1. Нужно ли директору предприятия проходить обучение на курсах охраны труда, если в штате предприятия есть сотрудник - специалист по охране труда, или в случае, если директор назначил одного из своих заместителей заниматься вопросами охраны труда? 2. Несёт ли директор ответственность за упущения по вопросам охраны труда, если в штате предприятия есть сотрудник - специалист по охране труда, или в случае, если директор назначил одного из своих заместителей заниматься вопросами охраны труда?
1. Да, руководитель организации обязан проходить обучение по охране труда даже в том случае, если в штате организации имеется соответствующий специалист или полномочия по вопросам охраны труда переданы одному из заместителей директора.
2. Директор организации может быть привлечен к дисциплинарной ответственности за неисполнение своих должностных обязанностей. Если он выполнил требования действующего законодательства и надлежащим образом организовал службу охраны труда или назначил специалиста по охране труд, то вся ответственность за невыполнение требований по обеспечению безопасных условий и охраны труда лежит на работниках службы охраны труда специалисте по охране труда.
Правовое обоснование:
Статья 225 ТК РФ устанавливает, что все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели - индивидуальные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии с п. 1.5 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденного Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 N 1/29, обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда в соответствии с указанным Порядком подлежат все работники организации, в том числе ее руководитель.
Статья 217 ТК РФ устанавливает, что в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по охране труда их функции осуществляют работодатель - индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации, за исключением организаций, проводящих специальную оценку условий труда, порядок аккредитации которых устанавливается законодательством о специальной оценке условий труда. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Информационный портал Роструда "Онлайнинспекция.РФ", сентябрь 2015 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Текст материала опубликован на информационном портале Роструда "Онлайнинспекция.РФ" и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.