Снятие ограничений по распоряжению имуществом, ввезенным в качестве вклада в уставный капитал: есть ли пробел в законодательстве?
Е.С. Легашова,
партнер адвокатского бюро "Юсланд",
старший преподаватель кафедры
государственного и административного права
юридического факультета СПбГУ
Журнал "Закон", N 8, август 2015 г., с. 158-163.
По общему правилу товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых были предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, являются условно выпущенными (ст. 200 Таможенного кодекса Таможенного союза*(1); далее - ТК ТС) и могут использоваться лишь в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.
Такие товары сохраняют статус условно выпущенных до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов, если иное не предусмотрено законодательством государств - членов Таможенного союза. С момента прекращения соответствующей обязанности товары приобретают статус товаров Таможенного союза.
ТК ТС в подп. 2 п. 2 ст. 211 предусматривает прекращение обязанности декларанта по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении вышеуказанных товаров по истечении пяти лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если не установлен иной срок действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами, при условии, что в этот период не наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, установленный подп. 2 п. 3 ст. 211.
Особую актуальность вышеуказанные нормы приобретают в последнее время применительно к снятию ограничений в отношении имущества, ввезенного иностранным инвестором в качестве вклада в уставный капитал российского юридического лица (далее - товар).
Так, согласно Порядку применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 (далее - Решение КТС N 728), иностранные товары, ввозимые в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда), освобождаются от уплаты таможенных пошлин в порядке и на условиях, предусмотренных нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза. При этом в случае выхода иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся указанной тарифной льготой, а также при совершении этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на такие товары, либо при передаче таких товаров во временное пользование обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (абз. 3 п. 4 Порядка).
В Российской Федерации соответствующий порядок применения льготы установлен Постановлением Правительства РФ от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" (далее - Постановление N 883).
Согласно п. 1 Постановления N 883 товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что они не являются подакцизными, относятся к основным производственным фондам, ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала. Пункт 2 Постановления N 883 предусматривал, что в случае реализации вышеуказанных товаров причитающиеся к уплате на дату условного выпуска таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации. Иные случаи нецелевого использования условно выпущенных товаров не были установлены. Однако Федеральной таможенной службой в письмах от 28.05.2012 N 23-20/26488 и от 30.12.2013 N 15-95/60489 по данному вопросу были даны разъяснения, которые сводятся к тому, что с момента вступления в силу Решения КТС N 728 Постановление N 883 должно применяться в части, не противоречащей этому Решению*(2).
Таким образом, по общему правилу товар ограничен в использовании до момента истечения пятилетнего срока. То есть до истечения указанного срока распоряжение товаром, а также выход иностранного лица из состава учредителей организации обусловлены уплатой ввозной таможенной пошлины.
В силу п. 1 ст. 366 ТК ТС Кодекс применяется к отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза и возникшим со дня вступления его в силу. Что касается отношений, возникших до его вступления в силу, ТК ТС применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли со дня его вступления в силу, с учетом положений ст. 367-372. Учитывая п. 2 ст. 366 и п. 1 ст. 370 ТК ТС, течение пятилетнего срока, определенного подп. 2 п. 2 ст. 211, начинается с 01.07.2010 (с даты вступления ТКТС в силу). Судебная практика подтверждает данный вывод*(3). При этом ФТС России исчисляет данный срок с 02.07.2010 со ссылкой на п. 3 ст. 5 ТК ТС: "Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало" (письмо ФТС от 12.08.2010 N 05-13/39454). Такое различие позиций по вопросу определения срока на практике может породить споры с таможенными органами, но не является пробелом в законодательстве и может быть устранено в процессе толкования действующих норм.
Следовательно, при соблюдении условий, указанных в подп. 2 п. 2 ст. 211 ТК ТС, товары, ввезенные до 01.07.2010, с 01.07.2015 приобретают статус товаров Таможенного союза, а ранее введенные ограничения по пользованию и распоряжению ими прекращают действовать.
Это правило распространяется также и на товары, ввезенные после 01.07.2010, - ограничения снимаются по истечении пятилетнего срока со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, если не установлен иной срок действия ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами.
Вместе с тем действующим законодательством не установлено какой-либо специальной процедуры для снятия вышеуказанных ограничений, что, на наш взгляд, также не следует рассматривать как пробел в законодательстве.
Действительно, на основании ст. 205 ТК ТС обязанность по подтверждению соблюдения условий помещения товаров под таможенную процедуру возложена на декларанта.
Декларант обязан представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля (ст. 98 ТК ТС), а таможенные органы, в свою очередь, вправе запрашивать такие документы и сведения и устанавливать достаточный срок для их представления. Исходя из п. 4 ст. 98 ТК ТС подтверждающими документами могут являться коммерческие и бухгалтерские документы, а также иная информация, относящаяся к пользованию или распоряжению товарами в период их нахождения под контролем.
В соответствии с ч. 13 ст. 177 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании) лица, пользующиеся и (или) владеющие товарами, помещенными под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, не реже одного раза в шесть месяцев или по требованию таможенного органа обязаны представлять отчетность о выполнении требований и условий применения указанных таможенных процедур, а также о соблюдении ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами.
В связи с тем, что товары ограничены по пользованию и/или распоряжению из-за предоставления льготы по уплате ввозной пошлины, после прекращения обязанности по уплате сумм ввозных пошлин и налогов по ст. 211 ТК ТС данные ограничения снимаются. Как результат, прекращается обязанность по представлению отчетности в виде документов и сведений о соблюдении ограничений по пользованию и (или) распоряжению товарами.
Сущностным признаком наличия пробела в законодательстве является полное отсутствие нормы или такие ее изъяны, которые исключают возможность разрешения вопроса, требующего регулирования, путем интерпретации действующих норм. Крайне важно отличать от пробела отсутствие дополнительных требований или особого порядка применения существующей нормы.
Российское таможенное законодательство традиционно сильно формализовано. Действующий ТК ТС содержит существенный объем отсылочных норм, которые предусматривают регулирование на уровне Евразийского экономического союза (в прошлом на уровне ЕврАзЭС) и/или таможенного законодательства государств - членов Таможенного союза. Помимо Закона о таможенном регулировании по-прежнему сохраняют силу и издаются новые приказы ФТС России.
Польза подробного дополнительного регулирования может заключаться в том, что детальное описание процедуры станет относительным гарантом единообразного понимания и применения конкретной общей нормы на местах. Хотя на практике такая гарантия не всегда эффективно реализуется и является весьма относительной. Кроме того, целесообразность такого регулирования может быть обоснована необходимостью осуществления контрольных функций со стороны таможенных органов.
Следуя этой традиции, прежде чем применить какую-то норму, особенно предусматривающую снятие ранее введенных ограничений, должностные лица таможенных органов и участники внешнеторговой деятельности заранее предполагают, что этот процесс будет сопровождаться специально установленными процедурами и требованиями. А когда не находят таковых, первым делом думают о том, нет ли пробела в законодательстве и будет ли конкретная норма реализована должностными лицами без подробного регулирования или разъяснения вышестоящих органов.
Например, встречаются случаи, когда организация обращалась в таможенные органы с заявлением, содержащим просьбу снять товар - оборудование - с таможенного контроля в связи со снятием ограничений. Так как на момент обращения пятилетний срок не истек, таможенный орган ответил отказом в форме письма.
При этом необходимость обращения в таможенные органы для снятия подобного товара с таможенного контроля законодательством не установлена. Исключение могут составить случаи, скажем, выпуска транспортных средств, когда действительно существует необходимость обращения в таможенные органы с заявлением о внесении изменений в паспорт транспортного средства (ПТС), так как снятие ограничений потребует внесения таких изменений в связи с тем, что при условном выпуске транспортного средства в строке 20 ПТС указываются установленные таможенными органами в соответствии с таможенным законодательством ограничения по пользованию и (или) распоряжению транспортными средствами, ввозимыми в Российскую Федерацию.
Далее, в ст. 200 ТК ТС прямо указано, что после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов условно выпущенные товары приобретают статус товаров Таможенного союза (п. 5) без повторного помещения их под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (п. 7 названной статьи).
Кроме того, ст. 1 ТК ТС допускает таможенное регулирование в Таможенном союзе в соответствии с законодательством его государств-членов только в части, не урегулированной таможенным законодательством Союза, и до установления соответствующих правоотношений на уровне таможенного законодательства Таможенного союза.
Можно сделать вывод, что при отсутствии пробела в регулировании исследуемого вопроса на уровне наднационального законодательства Таможенного союза было бы неправильно ставить вопрос о необходимости или допустимости его регулирования национальным законодательством государства - члена Союза.
Что же это дает участникам внешнеэкономической деятельности, не имеющим статуса уполномоченного экономического оператора, на практике?
Признание отсутствия пробела в действующем таможенном законодательстве при отсутствии дополнительного регулирования на уровне национального законодательства приведет, например, к следующему: добросовестный участник внешнеэкономической деятельности, который ввез в 2001 г. иностранное оборудование в качестве вклада в уставный капитал с применением льготы, должен самостоятельно оценить, имея подтверждающие документы, наступили ли за истекший период (до 01.07.2015) основания для уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов, от которых он был освобожден при применении соответствующей льготы. Если в этот период не было никаких нарушений наложенных ограничений по пользованию или распоряжению товарами и срок уплаты таможенных платежей ранее не наступил, то такие ограничения прекращают свое действие с соответствующего числа. Как следствие, для дальнейшего распоряжения этим оборудованием такому лицу не требуется какого-либо специального разрешения таможенного органа и не требуется ждать отдельного порядка или разъяснения, которые должен издать уполномоченный орган.
Важно отметить, что это не исключает права таможенных органов осуществлять контроль соблюдения таможенного законодательства после выпуска. Соответственно, участнику внешнеэкономической деятельности в случае реализации оборудования необходимо будет иметь доказательства соблюдения требований, установленных в подп. 2 п. 2 ст. 211 ТК ТС.
Согласно п. 5 ст. 98 ТК ТС документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение пяти лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств - членов Таможенного союза. Частью 3 ст. 166 Закона о таможенном регулировании установлено, что документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться декларантами не менее трех календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем.
Как уже отмечалось ранее, возможны отличия в ситуации, например, снятия ранее наложенных ограничений на транспортные средства. Отличия обусловлены тем, что для дальнейшей реализации транспортного средства необходимо предварительно внести изменения в ПТС.
В таком случае декларанту необходимо будет обратиться с соответствующим заявлением в таможенные органы, которые при осуществлении контроля проверят соблюдение всех установленных ограничений и внесут необходимые изменения.
В настоящее время ведется активная работа над разработкой нового Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. На данном этапе рано делать однозначные выводы относительно того, останется подход законодателя к вопросу снятия ограничений прежним или нет, но в текущей редакции проекта предусмотрено регулирование, аналогичное действующему кодексу. Так как вступление в действие нового кодекса запланировано на 01.01.2016, можно лишь констатировать, что до этого момента будут сохранять действие вышеуказанные нормы, поэтому крайне важно обеспечить их единообразное понимание и применение. Для этого совсем не обязательно устанавливать дополнительные требования и процедуры, а необходимо лишь правильно интерпретировать существующие нормы.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17).
*(2) См.: решения Суда ЕврАзЭС и постановления Апелляционной палаты Суда ЕврАзЭС по делам N 2-4/1-2014 (1-7/4-2013) и 2-4/2-2014 (1-7/5-2013). См. также: Определение ВС РФ от 21.07.2015 по делу N 305-КГ15-2443.
*(3) См.: постановления ФАС Северо-Западного округа от 20.01.2012 по делу N А56-14344/2011, от 23.08.2012 по делу N А13-15396/2011.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Легашова Е.С. Снятие ограничений по распоряжению имуществом, ввезенным в качестве вклада в уставный капитал: есть ли пробел в законодательстве?
Legashova E.S. Removal of the restrictions related to the disposal of the goods imported as a contribution to a company's charter capital: is there a gap in the legislation?
Статья посвящена проблеме применения на практике нормы, устанавливающей возможность снятия ограничений по распоряжению товаром, ввезенным в качестве вклада в уставный капитал с применением льготы по уплате таможенной пошлины, по истечении пяти лет с момента ввоза. Отсутствие детального порядка действий декларантов и должностных лиц таможенных органов в этом случае может рассматриваться как пробел в законодательстве. Автор обосновывает отсутствие пробела и, как следствие, отсутствие препятствий для непосредственного применения подп. 2 п. 2 ст. 211 Таможенного кодекса Таможенного союза.
The article deals with the problem of practical application of the rule establishing the possibility of removal of the restrictions related to the disposal of the goods imported as a contribution to a company's charter capital with the exemption from payment of customs duty after five years from the date of entry. The absence of both detailed regulation of the procedure for removing restrictions for declarants and regulations to be adhered to by customs officers could be regarded as a gap in the customs legislation. Still, the author asserts that there is no gap, and, consequently, there are no obstacles for direct application of subparagraph 2 of paragraph 2 of Article 211 of the Customs Code of the Customs Union.
Ключевые слова: таможенная пошлина, ввоз, вклад в уставный капитал, льгота, пробел в законодательстве, снятие ограничений
Keywords: customs duty, import, contribution to the charter capital, exemption, gap in the law, removal of the restrictions
Снятие ограничений по распоряжению имуществом, ввезенным в качестве вклада в уставный капитал: есть ли пробел в законодательстве?
Автор
Е.С. Легашова - партнер адвокатского бюро "Юсланд", старший преподаватель кафедры государственного и административного права юридического факультета СПбГУ
"Закон", 2015, N 8