Комментарий к письму Министерства финансов Российской Федерации от 03.11.2015 N 02-07-07/63585 "Об отражении в учете операций с иностранной валютой"
А. Репин,
эксперт журнала "Бюджетные организации:
акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера", N 12, декабрь 2015 г., с. 10-15.
В комментируемом Письме от 03.11.2015 N 02-07-07/63585 "Об отражении в учете операций с иностранной валютой" Минфин разъясняет вопрос о порядке отражения бюджетными учреждениями в бухгалтерском учете валютных операций.
Напомним, что валютными операциями признаются (п. 9 ст. 1 Закона о валютном регулировании*(1)):
- приобретение учреждением у других организаций и отчуждение в свою пользу валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;
- приобретение учреждением у иностранной организации и отчуждение учреждением в пользу данной организации либо иностранной организацией в пользу учреждения валютных ценностей, валюты РФ на законных основаниях, а также использование валютных ценностей и валюты РФ в качестве средства платежа;
- ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее валютных ценностей, валюты РФ;
- перевод иностранной валюты, валюты РФ со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за ее пределами;
- перевод валюты РФ со счета учреждения, открытого за пределами территории РФ, на счет другой организации, открытый на территории РФ, и со счета учреждения, открытого на территории РФ, на счет другой организации, открытый за ее пределами;
- перевод валюты РФ со счета учреждения, открытого за пределами территории РФ, на счет другой организации, открытый за ее пределами;
- перевод валюты РФ со счета учреждения, открытого за пределами территории РФ, на счет учреждения, открытый за ее пределами.
Бюджетные учреждения чаще всего совершают операции по оплате денежных обязательств в иностранной валюте:
- при приобретении иностранной валюты для исполнения своих денежных обязательств;
- при направлении работников в служебные командировки за границу;
- при реализации иностранной валюты, зачисленной на счет в кредитной организации (уполномоченном банке) в виде выручки (поступлений) при осуществлении учреждением внешнеторговой деятельности;
- при получении грантов от нерезидентов РФ (международных грантов, грантов иностранных государств и общественных организаций) в иностранной валюте.
Согласно п. 8 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетные учреждения осуществляют операции с поступающими им в соответствии с законодательством РФ средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством РФ (за исключением случаев, установленных федеральным законом).
При этом в силу ч. 2 ст. 14 Закона о валютном регулировании расчеты при осуществлении валютных операций могут производиться только через банковские счета в уполномоченных банках, за исключением случаев, установленных данным законом (например при расчетах с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте РФ по договорам розничной купли-продажи товаров, расчетах при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории РФ транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению).
В соответствии с пп. "а" п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа являются валютными операциями.
Расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается ЦБ РФ. С учетом изложенного для проведения операций с иностранной валютой бюджетному учреждению необходимо открыть в банке валютный счет.
Отметим, что осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ или произведенных с нарушением валютного законодательства РФ, включая куплю-продажу иностранной валюты, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.
В соответствии с названной частью осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством РФ или осуществленных с нарушением валютного законодательства РФ, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории РФ, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц в размере от 3/4 до 1 размера суммы незаконной валютной операции.
Порядок открытия (закрытия) валютных счетов регулируется Инструкцией ЦБ РФ от 30.05.2014 N 153-И. В соответствии с п. 1.2 данной инструкции основанием для открытия банковского счета, счета по вкладу (депозиту) является заключение договора банковского счета, договора банковского вклада (депозита) с представлением всех документов, определенных законодательством РФ.
Операции бюджетных учреждений с безналичными денежными расчетами в иностранной валюте отражаются с использованием счета 201 27 000 "Денежные средства учреждения в иностранной валюте на счетах в кредитной организации" (п. 177 Инструкции N 157н*(2)).
В силу п. 153 Инструкции N 157н учет операций по движению безналичных денежных средств учреждений ведется на основании первичных документов, приложенных к выпискам с соответствующих счетов, а по движению наличных денежных средств (денежных документов) - на основании кассовых документов, предусмотренных для оформления соответствующих операций с наличными деньгами (денежными документами).
Аналитический учет по счету ведется в разрезе счетов, открытых учреждению, в карточке учета средств и расчетов либо журнале операций с безналичными денежными средствами.
Согласно п. 154 Инструкции N 157н учет операций по движению средств в иностранной валюте ведется одновременно в соответствующей иностранной валюте и валюте РФ по курсу ЦБ РФ (далее - рублевый эквивалент) на дату совершения операций.
Рублевый эквивалент остатка средств в иностранной валюте на отчетную дату (на дату формирования регистров бухгалтерского учета) отражается в бухгалтерском учете в валюте РФ по курсу ЦБ РФ на отчетную дату (на дату формирования регистров бухгалтерского учета).
Переоценка денежных средств в иностранной валюте осуществляется на дату совершения операций в иностранной валюте и отчетную дату. При этом положительные (отрицательные) курсовые разницы, возникшие при расчете рублевого эквивалента, относятся на увеличение (уменьшение) денежных средств на счетах учреждения в иностранной валюте с отнесением курсовых разниц на финансовый результат текущего финансового года от переоценки активов.
Учет операций по движению денежных средств на счете ведется в журнале операций с безналичными денежными средствами на основании документов, приложенных к выпискам со счетов, и справки, оформляемой при расчете курсовой разницы.
В комментируемом письме внимание акцентировано на случаях перечисления денежных средств в уполномоченный банк для покупки иностранной валюты в целях осуществления в дальнейшем выплат в соответствии с законодательством РФ.
В силу Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 N 65н, операции по перечислению денежных средств в уполномоченный банк для покупки иностранной валюты в целях осуществления в дальнейшем выплат в соответствии с законодательством РФ, подлежат отражению в бухгалтерском учете бюджетных и автономных учреждений по статье 610 "Выбытие со счетов бюджетов" КОСГУ.
Напомним, что для проведения кассовых выплат учреждение представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания в электронном виде или на бумажном носителе следующие платежные документы: заявку на кассовый расход (ф. 0531801), заявку на кассовый расход (сокращенную) (ф. 0531851), заявку на получение наличных денег (ф. 0531802), заявку на получение денежных средств, перечисляемых на карту (ф. 0531844), заявку на возврат (ф. 0531803) (п. 4 Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 19.07.2013 N 11н).
В Письме N 02-07-07/63585 Минфин отмечает, что в реквизитах расчетных (платежных) документов, представляемых в органы, осуществляющие кассовые операции со средствами бюджетных и автономных учреждений, и являющихся основанием для отражения названных операций на соответствующих лицевых счетах, подлежит указанию текстовое описание назначения платежа, содержащее указание на цель приобретения валюты и коды КОСГУ в зависимости от экономического содержания указанной цели (обязательства, оплачиваемого в иностранной валюте).
В реквизите "Назначение платежа" расчетного (платежного) документа после текстового описания назначения платежа (например "Покупка валюты (1330 ЕВРО)") отражаются вид, номер, дата, предмет (краткое содержание) документа-основания (государственного контракта, договора, соглашения) и (или) документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства (счет, накладная, акт выполненных работ, другое), подлежащего оплате в иностранной валюте (например "Оплата издательских услуг по договору от 15.10.2015 N P1788").
Названные операции в бюджетном учете органов, осуществляющих кассовые операции со средствами бюджетных и автономных учреждений, отражаются в установленном порядке исходя из кодов КОСГУ, указанных в соответствующих реквизитах расчетного (платежного) документа.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
*(2) Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 N 157н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"