Организация обратилась в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества. Регистрирующий орган отказал в проведении регистрации со ссылкой на тот факт, что объект является протяженным и находится на территории нескольких регистрационных округов.
Правомерен ли отказ регистрирующего органа в рассматриваемой ситуации?
Специалисты Центра методологии
бухгалтерского учета и налогообложения
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 23, декабрь 2015 г., с. 52-53.
В рассматриваемой ситуации отказ регистрирующего органа является неправомерным, так как законодательство не предусматривает в качестве основания для отказа в государственной регистрации права собственности факт протяженности объекта недвижимости на несколько регистрационных округов, что подтверждается сложившейся судебной практикой арбитражных судов.
Обоснование. В соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон N 122-ФЗ) документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В п. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ установлены основания, по которым регистрирующий орган отказывает в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества. Обращаем внимание, что данная норма не содержит такого основания для отказа, как протяженность объекта по территории нескольких регистрационных округов.
На основании п. 1 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации.
В силу п. 2 ст. 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Согласно ст. 1 Закона N 122-ФЗ регистрационный округ - территория, на которой осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, ведения государственного кадастра недвижимости.
В письме Росреестра от 29.08.2013 N 14-исх/07958-ГЕ/13 "Об изменениях законодательства" разъясняется, что внесены изменения в ст. 2, 9, 16, 22, 22.1 Закона N 122-ФЗ в части исключения действующей в настоящее время нормы о том, что государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа (что создает предпосылки для внедрения возможности подачи документов для государственной регистрации прав по экстерриториальному принципу (в любом офисе приема документов вне зависимости от места нахождения объекта недвижимости) и передачи на межрегиональный уровень полномочий по принятию решений по регистрации прав в целях повышения производительности осуществления учетно-регистрационных процедур за счет перераспределения нагрузки между различными территориальными подразделениями в зависимости от интенсивности входящих потоков заявлений, а также минимизации взаимодействия должностных лиц, принимающих юридически значимые решения, с заявителями).
Таким образом, положения Закона N 122-ФЗ не предусматривают права регистрирующего органа отказать в государственной регистрации права собственности на протяженный объект недвижимого имущества, если он располагается на территории нескольких регистрационных округов.
В обоснование данной позиции приведем примеры из судебной практики.
Так, в постановлении ФАС Московского округа от 09.07.2014 N Ф05-5894/2014 указывается, что действующим законодательством не предусмотрен отказ в регистрации протяженных объектов, расположенных на территории нескольких регистрационных округов.
Аналогичная позиция также получила выражение в постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2014 N А41-54827/13, от 02.04.2014 N А41-54830/13, от 28.02.2014 N А41-57446/13, от 26.02.2014 N А41-51685/13.
Таким образом, исходя из анализа приведенных ранее норм, позиции официальных органов и судебной практики следует, что в рассматриваемой ситуации отказ регистрирующего органа является неправомерным, так как действующее законодательство не предусматривает в качестве основания для отказа в государственной регистрации права собственности наличие факта протяженности объекта недвижимости на несколько регистрационных округов.
1 декабря 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).