Альтернативы нет!
Л. Каменкова,
Председатель Экономического Суда СНГ,
Республика Беларусь,
г. Минск
Газета "эж-ЮРИСТ", N 49, декабрь 2015 г.
В настоящее время Экономический Суд СНГ проходит очередной сложный этап своего развития. Совершенно очевидно, что давно назрела необходимость его модернизации, усиления его позиции, как международного судебного органа.
Функции и значение Суда
Экономический Суд Содружества Независимых Государств является уставным органом Содружества Независимых Государств (ст. 32 Устава СНГ) и действует на основании Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 06.07.1992 года (далее - Соглашение от 06.07.1992).
Участниками Соглашения от 06.07.1992 являются: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Республика Узбекистан.
К компетенции Экономического Суда СНГ относятся разрешение межгосударственных экономических споров и толкование положений соглашений, актов Содружества и его органов. Учредительными документами Экономического Суда СНГ предусмотрена и факультативная (договорная) юрисдикция, то есть соглашениями государств - участников СНГ к ведению Экономического Суда СНГ могут быть отнесены и другие споры, связанные с исполнением соглашений и принятых на их основе иных актов Содружества.
В рамках СНГ действуют 37 международных правовых актов, содержащих договоренности о передаче в данный Суд возможных споров, в том числе и между государствами, не участвующими в Соглашении от 06.07.1992. Например, участниками Соглашения от 09.10.1992 о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности, устанавливающего в ст. 17 юрисдикцию Экономического Суда СНГ, являются 10 государств Содружества.
Экономический Суд СНГ определен в качестве судебного механизма разрешения споров, возникающих из соглашений, составляющих правовую основу реализации базовых экономических свобод в СНГ. К таким соглашениям, в частности, относятся: Договор от 18.10.2011 о зоне свободной торговли*(1); Соглашение от 01.10.2011 об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах - участниках СНГ; Соглашение от 18.10.2011 о Единой системе учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств - участников СНГ; Соглашение от 05.12.2012 о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств - участников СНГ и др. Также Экономический Суд СНГ определен как орган по разрешению споров в разрабатываемом проекте Протокола между государствами - участниками Договора от 18.10.2011 о правилах и процедурах регулирования государственных закупок.
Президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Кыргызской Республики в приветственных адресах участникам Международной научно-практической конференции "20 лет Экономическому Суду СНГ" отметили авторитетность Экономического Суда СНГ, его роль в обеспечении единообразного применения соглашений Содружества и сближении национальных правовых систем, положительное влияние на правоприменительную практику государств - участников Содружества.
Так, Президент Республики Беларусь А. Лукашенко подчеркнул: "Экономический Суд СНГ является авторитетной международной организацией, эффективно и профессионально обеспечивающей законность в экономической сфере. Использование судебных механизмов для разрешения экономических споров - это наиболее действенный способ урегулирования возникающих противоречий и установления справедливости".
Президент Республики Казахстан Н. Назарбаев отметил: "Роль Экономического Суда СНГ как органа, обеспечивающего единообразное применение соглашений Содружества и способствующего сближению национальных правовых систем государств - участников Содружества, трудно переоценить. За время своего существования Суд Содружества занял важное место в системе международных судов. О его высоком статусе свидетельствует и уровень профессионализма его судей, являющихся специалистами высокой квалификации и представляющих соответствующие страны СНГ. Полагаю, что в современных условиях роль и значение Суда СНГ будет возрастать".
Президент Кыргызской Республики А. Атамбаев резюмировал: "Решения Экономического Суда оказывают положительное влияние на правоприменительную практику государств - участников Содружества".
Статистика судебной практики
За период деятельности Экономическим Судом СНГ вынесено 120 судебных актов, в том числе за период с 2010 по 2015 год - 26. Пленумом Экономического Суда СНГ принято 98 постановлений и два решения, в том числе за период с 2010 по 2015 год - 29 постановлений.
Указанная статистика свидетельствует о тенденции дальнейшей активизации деятельности Экономического Суда СНГ.
По состоянию на 30 ноября 2015 года в производстве находилось четыре дела, по трем из которых вынесены решения. В частности, Экономическим Судом СНГ приняты: Определение от 12.10.2015 N 01-1/4-15(01-1/2-03) "О разъяснении решения Экономического Суда СНГ от 24.06.2003 N 01-1/2-03" в части порядка бесплатного проезда родителей и жен погибших военнослужащих предусмотренными Соглашением от 12.03.1993 о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, видами транспорта один раз в два года; Решение от 30.10.2015 N 01-1/1-15 о толковании ст. 2 Соглашения от 24.12.1993 (в редакции Протокола о внесении изменений, подписанного 10.12.2010) о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств и Решение от 26.11.2015 N 01-1/2-15 о толковании ч. 1 ст. 1 Соглашения от 24.12.1993 о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств.
В производстве также находится дело о толковании Решения правительств государств - участников Содружества Независимых Государств от 28.04.1993 о ходе выполнения Соглашения от 09.10.1992 о многосторонней межгосударственной специализации производства и поставок сортовых и гибридных семян сельскохозяйственных культур по вопросу определения правового статуса данного Решения (заявитель - Межправительственный координационный совет по вопросам семеноводства Содружества Независимых Государств).
Экономический Суд СНГ - единственный международный суд, который наделен правом официального толкования международных договоров и актов органов Содружества. "Следует признать, что Экономический Суд занимает важное место в развитии СНГ благодаря его толковательной компетенции. Вынося толковательные решения по запросам органов СНГ, Экономический Суд способствует развитию не только внутреннего права СНГ (уточняя, например, функции его органов), но и национального права государств-членов", - отмечает член Научного совета РАН по проблемам СНГ, д.ю.н. Г. Шинкарецкая*(2).
Решения Экономического Суда СНГ в сфере экономики и инвестиций позволяют исключить недобросовестное применение в отношении государств - участников СНГ договорных норм, предоставляющих пространство для их неоднозначного толкования. Так, разъяснение Судом в Решении от 28.03.1997 порядка рассмотрения инвестиционных споров для государств - участников Конвенции о защите прав инвестора предотвратило возможность рассмотрения споров государств - участников СНГ ненадлежащим судом, в частности для Кыргызской Республики по искам инвесторов третьих стран на сумму более 140 млн. долл. США (Решение Экономического Суда СНГ от 23.09.2014 N 01-1/1-14). Международным сообществом оценен вклад Экономического Суда СНГ в решение обозначенной проблемы, поскольку данное решение было номинировано на получение премии "GAR Awards" в номинации "Наиболее важное решение для судебной практики, опубликованное в 2014 году". Среди номинантов значились решения, вынесенные МЦУИС, Трибуналом ЮНСИТРАЛ, Постоянной палатой третейского суда, Трибуналом ООН по морскому праву, верховными судами США, Маврикия, Китая, Австралии и Экономическим Судом СНГ. Хотя Экономический Суд СНГ и не удостоился данной премии, тем не менее само включение решения данного Суда в список номинантов на получение престижной премии говорит о его высоком качестве и значимости.
Устранить и унифицировать
В ряде случаев наличие коллизий норм национального законодательства с положениями международного договора приводит к негативным правовым последствиям и зачастую к убыткам хозяйствующих субъектов и служит основанием для обращения в Экономический Суд СНГ. Так, разъяснения Судом Правил определения страны происхождения товаров от 30.11.2000 (Решение от 10.04.2008 N 01-1/5-07) способствовали единообразному применению органами государств - участников Соглашения от 15.04.1994 о создании зоны свободной торговли норм указанных Правил, что позволило хозяйствующим субъектам избежать существенных убытков.
Экономический Суд СНГ внес весомый вклад в разъяснение норм учредительных документов Содружества. В рамках толкования данным судом разъяснено, какие государства и с какого времени являются участниками Содружества, какими правами обладает СНГ. Экономический Суд СНГ разъяснил порядок принятия документов об учреждении органов Содружества, а также нормы, регламентирующие правовой статус Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, МТРК "Мир" и Межгосударственного банка.
В целях устранения пробелов, фрагментарности права Содружества Экономическим Судом СНГ в рамках рассматриваемых дел выработано большое количество рекомендаций по совершенствованию актов СНГ. Например, Судом рекомендовано урегулировать на многостороннем (двустороннем) уровне единый порядок извещения стороны о судебном процессе (Консультативное заключение от 26.04.2014), единый механизм в вопросах принятия к исполнению либо отказа в принятии к исполнению поручений, касающихся обеспечительных мер (Консультативное заключение от 14.04.2014), и др. Так, на основании рекомендаций Суда был разработан Протокол от 10.12.2010 о внесении изменений в Соглашение от 24.12.1993 о размере государственной пошлины и порядке ее взыскания при рассмотрении хозяйственных споров между субъектами хозяйствования разных государств.
Важным направлением деятельности Экономического Суда СНГ является работа по унификации судебной практики разрешения споров и применения международных соглашений, проводимая в рамках Совета председателей высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших государственных органов, разрешающих в государствах-участниках экономические споры. За период с 2010 по 2015 год Советом председателей судов рассмотрено и принято девять решений, касающихся деятельности Экономического Суда СНГ и актуальных вопросов правоприменения, подготовленных им. Например, об исчислении срока давности предъявления решений иностранных судов к принудительному исполнению, об установлении форс-мажорных обстоятельств при рассмотрении экономических (хозяйственных) споров и др.
С учетом решений Экономического Суда СНГ рассматриваются дела судами государств - участников Содружества. Например, Определение КС РФ от 27.06.2005 N 232-О, Постановление надзорной судебной коллегии по гражданским и административным делам Верховного Суда Республики Казахстан от 11.03.2014 N 3гп-157-14, Решение Арбитражного суда г. Москвы от 19.11.2014 (А40-25942/14-25-164), Постановление апелляционной судебной коллегии по гражданским и административным делам г. Астаны от 05.06.2015 (дело N 2А-2679-2015), Решение Есильского районного суда г. Астаны от 17.03.2015 (дело N 2-771/15) и др.
По информации, представленной органами исполнительной власти государств - участников СНГ, решения Экономического Суда СНГ применяются министерствами обороны при назначении пенсии военнослужащим, прибывшим на постоянное место жительства в их государства, таможенными органами - по вопросу об условиях транспортировки товаров через территории третьих стран, министерствами транспорта - по вопросу льготного проезда для инвалидов и участников Великой Отечественной войны и лиц, к ним приравненных, и др. Решения данного Суда также применяются в государствах, не являющихся участниками Соглашения от 06.07.1992: Азербайджанской Республике, Республике Армении, Республике Молдова, на Украине.
Экономический Суд СНГ взаимодействует с Кассационным судом Республики Армении, Высшей судебной палатой Республики Молдова, Верховным судом Украины, которые представляют по запросам Экономического Суда СНГ информацию о судебной практике своих государств по вопросам, находящимся на рассмотрении данного Суда.
Вне зависимости от участия в Соглашении от 06.07.1992 деятельность Экономического Суда СНГ направлена на защиту интересов всех государств Содружества.
В Экономический Суд СНГ постоянно обращаются граждане государств - участников Содружества с просьбами о разрешении проблем, возникающих при применении норм международных соглашений СНГ, посвященных вопросам защиты их социально-экономических прав. С 2010 года по ноябрь 2015 года Экономическим Судом СНГ рассмотрено 178 таких заявлений, что свидетельствует о востребованности Экономического Суда СНГ и необходимости расширения круга субъектов, имеющих право на обращение в Суд.
Таким образом, Экономический Суд СНГ помогает решать возникающие в рамках Содружества правовые вопросы межгосударственного сотрудничества, способствует защите нарушенных прав граждан государств Содружества, созданию и обеспечению единства правового пространства Содружества, преодолению фрагментарности права Содружества, унификации судебной практики разрешения споров.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Участниками Договора являются: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация и Украина. Вступил в силу 16 мая 2014 года Протокол от 31.05.2013 о применении Договора от 18.10.2011 между его сторонами и Республикой Узбекистан.
*(2) http://www.eurasialegal.info/index.php?option=com_content&view=article&id =1916:2013-03-11-10-26-25&catid= 2:right-of-the-countries-cis&Itemid=42.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru