме от 12.09.2012 N АС-4-2/15195 |
6 | А | Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к ответственности за превышение лимита кассы составляет два месяца со дня совершения указанного нарушения |
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
*(2) Закон РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации".
*(3) Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения, утв. Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 N 132н.
*(4) Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по осуществлению контроля и надзора за полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей, утв. Приказом Минфина РФ от 17.10.2011 N 133н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"